Выездной семинар

               
               

               
                Посвящаю светлой  памяти Л. В. Котелевской
 
На днях завершил свою работу съезд фермеров России. О том, что там говорили люди от земли, сообщил в одной из передач Василий Мельниченко. Из его рассказа вытекает, что всё  что говорилось на 34 подобных съездах, остаётся нерешённым, а власть предержащие рисуют картину в радужных красках.    Отошедши от всяких дел, я остаюсь  неравнодушным  к  людям села и их жизни. Я вспомнил про свой рассказ, написанный 17 лет назад. И счёл возможным опубликовать его.  Потому что в нём отражается атмосфера взаимодействия науки и сельскозяйственного производства.  Все мои коллеги-герои рассказа, к сожалению,  ушли из жизни. И это ещё один повод вспомнить о них.
 24.02.2023 г.

Вся эта поучительная история началась с того, что жена купила мне новый костюм. Он так здорово мне шел, что я не удержался и появился в нем на совещании по поводу предстоящей уборки хорошего урожая в нашей Новосибирской области.
К уборочной страде мы придумали новшество, вернее, мы его переняли у одного ученого, работающего где-то в центре страны и желающего отличиться подобным изобретением.
В новом костюме я изложил суть идеи высокому областному начальству и был понят и даже получил наряд на новую машину ГАЗ-63 для проведения выездных семинаров в районах области. Правда,  радость моя была огорчена поведением костюма. Он после небольшого дождичка в тот же день превратился в комок коричневой бумаги. Оказалось, что предназначено было это изделие для одевания усопших, а прельстило мою жену приемлемой ценой.
Получив добро на выездные семинары и новую грузовую машину, мы стали готовиться в поход. Возглавила нашу бригаду Любовь Васильевна Котелевская - заведующая отделом внедрения. В районах мы должны были демонстрировать два собственных достижения – стойку для обработки солонцов, наплавку сормайта на лемеха плугов и жатку без мотовила, которая должна была обеспечить области успех на уборке хлебов. Вот за эту работу я и отвечал, а в помощниках выступал такой же вновь испеченный инженер Саня Кузнецов –  будущий автор знаменитой широковалковой  жатки ЖШН-6, которая работала во всех регионах СССР и спасла от гибели не один миллион тонн зерна. Но это было гораздо позже описываемых событий.
И вот в конце августа караван из двух машин – ГАЗ-69А и ГАЗ-63 двинулся по пыльным дорогам области в глубинку – в Кочковский район. Здесь предстояло провести первый семинар. В грузовике везли баллоны для газовой сварки, пять десятков лемехов и знаменитую уже к тому времени «стойку СибВИМ» (двадцать штук) и небольшой бредень.
За рулем ГАЗ-69А, разбитого в Москве и переданного нам за ненадобностью, восседал я, рядом Любовь Васильевна, сзади Саша и Михаил Ягупов.  (демонстрировал стойки). Тормоза нашего вездехода срабатывали с третьего качка педали, ручник вообще не работал. Но все остальное более, менее функционировало.
Пережив костюмные неприятности, я наслаждался ездой, поскольку меня хлебом не корми, но дай порулить (сохранял эту любовь всю жизнь).
В ту пору дорога между Новосибирском и Ордынкой (первый 100-километровый отрезок пути) была гравийной и свыше 60-и км в час на ней не разгонишься. Но даже на этой скорости, когда лопнуло переднее правое колесо, я едва удержал машину на дороге. И спасла нас от переворота в кювет как раз невозможность мгновенно затормозить. Тем не менее, метров двадцать мы двигались, балансируя между дорогой и кюветом. Наконец, остановились, и наша женщина тут же побежала в лесополосу, а сиденье под Михаилом, вышедшим следующим, оказалось мокрым. А я и испугаться не успел. Крепче всех нервишками был Саша. Очутись мы в кювете, случились бы большие неприятности. Тонкие дуги, которые покрывал изодраный тент, нас не спасли бы. И, слава Богу,  – пронесло. Сменив скат и перекурив, подались дальше и к вечеру уже были в Здвинке.
Там, по заявлению старожилов, в летнее время на дорогах бывает только два состояния: непролазная грязь или непроглядная пыль. Мы попали во второе состояние. Не успели расположиться в гостинице и доложить райкому о прибытии, как ребята заставили меня вести их с бреднем на озеро за 15–20 км. Мы были молоды и не уставали.
Первый же заход с бреднем принес ведро карасей. Но они были с громадными животами. Уже в те времена животноводческие фермы позаразили всю рыбу глистами. И наши караси страдали именно ими. Михаил заявил, поскольку был родом из этих мест, что прожаренный такой карась не опасен, да тем более под водочку. С помощью паяльной лампы и сковородки в присутствии двух поллитровок, мы уже в сумерках сварганили ужин и отправились на ночлег.
