Сунгирь - древнейшее поселение России

Страницы интернета пестрят информацией про Аркаим, везде пишется, что это чуть ли не колыбель ариев, загадочный город кольцевой структуры, который процветал более 5 тысяч лет назад. Несколько лет назад  я услышала в одной из телепрограмм мнение авторитетного историка: “Вы искусственно раздули значимость Аркаима,  ведь, по сути, это рядовое поселение древнего человека. У нас, на территории России есть археологический памятник Сунгирь – тоже город кольцевой структуры, возраст которого более 25 тысяч лет! Вот его надо изучать, к нему привлекать внимание широкой общественности!”. Сунгирь в программе упоминалась несколько раз, что меня очень заинтересовало.

Сразу после передачи я зашла в интернет и нашла там следующее: “Сунгирь давно известна историкам как однослойный археологический памятник, сохранивший следы сезонной стоянки древних охотников, которые посещали его в летний и осенний периоды в течение нескольких десятков лет. Однако, находки 60-х годов, доказали, что это многослойный археологический памятник, отражающий, по крайней мере восемь тысячелетий. Ученые доказали, что первобытные люди проживали в этом месте уже 28 тысяч лет назад. Причем восемь тысяч лет древние люди жили на одном и том же месте! 

Более того, на  аэрофотосъемке, приведенной в ссылке, Сунгирь выглядела точно как Аркаим, та же кольцевая структура, то же расположение на слиянии двух рек. И, какая удача, расположена Сунгирь не в труднодоступном месте, где транспорт не ходит, а в пригороде всем известного города Владимира, добраться куда не составляет труда. Я сделала все эти пометки про Сунгирь сразу после телепрограммы, а потом про них благополучно забыла.

Вспомнила вновь, лишь летом 2010 года, когда Маргарет – знакомая из Канады, что занимается возрождением традиций североамериканских индейцев, приехала к нам в гости с двумя своими ученицами. Маргарет попросила показать что-нибудь похожее на Аркаим, но поближе. Они хотели посетить какое-нибудь древнее место силы, где была стоянка первобытного человека и провести там ритуал общения со стихиями. Я прикинула, что помимо Аркаима у нас разве что Капова пещера может удовлетворять этим требованиям, но туда тоже путь не близкий. И тут вспомнилась Сунгирь. Я им красочно расписала, что это самая древняя стоянка первобытного человека из всех известных в мире, возраст ее более 25 тысяч лет, а люди жили на этом месте более 8 тысяч лет. Канадки воодушевились, ведь это еще и повод посмотреть города Золотого кольца России. Удача сопутствовала нам, очень быстро нашлись друзья, которые жили в частном доме под Владимиром и готовы были принять нас всех четверых в гости. Итак, мы стали собираться в поездку. Хотя я весьма смутно представляла, что и где мы будем искать. Я знала только, что Сунгирь расположена в 6 км от Владимира по дороге на Боголюбово, на месте слияния рек Клязьма и Сунгирь. Что ж, все когда-то в жизни приходится открывать впервые.

Во Владимире нас встретили на вокзале и сразу повезли в частный дом в поселок Фрунзе. Дорога как раз шла через Боголюбово. При подъезде к селу я стала смотреть во все стороны в поисках Клязьмы и спрашивать, где же находится место слияния Клязьмы и Сунгири. Сын друзей, что вез нас, лишь развел руками, про Сунгирь он слышал впервые, а до Клязьмы нам со стороны Боголюбово не добраться, так как железная дорога и высокая насыпь отделяют сейчас село от реки. Да и само Боголюбово оказалось гораздо больше, чем я ожидала, так что мы несколько приуныли от первого знакомства с местностью наших поисков.

