Из дневника

                I.
       Я листаю свои записи, сделанные с начала прошлого года. Странное ощущение, когда ты читаешь написанное тобой же о событиях, произошедших накануне катастрофы. Тогда ты писал о своей жизни, записывал эпизоды семейной хроники, не забывал отразить и происходящее в твоем городе, в твоей стране и даже вокруг неё.
       А главное – я всегда пытался, насколько хватало фантазии и способностей, выразить свое ощущение от происходящего. Но в те дни у меня напрочь отсутствовало ощущение надвигающейся опасности. А тем более такой опасности, которая могла бы переродиться в войну. Ожидания ее и близко не было!.. Да, тревожные мысли присутствовали.

       Сначала это было неосознанное беспокойство оттого, что в воздухе витает напряженность. Мое беспокойство выражалось по-разному. Однажды это был странный, мистический сон, в котором я неожиданно встретился со своей одноклассницей, с которой мы долго разговаривали обо всем на свете. Меня тогда поразило то, что я воспринял сон абсолютно реальной встречей, напрочь забыв, что моей одноклассницы в живых нет уже немалое время.
       Потом несколько дней я настолько напряженно размышлял об этом сне, что и свои чувства, и сам эпизод воплотил в рассказ, в котором попытался расшифровать – отчего мне было это видение, и что оно обозначает.

        А перед этим в памяти всплывает эпизод из моей старинной авиационной жизни, который я также переношу на бумагу, и у меня получается рассказ одновременно смешной, но и исторически точный, – он полностью отражал реалии нашей тогдашней жизни, – а я почему-то его заканчиваю неожиданным тревожным пожеланием героям своего повествования:

        «Чистого вам неба...»

        С чего это вдруг?! Почему мне, находящемуся в мирном городе, в те дни пришло в голову пожелание, более подходящее военному времени? Объяснение одно – значит, в воздухе витало ожидание больших событий, большой беды.

                II.
        Я продолжаю листать странички своего дневника и даже сейчас, через год, у меня начинает беспокойно стучать сердце: мне со своим сегодняшним знанием видно, как спрессовываются одиночные тревожные сведения в запутанный клубок, как все ближе и ближе тот день и час, когда прозвучит первый выстрел. Но в те предшествующие вторжению дни не было чувства обреченности! Разговоры ходили, как обычное досужее судачество простых людей, а ощущения неизбежности не было...

        Резко выросла в цене валюта, но она и в другое время колебалась – чего-то из ряда вон выходящего в скачке цены на доллар никто не видел. А потом также неожиданно курс выровнялся и откатился почти к прошлогоднему. Чего волноваться?

        Разговариваю с партнером, который родом из Донецкой области. Он со своими родными постоянно на связи, тамошние настроения ему хорошо известны.
        Разговор зашел о самой ныне обсуждаемой теме: о ситуации в Донбассе. Стали больше стрелять с обеих сторон. И об этом, не скрываясь, сообщают и наши, и не наши. Мол, к чему это ожесточение?

        Я говорю:
        «Возможно, дали команду создать фон перед признанием незаконных республик. Но в любом случае я уверен: Украина никогда не будет нападать на ДНР или ЛНР... Никогда!..»

        В этот момент мой собеседник замолчал и мои слова никак не прокомментировал, а я тотчас же подумал, что наверняка он имеет другое мнение оттуда. Как же их там накрутили, если даже наш проверенный товарищ сомневается... А ведь это был привычный подлог их пропаганды, которой подали сигнал создавать общественное мнение, что таковое нападение неизбежно.

        Новости «оттуда» я не смотрю, поэтому точных настроений не знаю. Но остался в Крыму у меня верный друг, который всегда считал происходящее с Украиной после четырнадцатого года разбоем и оккупацией. И всегда стоял на позициях порядочного, честного человека, иногда даже называя пришельцев прямо в лицо теми, кем они являются – оккупантами. За это ему, конечно, от них доставалось, но до расправы дело не доходило. А в середине января в нашем телефонном разговоре от него прозвучал вопрос:

        «Здесь кричат, что если русские танки зайдут в Украину, то семьдесят процентов жителей будут встречать их цветами. Как ты считаешь, это правда?»
        «Что ты, конечно, нет! Ну, наверное, есть такие, кто этого бы желал, но их меньшинство. Абсолютное меньшинство...»

