Станция-Тршебич Чехия
Поехали в кафешку, а вдруг оказались за городом.
- Едем пить кофе, а я - пиво в Тршебич! - сказал Станда.
- Тршебич?
- Да, такой городочек в Высочине, на реке Йиглава.
... Едем по Моравии, древней земле, где когда-то жили кельты, но оставили этот край и сюда заселились славяне. Бескрайние сероватые поля, на которых уже собран урожай, вдалеке дивные холмы с огромными соснами. Серо-голубое осеннее небо, проблески солнца...
Город не поразил особой архитектурой, к которой я уже давно привыкла - здания всех веков соседствуют друг с другом, оранжевые чешские крыши радуют взгляд, центр городка - исторический. Начиная с 12 века здесь начинают снова расселяться люди, новый этнос. Вырубили часть непроходимых густых лесов, основали поселение, которое спустя 200 лет стало городом.
Да и сейчас здесь немного жителей - не более, а то и менее 40 тысяч.
Маленькая речушка Йиглава, через нее - мостик. На этой маленькой набережной держимся за руки, мой студент счастлив: он впервые "гуляет" с "русской" барышней, да еще с учительницей. Что-то доброе витает в воздухе, романтическое и окутывает эти памятники, занесенные ЮНЕСКО во всемирное наследие.
Бенедектинский монастырь (а теперь на его месте - замок), еврейский квартал и еврейское кладбище, древние соборы Средневековья. Благоговейно прикоснулась к храму, где принимали причастие рыцари, шли на войну, женились, отправлялись в последний путь. Древняя кладка кажется грубоватой, здесь нет и намека на готику, раннесредневековая манера. Но возникает особый трепет от соприкосновения к древним камням, которым более 1000 лет. Великие имена того периода уже канули в Лету. Никто теперь не помнит Конрада 1 и его сыновей Ольдржиха Брненского и Литольда Зноймского.
Тршебич пережил немало невзгод на протяжении многих столетий. Восстание гуситов, разгром от венгров, неоднократные падения и восстановления в эпоху Возрождения, где лилась кровь на религиозной почве. Наконец, как и вся Моравия вместе с Чехией - вошел в состав австрийской империи. В ХХ веке после 1918 года - стал частью автономной Чехословакии. Пережил все войны, в том числе и Вторую мировую, пережил фашизм.
Плутаем по еврейскому кварталу на левом берегу Йиглавы, которому тоже 1000 лет. Паутина узких улочек, арки и переходы. Мистика и тайны. Синагога, одна, вторая. Где-то там - кладбище. В ХХ веке фашисты уничтожили не сам квартал, нет, а всех евреев.
Мистическое чувство не покидает меня. Этот ныне индустриальный город хранит массу тайн, о которых намекают нам все эти каменные архитектурные точки Истории Европы. Истории странной, похожей на страшную сказку из настоящего сборника братьев Гримм.
...Оранжевые крыши кивают нам вслед, солнце смеется и убегает, небо заалело закатом.
Мне представляются первопроходцы - монахи-бенедектинцы, которые свято веруя в Христа, валят многометровые деревья под звук минорно-хоровой молитвы. В этом религиозном многоголосии падают великолепные сосны - чудо Природы, и разрешают братьям во Христе построить здесь город.
Свидетельство о публикации №223022401702