Тем временем мы доехали до дома наших знакомых. За обедом мы изложили им цель нашего визита, они тоже озадачились. Они думали, что иностранцы как и все нормальные люди приехали во Владимир смотреть старинные русские храмы, а тут подавай стоянку первобытного человека 25 тысячелетней давности. Вот так задача! Пока мы обедали, хозяйка дома Галина сделала попытку позвонить в исторический музей Владимира, разузнать у них, где находится Сунгирь и как до нее доехать. На что ей очень холодно ответили, что таких справок музей не дает, да и зачем вообще ехать на место раскопок, да еще иностранцам, ведь достаточно прийти в музей и увидеть все находки, расположенные в одном зале. Понятия – место силы, энергия земли, приобщение к древним истокам, работникам музея были чужды. И чтобы они не заподозрили в нас черных копателей, было решено оставить музей в покое, а положиться в поисках только на свои собственные силы.

Друзья предложили нам в этот день съездить на экскурсию в Суздаль вместе с их сыном, а сами на второй машине поехали в Боголюбово, чтобы провести самим разведку на местности. Мы, чтобы не терять день поехали в Суздаль. Город канадкам очень понравился. Вечером Галина и Анатолий нас несказанно порадовали, после длительных поисков и расспросов они все ж таки нашли место и даже показали нам фото таблички со словами “Сунгирь – музей-заповедник”, сделанное на мобильный телефон.

На следующее утро мы на двух машинах устремились на встречу с древнейшей цивилизацией России. Кто поедет вслед за нами в Сунгирь, кратко опишу маршрут, чтобы легче было найти. Выезжаете из Владимира по указателю на Боголюбово, сразу за выездом из города (у больших железных букв Владимир) поворачиваете направо к заправке, сразу за заправкой грунтовая дорога идет на Сунгирь, по ней буквально 500 метров и упираетесь в забор из сетки с табличкой “Сунгирь – музей-заповедник”. Дальше за забором большой пустырь, здесь фонд “Сунгирь” совместно с ООО “Антарес” в 2006 году начали строительство научно-культурного мемориального комплекса “Сунгирь”. Именно его грандиозный план-проект можно увидеть на табличке на заборе. Здесь планировалось построить несколько музеев, обустроить спуски в археологические раскопы, возвести большую гостиницу, спортивный комплекс, конференц-зал.

Но все это так и осталось на бумаге, не знаю, что случилось с фондом, и почему строительство так и не было начато. За эти годы пустырь зарос высокой травой, дачники сделали дыру в заборе и проложили кратчайшую дорогу к своим участкам. Да и на нас, внимательно разглядывающих карту и согласно с ней, совершивших экскурсию ко всем местам раскопок, проходящие мимо дачники смотрели как на пришельцев из космоса.

Кто-то останавливался, и, глядя, как мы продираемся сквозь колючки к очередной яме раскопа, с каким энтузиазмом прыгаем вниз и рассматриваем дно, говорил: “И чё вы тут ищете? Лучше езжайте в наш Боголюбский собор, вот там действительно, есть что посмотреть. И красиво!” Но мы продолжали наши поиски. Однако, все места, что были обозначены на карте, как места раскопок находились в низине, а из записок археологов я запомнила, что главное городище должно располагаться на вершине.

Вот как о нем писал ученый-археолог А.Л.Никитин: “От Сунгирского раскопа открывается потрясающий вид на владимирские Успенский и Дмитриевский соборы, и на Боголюбов – пригородную великокняжескую резиденцию, а вдалеке, в широкой пойме Клязьмы, светится церковь Покрова на Нерли – самого поэтического храма Руси”. Итак, мы решили найти холм, где располагалось городище. Двигаясь дальше, по самочинно проложенной дачниками дороге, мы уперлись в заборы дачных кооперативов. Дорога налево спускалась к железнодорожной насыпи, за которой текла Клязьма, но это было еще ниже.
 
