Быть тренером... Часть 33

*** Быть или не быть ***

Занятия в клубе шли как и раньше. Как будто не было этих двух лет перерыва. И я предпочла забыть о них сейчас.

Наши отношения с тренерами не изменились по большому счету, они всё так же считали меня маленькой... хотя иногда и вспоминали что мне уже 21 год.

Но тренера они на то и тренера, чтобы постоянно давать советы и заботиться о своих учениках. и неважно сколько им лет. И это замечательно. Даже сейчас, спустя много лет, я всё так же могу обратиться за советом к любому из моих тренеров. И они всё так же помогут.

Это нерушимая связь на века. Тренер - часть тебя. Это даже не часть семьи, он становится частичкой твоего разума. Со временем начинаешь думать как он, рассуждать и делать выбор как он.

Быть тренером на самом деле большая ответственность. Настоящим тренером. Не инструктором просто дающим команды, которые группа выполняет под его счет... Не инструктором, отрабатывающим свою зарплату ровно за час... Не инструктором просто составившим для тебя график упражнений...

Быть настоящим тренером это... Быть мыслями почти постоянно со своими подопечными. Постоянно думать что еще ты можешь дать им. Как разнообразить монотонные скучные упражнения, как заинтересовать в результате. К чему вести группу, каких результатов они могут добиться, чем удивить и порадовать их.

Переживать когда что-то не получается. Переживать если что-то болит. Понимать и прощать их... за всё. Дети они такие... дети!

И в каждом возрасте свои сюрпризы. Кроме физических изменений они еще развиваются, расширяют свой кругозор, учатся шутить, учатся общаться друг с другом, ссориться, мириться и дружить. И тренер тоже во всем этом участвует. Нет, не строго, не императивно... это нужно делать очень аккуратно, ненавязчиво. Чтобы они восприняли правильное поведение в ситуации как аксиому, а не как железное наставление.

Очень сложно и "быть своим" и одновременно учителем, требующим результаты. Лавировать всегда между этими двумя состояниями... сложно но интересно и очень важно. 

В моей жизни были разные тренера. И с каждым из них мне повезло по-своему.

*** Фигурное катание ***

Мой первый тренер Любовь Николаевна. Дочь известного фигуриста и заслуженного тренера. Она выросла в этом окружении и буквально "дышала" своим делом. Милая улыбчивая девушка. Нам было по пять-шесть лет, когда пришли к ней.
Они поддерживала дисциплину в огромной группе, но при этом никогда не ругала нас. Не знаю как такое удавалось. Помню что часто хвалила и помогала справиться с волнением и страхом. 

Не получалось многое... сначала всё. Но она всегда терпеливо подсказывала, поднимала нам настроение, и всегда хвалила за малейшие успехи. Её заряд положительного настроения передавался всем нам. И мы с радостью бежали на эти тренировки.

Наверное тогда я и решила для себя, что в занятиях спортом заложено хорошее настроение и положительные эмоции. Даже если что-то не получается. Спортзал, спортивная площадка - место силы. Место заряда положительной энергией. Месть где всегда хорошо.

Второй тренер по фигурному катанию был достаточно строгим. Его боялись все. Это была уже спортивная школа, а не просто тренировки 3 раза в неделю. Мы занимались каждый день по несколько часов чередуя занятия ОФП в зале, тренировки на льду и хореографию. Нагрузки были очень большими. И с ним я научилась выносливости. Научилась не жаловаться и не бояться устать. И результаты были. И призовые места, и даже какой-то там спортивный разряд.

*** Волейбол ***

Это короткая страничка моей спортивной истории. Тренер увлеченная своим делом не часто обращала на нас новичков внимание. В основном занималась старшей группой - сборной. Несмотря на это занятия мне нравились. После тренировок в спорт школе понимала как нужно заниматься чтобы был хороший результат. И увлеченно училась управляться с мячом.

Через пару месяцев тренер решила что пора нашей группе сыграть со старшими. Собственно это и был последний день моего посещения волейбола.

Разница со старшей группой составляла лет пять. Они были намного выше нас и соответственно сильнее. Понимала тренер последствия данной игры или нет я не знаю. Но произошло то что произошло. Ловить их подачи нам было сложно, сильные отработанные удары по мячу запускали его с большой скоростью. В результате мы уже боялись ловить их. Отбивая руки и отпрыгивая в стороны наша команда стремительно проигрывала. В чем была цель данной игры мне до сих пор непонятно.
Тренер кричала со стороны чтобы мы перестали бояться мяча. Решила ей поверить. Зря.

Стояла в дальней линии. На меня летел мяч с подачи... с большой скоростью. Самым правильным решением было бы отойти. Но нам дана команда не бояться мяча и ловить... и я поймала... почти. Мяч пролетел сквозь руки, не удержала его. И прямиком мне в лоб. Помню только эту боль от удара, потом лечу, потом еще боль от второго удара затылком... и картинка пропала.