        После разговора я задумался над тем, что если количество жаждущих русского мира из всего нашего населения составляют минимальный процент, то даже из двух-трех процентов складывается весьма существенная масса потенциальных коллаборантов...
        Я не придал серьезного значения нашему разговору, хотя в конце нашего разговора голос моего друга звучал очень встревоженно. Думаю, что он к тому времени уже видел кучу техники и толпы оккупантов, накапливающихся возле выезда из полуострова на материк. Жил мой друг совсем недалеко от тех мест, где эти силы базировались. Но я-то не видел!..
 
                III.
        Далее мой дневник напоминает о рассказе одного уважаемого военного, который тоже почему-то рассуждает о возможности начала войны и уверенно говорит, что:

        «Нет, не может быть. Для боевых действий необходимо иметь пятикратный боезапас, а у них он однократный. И служб поддержки очень мало…»

        Я человек невоенный и в академиях генштаба не обучался, поэтому тонкостей «специальных» формулировок в его рассказе да что они обозначают не очень-то и понял, но принял к сведению, как факт:

        «Не будет войны, противник не готов ее начать…»

        С каждым днем новостей, которые выбиваются из обычной мирной жизни, появляется все больше. То сообщение о прекращении полетов в украинские аэропорты от сразу нескольких зарубежных авиакомпаний, то о переезде посольств и консульств других стран из Киева на Западную Украину... Не отстают и представительства иностранных компаний, которые тоже покидают Киев.
        На этом фоне звучат сообщения о посадках военно-транспортной авиации с партиями «Джавелинов» и «Стингеров». Выходит, что кто-то о чем-то догадывается? Наверное, да, если вдруг некоторые знакомые быстренько собирают манатки и уезжают из Украины куда подальше. Да бог с ними, мало ли какая у них возникла необходимость убраться из Киева, вдруг их кредиторы замучили своими претензиями?

                IV.
        В последнюю мирную неделю, впрочем, год назад я не мог себе представить, что она последняя мирная, а не обычная, так вот в последнюю мирную неделю перед началом войны поток новостей превратился в полноводную реку. В Донбассе объявили массовую эвакуацию, да с воем сирен воздушной тревоги, да с разрекламированной во всех средствах массовой информации подачей многочисленных автобусов и размещением эвакуированных в соседней стране. Люди упираются, от эвакуации прячутся, но немало все же садится в разные виды транспорта и уезжает из своих городов.
        И, как финал этого спланированного помешательства, признание независимыми двух республик Донбасса. В очередной раз украли кусок украинской территории... Что я тогда думал? Да то, что и сегодня. Абсолютное зло, порочное и развращенное вседозволенностью зло в виде властной клики творит свой подлый замысел.

        Конечно, фанатичные апологеты своей власти будут кричать – а людей вам не жалко?! Людей Донбасса?!
        Да, жалко, как бывает жалко неразумных детей, попавших в дурную компанию и наделавших всевозможной шкоды...

        А эта дурная компания в четырнадцатом году захватила Крым и первой начала войну на Донбассе, которую в двадцать втором превратила в побоище на всей территории Украины. И теперь почему-то никто не жалеет людей из Мариуполя, Северодонецка, Лисичанска, которых уже нет на белом свете, как нет по большей части и самих городов...

        Но это я забежал вперед, перескочил в год нынешний, хотя со старым не закончил. Собственно, мне осталось прожить и прочувствовать всего лишь два предвоенных дня от того скорбного момента, когда будущий агрессор объявил о признании независимыми двух самоназванных республик с Донбасса, и до начала вторжения.
        Да, присутствовала некая обескураженность. Как же теперь, после формального признания, которое никто в мире не примет всерьез, будет? Что дальше? Как я говорил, тревога присутствовала в моей душе, пожалуй, весь февраль, но не было чувства обреченности, только горечь и неприятие. В эти дни я ни с кем не общался, а был полностью погружен в себя.

                V.
        Двадцать третьего февраля я вышел на прогулку в лес. Этот день я давно уже не праздную. Пока был жив отец, я его, как заслуженного офицера в немалом звании, всегда поздравлял с праздником, но его нет на свете вот уже несколько лет.
       Иногда по старой памяти поздравлял своих старинных друзей. Все же мы прожили с этим днем немалое количество лет, многие действительно служили, а я всего лишь носил звание офицера запаса. И сегодня нашлись такие, которых, хоть по большей части шутливо и без пафоса, но я не преминул поздравить. Как мне теперь видится, эту дату я в последний раз выделил из череды обычных дней.