Мы же взяли вправо и, пройдя несколько метров, увидели высокий холм. Похоже, это было именно то, что нам надо. Забравшись наверх, мы и в самом деле увидели собор Боголюбова, а также русло Клязьмы за железнодорожным полотном. Увы, увидеть владимирские соборы мы так и не смогли, вместо них взгляду предстала не радостная картина промышленной зоны города Владимира. Видимо пятьдесят лет назад, когда велись раскопки, все здесь было иначе. Так как других холмов в округе не было, мы решили, что это именно то место, где было древнее поселение. Канадки провели здесь свой ритуал общения со стихиями. Место им понравилось.
Далее обратимся к истории и посмотрим, чем же знаменита и интересна Сунгирь. В июне 1955 года работавший на окраине Владимира в глиняном карьере экскаваторщик заметил, что в ковш вместе с глиной попали какие-то кости. Остановив машину, он отправился посмотреть на находку. Кости были явно не человеческие. Вызвали ученых. Те идентифицировали их как принадлежащие... мамонтам! Летом 1956 года на Сунгирь прибыла археологическая экспедиция под руководством Отто Николаевича Бадера (1903-1979), прославившегося исследованием доисторических фресок Каповой пещеры на Урале. Сунгирь - вторая неслыханная удача в его жизни, одно из тех великих открытий, о которых мечтает каждый археолог. Уже первые полевые сезоны дали ошеломляющие результаты. Оказалось, что на окраине Владимира 25 тысяч лет назад, в эпоху позднего палеолита и последнего ледникового периода располагалась самая северная палеолитическая стоянка Европы, поселение людей костенково-селетской культурной общности, охватывавшей Юг России, Украину, Венгрию и Чехословакию, - наших прямых предков, как показали раскопки на Сунгири.
«Найти самую северную в Европе палеолитическую стоянку — это уже само по себе было сенсационным, — вспоминает историк А.Л.Никитин. - Но летом 1964 года Сунгирь снова заставила говорить о себе. Представьте себе удивление, радость, восторг исследователей, когда вдруг выяснилось, что на Сунгири есть погребения!»  Палеолитические погребения сами по себе большая редкость, а таких богатых, как сунгирские, вообще никогда не находили, ни до, ни после.

Летом 1964 года, расчищая культурный слой, археологи наткнулись на слой красной охры. Под ним и находилось самое интересное, самое загадочное захоронение эпохи палеолита. «В яму насыпали сначала угли из костра, а сверху засыпали их и все дно охрой, — пишет о примененном здесь древними людьми уникальном погребальном обряде А.Л.Никитин. — Угли означали символический костер, который будет греть покойника в царстве мертвых. Охра — символ крови, символ жизни, призванный заменить собою кровь» — источник жизненной силы и вместилище души, чтобы умерший, воскреснув в загробном мире, мог жить и охотиться там, как в мире живых. Черные угли от костра в яме лежали вперемешку с белыми, не просверленными, костяными бусинами и символизировали ночное небо, усеянное звездами. Вспомним, что небо с «извечными звездами» изображалось и на внутренних стенках древнеегипетских саркофагов. В этой узкой, длинной яме покоились останки 60 летнего мужчины с широкими плечами, широкой грудной клеткой борца, длинными ногами бегуна, с широким лбом мыслителя. Кто это был - царь, верховный жрец? » Для расчистки и извлечения останков «человека из Сунгири» из Москвы во Владимир, бросив все дела, прибыл сам М.М.Герасимов, вскрывавший гробницы Ивана Грозного, скифского царя Скилура, Ярослава Мудрого и других.  Он   собственноручно производил все работы в раскопе, а в Москве, в своей лаборатории, восстановил по черепу красивое, властное лицо человека Сунгири. И научный мир ахнул! «Конечно, это европеоид, — писал коллега Герасимова, антрополог Г.Ф.Дебец. — У него высокий лоб, большой мозг и развитый подбородок. Это вполне сложившийся тип современного человека». Именно сунгирцы, пишет А.Л.Никитин, являются «предками народов Северной и Восточной Европы. Поэтому нет ничего удивительного, что они похожи на нас, или, вернее, мы похожи на них».

На груди «человека из Сунгири» нашли каменную подвеску-амулет, на его руках насчитали 20 браслетов, вырезанных из бивня мамонта. Все его тело покрывали 3500 бусин из бивня мамонта, которые некогда были нашиты на его одежду. Их расположение впервые в истории дало археологам возможность восстановить одежду людей эпохи верхнего палеолита. На «человеке из Сунгири» были: 1) меховая, расшитая бусами шапка, увенчанная, как короной, нашитыми клыками песца; 2) короткая рубашка с длинными рукавами; 3) брюки; 4) сапоги-унты; 5) длинная, до колен куртка; 6) плащ, застегивающийся под подбородком. Брюки под коленями и щиколотками и рукава у локтя и запястья имели расшитые бусинами и клыками песца перевязи, не пропускавшие холод. Мнение ученых едино: “никогда еще наука не имела дела с таким богатым погребением древнекаменного века”. 