Потом белые стены с кафельной плиткой, запах ношатыря и тошнота. Как туда попала не знаю. Еще пол часа пыталась сесть, кружилась голова...

Как итог - сотрясение мозга со смещением, долгое восстановление, нелюбовь к волейболу на всю жизнь и боязнь мяча. Лет до тридцати я не играла ни в одну игру с мячом, странный панический подсознательный страх.

*** Ушу ***

Подростковый возраст. Новый неизвестный мир восточных единоборств. Сказочно красивые движения.

Тренер открыл для меня этот мир спортивного и традиционного ушу. Основы спаррингов. Благодаря его примеру и занятиям я поняла что это мой вид спорта.
Часто показывал учебные фильмы. В то время еще не было интернета и увидеть что-то подобное было негде. И он приносил на тренировки видеомагнитофон и телевизор, и мы "прилипали" к экрану на час и два... И потом пытались повторить всё что видели на экране.

*** Джиткундо ***

Тренер открыл для меня тайны боя, научил готовиться к поединкам, выстраивать правильно свои нагрузки на тренировках. Научил правильно относиться к бою - "читать" противника, дышать, двигаться, отдыхать, побеждать. Занималась у него не долго, но этого хватило чтобы побеждать в дальнейшем во всех боях. Алексей, вы ошиблись, это абсолютно мой спорт. Ни на одних соревнованиях я не проиграла ни одного боя. Во многом благодаря вам. Спасибо!

*** Саньда ***

Про занятия у Миши уже писала. Восстановилась после долгого перерыва...
Его увлеченность своим делом не оставляла шанса заниматься в пол силы. Он требовал полной отдачи. Не знаю как, но он чувствовал можешь ты это сделать или нет. Есть еще силы, или уже падаешь от усталости. Напомню, у него занималась бойцы, а значит все умели держать эмоции под контролем. Но вот он как-то чувствовал нас.

Правда... наверное уже можно признаться... Часто пользовалась тем что угораздило меня родиться девчонкой. Вероятно он не очень представлял насколько хватает сил у девочек, и удавалось обманывать его сделав вид что всё, силы закончились. С парнями такое не проходило.

Поэтому тренировки у Миши приносили мне много радости. На них я могла сама управлять своими нагрузками.

И... вот что еще хочется добавить, Миша всегда верил что я могу многое. В лицо он мне конечно этого не говорил, но... Иногда по выражению его лица после моих спаррингов с парнями читалось что он опасается за их здоровье. Иногда он даже боялся за меня, когда лезла в бой с плохой защитой. И часто прерывал наши бои раньше. Не знаю о чем думал в те моменты, но спасибо ему за то что не было дежурной фразы: "Ты девочка, тебе не надо так драться".

*** Рукопашный бой ***

Весь этот рассказ практически о нем. Тренер стал мне вторым отцом. Занимался, воспитывал, учил.

Клуб "Тантал" стал для меня примером того сплоченного коллектива, каким должен быть спортивный клуб.

Научил планировать тренировки, корректировать планы, ориентируясь на детей. Научил принимать и любить тех кто пришел заниматься. Научил любить свою команду, свой клуб и делать всё для того, чтобы всем детям хотелось приходить на занятия. Быть для них больше, чем просто тренер на час.

*** Ушу. Сэнсэй ***

Его тренировки ушу поддерживали меня в чужом городе, помогали восстановить душевные силы идти дальше. Рядом с ним всегда было спокойствие и уверенность в завтрашнем дне. Это был мой маленький островок счастья. Поддержка и понимание. Бесценно.

Сэнсэй для меня больше наставник чем тренер. И по сей день я спрашиваю его совета в сложной ситуации. И еще ни разу он не ошибся. И ни разу не отказал мне.

*** Быть ***

Быть тренером... настоящим тренером - дело хлопотное.
 
Чтобы им стать, нужно многое понять и принять. Нужно научиться любить и прощать. Научиться понимать и чувствовать.

Планировать, ставить задачи, придумывать новое и интересное. Вносить азарт в занятия и в жизнь в целом.

Понимать состояние своих подопечных, их переживания и радости. Поддерживать их и в трудные моменты и радоваться вместе с ними.
Создавать атмосферу добра и счастья. Трудно это всё. Но так интересно и нужно. Очень нужно.

Настоящим тренером нужно родиться. Если в тебе изначально не заложено это - желание делиться, желание любить и радоваться вместе с кем-то... - трудно будет этому научится.

Но если это есть, то всё возможно. Возможно для своих ребят ты станешь лучшим человеком в их жизни - любимым тренером. Навсегда.   

 


Рецензии