Куликово поле

Объектом социологического опроса я побывал в очень раннем возрасте – учеником третьего или четвертого класса.
Помню, как наша историчка подвела ко мне незнакомую женщину, и представила меня: вот вам типичный отличник. Женщина достала анкету, спросила мой возраст, и задала мне несколько вопросов, из которых я запомнил лишь один:
- Какое из исторических событий, изученных на уроках «Истории СССР» тебе больше всего понравилось?
Не раздумывая, я сразу ответил:
- Куликовская битва.
Перед моим взором при этом имени одна за другой проходили следующие картины:
- Дмитрий Донской со своею дружиной, верхами, ожидают на Куликовом поле подхода Мамаева воинства;
- Инок Пересвет повергает оземь печенежского воина Челубея;
- Засадный полк сокрушает вражескую конницу;
- Огромное поле, покрытое телами павших бойцов, над которым кружат вороны.

Тридцать лет спустя, в начале восьмидесятых, мое детское пристрастие к Куликовской битве вылилось в идефикс: совершить визит в это славное место. Не то, чтобы я надеялся получить какое-нибудь яркое зрительное впечатление; - меня весьма занимало следующее представление: в любой момент времени среди двухсот миллионов жителей нашей страны найдется, ну, скажем, тысяч десять человек, которые подумали: «Куликово поле», а, может быть, даже его  себе представили. Можно ли, находясь на Куликовом поле, ощутить концентрацию направленных на него мыслей, и их прочувствовать?
И настал момент, когда от намерения я перешел к действию.
Утренняя электричка доставила меня в Тулу. На привокзальной площади я сел на междугородный автобус рейсом до городка Куркино. Проехав сто километров в юго-восточном направлении, я вышел на остановке, размещенной в чистом поле в месте ответвления шоссе, направлявшегося на восток, и долго дожидался местного автобуса, который довез меня до Красного холма.
На его вершине, окруженный невысокой (по пояс), каменной стенкой, высился памятник Дмитрию Донскому – высокая чугунная колонна с плавно уменьшающимся кверху диаметром, завершенная луковичным куполом, увенчанным крестом, сверкавшим позолотою. Поверхность колонны, возведенной на массивном круглом основании, профилирована глубокими каннелюрами, и разделена кольцевыми выступами на пять ярусов. Ее архитектура – ложно-византийский стиль – ярко свидетельствует о времени ее возведения – эпохе Николая I; монумент был построен в 1850 году по проекту Александра Брюллова (брата художника Карла Брюллова).
Кроме этой колонны ничего примечательного я не заметил, но мне больше ничего и не было нужно – я достиг своей цели: - вокруг меня  расстилалось Куликово поле, вот уже шестьсот лет привлекающее мысли русских людей; если я был бы верующим, я бы его назвал намоленным местом.
За полдня пути я из лесной полосы переместился в лесостепь, но лесные колки были редки и малы;  куда ни глянь, поля, изборожденные неглубокими оврагами, тянулись вплоть до горизонта, который манил, ибо  программа-максимум моего визита предполагала посещение места слияния Дона и Непрядвы, которое упомянуто в летописях, как место Куликовской битвы.
Так как я намеревался вернуться в Москву в тот же день, до отправления в обратный путь мне оставалось два часа. Прикинув по солнцу направление на устье Непрядвы, я двинулся прямо через поле; благо, что стоял сентябрь, и хлеб уже был убран. Когда первый час уж  подходил к концу, я начал опасаться, что так и не успею дойти до Непрядвы, или до Дона. Проходя по дну неглубокой балки, я спешил поскорее из нее выбраться, надеясь, что увижу, наконец, желанную речную долину, но, поднявшись наверх , видел лишь очередную балку, и никаких признаков реки. Ускоряя шаг, я почти перешел на бег, но бежать по стерне – трудно.
И вот мне остался один лишь час; оглядевшись на локальной вершине, и не увидев ничего многообещающего даже встав на цыпочки, я, скрепя сердце, двинулся в обратный путь. По дороге я себя успокаивал тем, что, хоть я и не дошел до устья Непрядвы, я все равно иду по полю великой битвы. Ведь по оценкам историков, его размеры составляли 10;12 километров, а я прошел шесть.
Я успел на автобус, и добрался до дома к двум часам ночи.

Когда при написании этого текста я вернулся к теме Куликова поля, то оказалось, что за прошедшие годы произошли серьезные изменения. Поскольку археологи в районе слияния Непрядвы и Дона не нашли никаких следов оружия, которые на месте столь крупного  сражения обязательно должны были быть, поиски сместились к западу, к истоку Непрядвы – озеру Волово. Там и нашли поле с большим количеством мелких металлических частиц – остатков кольчуг, топоров и копий. Оказалось, что Куликово поле было гораздо меньших размеров – шириной полтора и длиной два километра, а не 10;12. Шестьсот лет назад сведения передавали изустно, а людям свойственно преувеличивать.
Так выяснилось, что на Куликовом поле я не побывал. Может быть, я разочарован? Да нисколько! За прошедшие годы я тоже изменился, ибо обнаружилось, что  Куликово поле для меня теперь - не место концентрации  патриотической мысли, как некогда, а - момент моей личной биографии.
История приватизируется.
                Май 2022 г.


Рецензии