Настоящую сенсацию вызвали и обнаруженные археологами кострища, окружавшие место захоронения. Точно такие же следы костров окружают курган Синташта близ Аркаима! Не удивительно ли это? Ведь Синташта младше Сунгири почти на 20 тысяч лет, а ритуальные костры вокруг захоронения те же самые. По мнению ученых в Синташте также находится захоронение царя или верховного жреца. Значит, на протяжении многих тысяч лет обряды захоронения сохранялись у древних народов без изменения. Поверх могилы в слое красной охры были найдены хуже сохранившиеся останки женщины. Видимо, согласно обычаю, эта женщина, одна из жен вождя, добровольно последовала за своим супругом туда, откуда нет возврата.

Историки спорили по поводу владимирских находок, а в Сунгири тем временем продолжались раскопки. Настал 1969 год. Вспоминает А.Л.Никитин. «Знакомый археолог вернулся из Владимира: — У Бадера на Сунгири фантастика! Фантастика? Разве Сунгирь и так недостаточно фантастична?» И вот ученый снова в местах, столь памятных ему. «Ноги скользят по вырубленным в глине ступеням. Внизу, под коричневым клеенчатым навесом, с планом в руках стоит О.Н.Бадер. «Как вы узнали? Нет, правда, как вы узнали о находке? Неужели уже вся Москва знает?» И в Москве, и за рубежом о новой находке уже знали. Во Владимир спешили историки, археологи, журналисты и просто любопытные. «Наверху, у края раскопа, остановился автобус. Потом второй. Вереница людей, поддерживая друг друга, спускается по скользким ступеням в раскоп. Точно так же, как на фотографии к книге Картера и Мейса «Гробница Тутанхамона». Эта могила, найденная под четырехметровой толщей суглинков, по своему научному значению вполне может поспорить с саркофагом египетского фараона из листового золота!» Как и над первым погребением, и над этим в слое красной охры лежали останки разрушившегося человеческого костяка. Кто добровольно последовал в могилу за двумя детьми, погребенными в ней, маленькими царевичем и царевной палеолита, - кормилица, дядька-наставник или кто другой?

Дети лежали не бок о бок, поскольку так хоронили супругов, а голова к голове; очевидно, то были брат и сестра. Мальчику было 12-13, девочке  7-8 лет. Внешность их восстановили ученицы М.М.Герасимова, антропологи Г.Лебединская и Т.Сурнина. 7,5 тысячи бусин покрывали их одежду. Пальцы их были унизаны перстнями из бивня мамонта. Об их знатности и высоком статусе свидетельствовали остатки одежды: по подсчетам историков, только на то, чтобы изготовить бусины для нее, требовался год непрерывной работы! В 1961 году на другой стоянке Гагаринской (более поздней по времени) на полу древнего жилища археолог Л.М.Тарасов нашел вырезанные глубоким рельефом на бруске бивня мамонта две детские фигурки, лежащие голова к голове, — одна побольше, другая поменьше. Узнаем ли мы когда-нибудь, кто были эти дети, чем история их недолгого земного бытия так запомнилась, что спустя несколько тысяч лет, их захоронение еще продолжало изображаться соплеменниками!