       День вообще-то был хорош. В воздухе уже носился запах весны. Во всяком случае, солнышко пригревало по-весеннему. Я иду вокруг нашего жилищного комплекса. Люди вокруг убирают сухие листья и прочий мусор, обрезают деревья, в общем и целом приводят в порядок территорию внутри и снаружи комплекса. Через дорогу строится немалых размеров супермаркет, суетится немало строителей. У магазинов стоят грузовые фургоны, из которых выгружают продукты – приехала очередная развозка. Кафе «Бахчисарай», владельцами которого являются изгнанные с родной земли крымские татары, гостеприимно открыл двери, приглашая на завтрак.
       Всюду жизнь!.. Все заняты делом, все живут и дышат на полную грудь, а я иду и печалюсь... И это яркое, солнечное утро растопило мое встревоженное сердце. Я прожил очень хороший день, таким же был и вечер. Да и спал я неплохо... Аккурат до той минуты, когда меня криком разбудила жена:

       - Саша, вставай! Киев обстреливают!..

       И всё сразу рухнуло…
       Двадцать четвертое февраля стало нашим, украинским двадцать вторым июня...
      
      
         


Рецензии
Приятно читать такой русский язык. Вы им отлично владеете, тонкой описываете даже сложные вещи
Можно Вас похвалить и поздравить? С содержанием сложнее, ибо я про это сам ничего не знаю, а верить проституткам типа Соловьева/Шапиро нельзя.

Сергей Елисеев   14.11.2023 16:18     Заявить о нарушении
Вы уже похвалили, без разрешения, и это приятно))... И содержание Вы прекрасно понимаете, если так оцениваете глашатая войны. Тут можно добавить, что во время войны врут все. Я головой понимаю, что такое возможно, но сердце не принимает, потому что ты в этом живешь и знаешь ситуацию не только из СМИ. Есть еще одно "но" - напали-то на нас. Тяжелая тема, даже когда разговариваешь с умным и справедливым человеком. Благодарю. С уважением.

Александр Алексеенко 2   14.11.2023 22:22   Заявить о нарушении
Сергею \С содержанием сложнее\ что же тут сложного?
Россия пытается РЕколонизировать Украину.
"Очень показательно то, - сколь многие деятели... дружно выбрали себе позицию: над схваткой... Они равно оплакивают убиваемых и их убийц, агрессора и жертву. Самые хитрые из них создали себе и с большим комфортом заняли нишу «беспомощного бога» со слезами наблюдающего, как эти неразумные там, внизу, зачем-то убивают «друг друга». Они обязательно подчёркивают это «друг друга» - как будто не только русские стреляют через границу по украинским сёлам, но и украинские крестьяне тоже стреляют через границу по беззащитным и беспомощным русским артиллеристам." - Владимир Яськов (Харьков, 2014год)

Пётр Билык   20.02.2024 08:29   Заявить о нарушении
Спасибо за Ваше неравнодушие. И за упрёк тоже. Что Вы мне советуете? Выйти с плакатом протеста на центральную площадь своего города или приехать в Москву с лопатой и попытаться проникнуть в Кремль, что бы там "навести порядок"? Каков Ваш совет? И что бы Вы лично сами делали, считая себя честным и хорошим человеком?

Сергей Елисеев   20.02.2024 09:17   Заявить о нарушении
\что бы Вы лично сами делали, считая себя честным и хорошим человеком?\ я перестал бы считать ситуацию - СЛОЖНОЙ. Она очень простая:
Я писал ещё до 14-го года, что НАШИ колоссальные средства, которые уже пошли и идут на войну с Украиной, надо было использовать на помощь в ДОБРОВОЛЬНОМ переселении людей русскоязычных в ПУСТУЮ Россию.
Но русским эти ЛЮДИ вне РФ важны в качестве НАЖИВКИ, для захвата территории.
У нас везде висят плакаты:
"Своих не бросаем!"
Своих, это - русскоязычных...
Обратите внимание, что "в родную гавань вернулся - Крым", а не крымчане.
А сам Крым нам нужен, что и не скрывается, как база ВМФ…

Пётр Билык   20.02.2024 11:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.