Стыдно

 Мне никогда не бывает стыдно за других.

 Разумеется, я испытываю иногда "испанский стыд" (почему "стыд" и почему "испанский"?), замешательство от чувства смущения, испытываемого другим человеком. Это не стыд, а именно замешательство, связанное с эмпатией, с сочувствием к другому человеку, с сопереживанием с ним.

 Что же касается стыда как такового, то мне хватает моего позора, когда я его допускаю.
 
 Все эти понятия, связанные с проявлениями психической деятельности, имеют прямое отношение к понятию "совесть".

 Не так давно я познакомилась в виртуальном пространстве с человеком, который показал мне до удивления простую вещь: слово "совесть" - это калька с древнегреческого - "со весть".

Понимаете? Совесть это та новость, которая существует благодаря нашему с миром сотворчеству. То есть, этой вести не может быть без внешнего мира. Но и без внутреннего мира человека этой вести тоже нет.

 Элементарно?

 Наверное.

 Но я никогда не обращала раньше внимания на эти "Со" и "Весть". Я была уверена, что совесть - это продукт воспитания и внутреннее состояние. Вроде бы про то же, но не совсем. Слово  "совесть" подразумевает со-общение (обмен, информацию, совместность признания значимости этой информации и чувство стыда от признания негативной окраски этой информации по отношению к своим действиям).

 Так вот, я не стала бы делиться с миром этой идеей, вероятно, знакомой многим, если бы мне не дули с разных сторон в уши по поводу "стыдно за страну, стыдно за народ, стыдно за то, что он(а) русский(ая)"...

 Мне за это все - не стыдно. Моя совесть в этом вопросе молчит.

 За этих людей мне тоже не стыдно. Это их выбор. Я даже комментировать не хочу, почему у них так работает их внутренний мир.

 Моя совесть съест меня со всеми моими потрохами, если мне с какого-нибудь перепугу станет стыдно за то, что мои деды были коммунистами, за то, что мои деды боролись (и погибли в этой борьбе) с фашизмом; за то, что я живу в стране великой не только размерами, но силой духа; за то, что я принадлежу к народу, создавшему свою цивилизацию в условиях, в каких другие народы не выживают.

 Это не предмет для моей гордости. Это сделала не я. Я просто родилась в этой прекрасной стране. Я могла бы родиться где-нибудь в другом месте - Гондурасе или Сомали, Шотландии или Каталонии, ЮАР или Ираке... где угодно... это всё равно была бы я, другая, но я. И что, мне надо было бы стыдиться того, что я -  к примеру, полька, или американка, или чухонка?

 Моя совесть спокойна из-за того, что я - русская.
 Моя совесть спокойна из-за того, что я живу в России.
 Моя совесть молчит, когда я слышу обвинения в адрес МОЕЙ страны (в этом случае во мне не молчит возмущение):  Во-первых, а судьи кто?

 и во-вторых - а кто судьи-то?

 Совесть моя молчит.

 Зато не молчит чувство жалости к тем, кто позволяет себе заменить свою совесть на подсказки клоунов и кукловодов.


Рецензии
Очень интересно. Меня всегда удивляло такое,у разных Шендеровичей, Макаревичей и Ахеджаковых, смысл которых, мне стыдно за кого-то, за страну, за соседей и так далее. Думал, вот это да, а мне всегда стыдно за себя. Думал, какие счастливые, никаких комплексов. У Чехова тоже, интеллигентному человеку стыдно даже перед собакой.

Кирилл Оболенский   25.02.2023 00:35     Заявить о нарушении
Спасибо за поддержку. Успехов Вам!

Шеина Ирина   25.02.2023 16:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.