Дети лежали, как и «человек из Сунгири», в длинной яме, наполненной углями и бусинами. В звездном небе подземного мира, согретые теплом его костра, с ног до головы обсыпанные красной охрой, краской жизни и воскресения. Одеты и снаряжены в загробный путь дети были одинаково. Только в руку мальчику вложили кремневый нож и костяную иглу с ушком, и на голове его была шапочка с подвесками из бусин, украшенная «короной» из клыков песца; тонкое кольцо из бивня мамонта крепило к ней пышный султан из перьев птиц и хвостов песцов. А на девочке был капюшон или капор и бисерная налобная повязка. Сзади к одежде мальчика крепилась имитация хвоста из низок бивневых бус, подобного тому, что украшал церемониальную одежду египетских фараонов во время священного праздника. На талии девочки был пояс, густо обшитый песцовыми клыками, с застежками из бивня мамонта. На груди ее лежал прорезной диск из бивня мамонта - знак Солнца и Матери-Земли, на груди мальчика -  фигурка «сунгирской лошадки», а под левым его плечом - резное изображение мамонта, древнейшее в Восточной Европе. Мамонт и лошадь были тотемами древних обитателей Сунгири.

«Сунгирская лошадка» - самая знаменитая находка. Маленький, вырезанный из бивня мамонта и окрашенный красной охрой амулет, который носили на шее, на шнурке. Такой лошадки раньше не находили археологи. Она стала своеобразной эмблемой Сунгири. Значки с изображением «сунгирской лошадки» носили участники владимирских раскопок, туристы охотно раскупали их, как сувениры.
 Рядом с детьми в захоронении были найдены предметы, подобных которым еще не знала наука. Не привычные каменные и костяные наконечники от истлевших деревянных копий, дротиков и стрел, а целый склад прекрасно сохранившегося оружия: три острых и тонких кинжала-стилета, одиннадцать метательных копий-дротиков и два огромных копья (1,66 и 2,42 м) с ударными концами, усиленными рядами чешуек кремния. В праздники на них надевались лежавшие здесь же навершия — тонкие диски с отверстиями, к которым крепились перья птиц, цветные ремешки и хвосты песцов. Всего 16 предметов, все изготовлены  из цельных бивней мамонта! «И прямые! — пишет археолог Л.Н.Асанов. — А ведь бивни у мамонтов чуть ли не кольцами завиваются. Значит, древние люди умели распрямлять мамонтовую кость?!» «Бивень мамонта загнут дугой, — комментирует эти невероятные находки А.Л.Никитин. — А сунгирские кинжалы, дротики и копья — прямые. Сейчас мы не знаем, как сделать слоновую кость мягкой, чтобы ее легко было гнуть и резать. Таким секретом владели когда-то древние греки. Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях» отмечал, что среди мастеров, приглашенных на строительство Афинского Акрополя (V в. до н.э.), были «размягчители слоновой кости». Но сунгирцы! Они тоже могли выпрямлять бивень мамонта!»

«Сунгирцы шли на север за отступающим ледником, — пишет археолог Л.Н.Асанов. — Эта стоянка древних людей находилась в суровых приледниковых степях, и ее обитатели не раз, наверное, подходили к самому краю ледника» — к ледяной толще двухкилометровой высоты. Уже первые раскопки выявили остатки шести разрушенных жилищ, остатки кострищ и очажных ям, десятки тысяч предметов материальной культуры — кремневые скребки, резцы, наконечники стрел, предметы домашнего обихода из камня и кости, а также множество костей мамонтов, оленей, диких лошадей, пещерных львов, бизонов и других ископаемых животных. Когда на Сунгири жил человек, здесь была тундра. Низкий кустарник, редкие островки чахлого леса. На месте Владимира бродили мамонты и северные олени, на которых охотились сунгирцы.
 
Что же стало с этой землей после Сунгири? Как известно, свято место пусто не бывает. В первые века новой эры в этот лесной, болотистый край, куда лишь изредка захаживали охотники, пришли финно-угорские марийские племена. На высоком (40-50 м) юго-западном мысу горы обнаружены остатки их поселения. Считается, что именно они назвали речку приток Клязьмы – Сунгирью (от финно-угорского судерекиес – “сумрачный”, “угрюмый”).
В эпоху Великого переселения народов сюда приходят из Причерноморья и Приднепровья первые славянские переселенцы. На Сунгири, близ заброшенной палеолитической стоянки, раскопаны остатки основанного им древнеславянского городища VI-VIII веков. Вскоре на речке Ирпень – соседке Сунгири появляется урочище Ярилова долина. Здесь проводились праздники в честь бога Солнца Ярила, покровителя весенней природы и плодородия. Затем в XII-XIII веках в этих же местах вырос Константиново-Еленинский женский монастырь, было основано село Боголюбово.
 