Проснулся я рано и решил заняться машиной (новый скат нам пообещал выделить секретарь райкома). Выхожу на крыльцо и вижу – наши машины среди озера, по которому деловито плавают гуси и утки. Ночью прошел сильный ливень, и мечтать куда – либо проехать даже на вездеходах  не приходилось.
Последовала команда свыше – отдыхать до завтра. Но непогода к обеду сменилась. Солнышко выглянуло, и от нашего озера остались только гуси и утки. К ним примкнули куры, усердно копошащиеся в грязи. К вечеру наш ГАЗ-63 хоть и с трудом, но доставил нас к другому озеру и здесь мы уже наловили рыбы всяких других пород, уха получилась отменной, опять же под водочку. Но поскольку с нами была Любовь Васильевна, то ограничились несколькими тостами.
Приехав во двор гостиницы, едва нашли свободное место. Уже стали собираться семинаристы из окружных колхозов и совхозов, которым мы и должны были передать свои успехи.
Накануне нам выделили новую  жатку и трактор «Беларусь»  с серьезным мужичком, числящемся в передовиках. Мы с моим помощником сняли с жатки мотовило и от себя добавили зеркало заднего вида на крыло трактора, резонно полагая, что на скорости 12-15 км/час, как требовал автор новшества, оглядываться трактористу не с руки.
Утром на новеньком ГАЗ-63 поехали в поле, тракторист транспортировал жатку. Стоял прекрасный солнечный день конца августа. Народу собралось человек 70 со всего района.
После короткого разъяснения и заверения, что сейчас на глазах инженеров и агрономов будет установлен районный и областной рекорд производительности по свалу в валки хлебов (пояснения давал я), приступили к делу. Командую трактористу включить высшую передачу, дать полный газ и трогаться. Агрегат к удивлению и восторгу публики рванулся с места и через несколько секунд остановился на другом конце поля. Все кинулись рассматривать валок, восхищаясь чистотой работы и стали записывать в блокноты мою трепотню.
Между тем трактор не возвращался, хотя было оговорено, что на той же скорости он вернется на исходную позицию. Пришлось мне бежать и выяснять причины.
–Ты почему не едешь назад? – спрашиваю, подбегая к агрегату.
–А назад ты сам езжай, инженерик, – с ехидством говорит механизатор и покидает сиденье трактора.
Мне ничего не оставалось, как самому продемонстрировать новшество. Только я набрал скорость, так сразу понял дурь затеянного. Единственно, что меня беспокоило во время движения – как не вылететь из трактора. Он превратился в норовистого коня, которого невозможно было удержать без диких усилий. Какое там зеркало заднего вида, какие там к черту рекорды, не изувечиться бы. Поле не позволяло двигаться на такой скорости.
Кое-как остановив агрегат, и, ощутив твердь под ногами, скромненько так отошел в сторону и призадумался. Получалось, что мы обманывали людей, предлагая авантюрный и не выполнимый по сути проект, да еще и опасный для жизни механизатора. Надо принимать решение и немедленно, хотя тщеславие, подогреваемое восторженным поведением семинаристов, подсказывало другое решение.
Подошел к нашей руководительнице и говорю.
–Любовь Васильевна! Скажите присутствующим, что этот метод можно применять только на выровненных полях!
– Так их же в помине нет! – отвечает она.
– Если вы им не скажете сейчас, то скажу я и примерно так: «Не ввязывайтесь вы в эту авантюру, она граничит с гибелью людей!», – уже завелся я.
Но нас выручил один агроном, который скромно спросил относительно тряски во время езды на такой скорости и получил ответ в том духе, что применять этот метод можно тогда, когда еще весной при посеве будет выравнена поверхность поля. Но в те времена такая операция не применялась, да и в современности тоже. От полного краха семинара спасли две другие работы: наплавка сормайтом (такой твердый сплав) режущей кромки лемехов и стойки для обработки солонцов. Тут не было туфты,  но эти разработки не имели никакого отношения к уборке хлебов.
Тот случай мне преподал хороший урок на всю оставшуюся жизнь – не советуй от лица науки непроверенные вещи. Но урок не пошел, как следует впрок. Уже добравшись до должности директора того же института, влип еще раз и чуть не был привлечен к ответственности за попытку покушения на членов Политбюро ЦК КПСС, но об этом особый рассказ.
26.05.06 г. Москва, палата не 6, а 456 в 15-ой КБ.


Рецензии