В ранней истории Владимира много загадочного. Неизвестно даже первоначальное имя города. В 1108 году великий князь Владимир Мономах построил в нем первый деревянный кремль, по имени князя-строителя город получил свое нынешнее имя. На Сунгири, на месте славянского и марийского поселений тогда же, в 1108 году встала крепость Сунгирский городок, доныне сохранились остатки кольца ее земляных валов и рвов. Интересна и история основания женского монастыря в Боголюбово. Летом 1155 года все население Сунгирского городка во главе с духовенством, с иконами и хоругвями, под праздничный звон колоколов местной церкви стояло на берегу Клязьмы. По реке плыли празднично разукрашенные ладьи. Они направлялись в Ростов, везя из Киева дар константинопольского патриарха для великого князя Юрия Долгорукого – чудотворную икону Богородицы, написанную по преданию самим евангелистом Лукой. В 10 верстах на северо-восток от Владимира на подходе к Сунгирскому городку князю Андрею Боголюбскому, что вез икону, было видение, ему явилась сама Богородица и сказала, что хочет, чтобы образ ее остался во Владимире. Так и было решено, икона осталась во Владимире и с тех пор стала называться Владимирской. Нам же интересен тот факт, что видение Богородицы произошло у князя как раз в том месте, где находилось древнее поселение Сунгирь времен палеолита. Значит, место сохранило свою силу и спустя многие тысячелетия дало это мистическое видение православному князю Андрею?

В честь этого памятного события и был построен женский монастырь в Боголюбово. Мы также посетили его. Огромный белокаменный собор не только красив снаружи, но хранит в своих стенах множество чудотворных мощей и икон, которые дают исцеления от недугов. У калитки монахиня продавала монастырский сыр, говоря, что он изготовлен по древним рецептам и такого сыра больше нигде не найти. Мы купили, сыр оказался на самом деле очень вкусным, а главное прекрасно перенес сильную жару (ведь на улице было за +30), а сыр ездил с нами по всему золотому кольцу и за неделю без холодильника совсем не испортился. Вот что значит – древние рецепты!
 
Осмотр самого города Владимира удачно совпал с днем города, когда на главной площади проходило театрализованное действо, а все музеи работали бесплатно. Нам повезло, мы смогли попасть внутрь Дмитриевского собора, который как нам сказали, практически всегда бывает закрыт. Жители и гости города радостно шли по площади, размахивая флажками – “Владимиру 1020 лет”, мне подумалось, знали бы они о Сунгири, могли бы написать не нам 1020 лет, а нам 28 тысяч лет, было бы круче. Но кто из них, жителей Владимира серьезно задумывался когда-либо о столь глубокой древности. Может быть, некоторое и знают, что в местном музее выставлены кости из древнего городища, но не более того. Кости ведь так и останутся костями, они не расскажут нашему современнику о том, как жили древние сунгирцы, какими искусствами и мастерством владели, каким богам поклонялись. А ведь нам есть чему поучиться у древних, хотя бы разгадать загадку как они выпрямляли бивни мамонта. Наша наука это сделать не в силах, а древние могли. Конечно, создание музея-заповедника Сунгирь, помогло бы возродить интерес людей к древнейшей истории. Но, по каким-то причинам, строительство так и не было начато.
 
Буквально перед отъездом, напоследок мы зашли в исторический музей. Так как все музеи работали бесплатно, то там было на редкость много посетителей. Экспонаты, найденные в Сунгири, расположены в первом зале у входа довольно скромно, всего в двух витринах. Ни что не выдает мировой сенсации, что возраст этих находок более 25 тысяч лет. Нет, это конечно написано, но обычным мелким шифром и если человек не знает историю открытия Сунгири, то он просто, не обратит внимания на эти цифры. Сразу вспоминается огромный музей в Хотане (Китайский Туркестан), который построен специально ради 5 мумий найденных в пустыне Такла-Макан. Там у входа крупными буквами написано: “Сенсация! Это самые древние на Земле мумии, на несколько веков старше египетских”. Для каждой мумии оформлен в стиле древнего захоронения свой специальный зал с подсветкой, в такой музей зайдешь и не забудешь, что самые древние мумии в Китае, а не в Египте. Во владимирском музее хоть кости знаменитых “человека из Сунгири” и “детей из Сунгири” выставлены в том виде как они были найдены в захоронении, но все это расположено на нижней полке, где и освещение не очень хорошее, чтобы сделать фото, не говоря уже о каких-то внешних мотивах оформления, привлекающих внимание. Они просто отсутствуют. Пройдешь эти две витрины, а в памяти ничего и не останется. Ну, кости и кости из могильника, изделия из кости мамонта и древние орудия, как и в других музеях. Понятие о чуде, древности находки совсем не возникает, а жаль. Ведь все можно представить совсем по-другому, что каждый житель Владимира будет гордиться древней цивилизацией, которая некогда процветала на этих землях. Но видимо, им это не нужно.

На выходе, в музейном киоске спросила, есть ли какие буклеты или открытки по Сунгири, они сказали, что нет, к 50-летию открытия Сунгири в 2006 году были напечатаны, но уже все раскупили. И немного порывшись в сувенирах, продавщица протянула мне небольшой пакетик с предметом бледно-розового цвета. “Вот остались только магниты с сунгирской лошадкой”. Честно сказать, я испытываю антипатию к магнитам, поэтому слово магнит, не вызвало у меня особого интереса, продавщица продолжала убеждать, - “возьмите, это точная копия того амулета, что найден на груди сунгирского мальчика, его можно и как подвеску использовать”. Видя, что слова ее, меня не сильно убедили, и я продолжаю сомневаться в целесообразности покупки этого маленького куска пластмассы за 70 руб., она еще порылась в своей кладовке и извлекла на свет ту же сунгирскую лошадку, но уже оформленную как картину.  Этот же магнит был наклеен на черный бархат и помещен в обычную рамку для фото. При виде картины со мной произошла разительная перемена, казалось, что не картина приближается ко мне, а сама лошадка движется на фоне мерцающего яркими звездами бездонно черного неба. И настолько образ этот показался мне близким и родным, что я смотрела на него и не могла оторваться. Видимо память предков присутствует в наших генах, и все древние символы находят в ней свой отклик. Я конечно тут же купила сунгирскую лошадку, но не в рамке, а просто магнит, с целью после заказать у настоящего мастера сделать ее точную копию из кости. Увы, кость мамонта не доступна нам сейчас, так что сделать себе амулет максимально близкий к подлиннику не удастся. Но все равно, я рада, что смогла прочувствовать этот древний символ. Сейчас сунгирская лошадка стала одним из моих любимых талисманов.

А как много загадок Сунгири до сих пор еще не открыто. Главное, чтобы этот памятник древней цивилизации не был предан забвению. Даже если строительство музея-заповедника пока так и не начнется, можно сделать Сунгирь местом проведения различных фестивалей, организовывать туда поездки как в Аркаим и Окунево. Ведь если появятся энтузиасты возрождения Сунгири, она не будет забыта, и со временем, приобретет всемирную славу и известность, которую в полной мере заслуживает.               

август 2010 г.    


Рецензии
Почему археологи активно исследуют памятники культуры, не отсящиеся к истории России, например, на Таманском полуострове занимаются боспорским царством, а там, где обитали дандарии-прародителей южных Русов начали вестись раскопки, с позиций не развитого царства дандариев, а варваров (по мнению элинов) меотов, а находки относящиеся к высокой культуре опять же относят к греческой культуре.
Поражает, что исследавания Сунгиря совсем прекращены, это же уникальная древнейшая стоянка достаточно развитого первобытного человека европоидного типа.НЕПОНЯТНО, что творится в российской археологии.

Вячеслав Штанько   12.01.2024 13:50     Заявить о нарушении
"варваров (по мнению элинов) меотов"
По мнению эллинов, все негреки были варварами, включая любезных вашему сердцу дандариев.

Алексей Аксельрод   12.01.2024 18:07   Заявить о нарушении