Китайская мудрость или базарная хитрозадость?

                Китайская мудрость или базарная хитрозадость?

            Наконец-то появилась анонсированная и широко разрекламированная программа урегулирования российско-украинских отношений, сформированная в недрах руководства Коммунистической партии Китая. Казалось, что окончание специальной военной операции приблизилось ближе некуда, введённые Западом санкции будут вот-вот отменены, а на Украине и в пострадавших регионах России закипит восстановление, подобное тому, что случилось после Второй Мировой войны.
            Увы и ах, 12 пунктов этой Программы иначе, чем благими пожеланиями в стиле Кота Леопольда «Ребята, давайте жить дружно!» не назовёшь. А ведь западному рационализму всегда не доставало мистической «восточной мудрости». Вот сидишь на берегу, и мимо тебя проплывают трупы врагов, а ты для этого даже не пошевелил пальцем.
            Специальная военная операция уничтожила много мифов, в том числе о непобедимости Российской армии, о доброте и бескорыстности русского солдата, великом рационализме и везении нашего вождя, о боеготовности к реальным конфликтам стран НАТО, о невозможности объединения капиталистических стран ради большой цели, о потрясающем профессионализме наших дипломатов, достойных наследников Андрея Громыко.
                Когда-нибудь психологи, политологи, конфликтологи  и социологи будут изучать события этих лет, рассматривая в электронный микроскоп особенности рационального и иррационального в общественном сознании в конфликтующих странах и их союзниках, паттерны поведения различных групп населения от добровольцев и волонтёров до беженцев от мобилизации, искать неучтённые факторы воздействия в контенте СМИ и социальных сетей.
           Главный вывод: исторический процесс развивается под воздействием иррациональных факторов и, значит, быть описанным строгими математическими формулами и алгоритмами, что позволило бы сделать аналитику и прогностику точными науками, быть не может. И после господствующего в науке с конца 18 века представления о поступательном прогрессе человечества и рационального объяснения действительности придётся, видимо, вновь учитывать роль личности в истории, значение для принимаемых решений её детских и подростковых комплексов, и Божественное провидение как наиболее значимые и вполне себе научные гипотезы.
           Похоже, следом за этими теориями пойдёт и представление о Китае и о Востоке в целом как обладателях некой потаённой мудрости, доступной только посвящённым адептам различных мистических, рядящихся под буддистов или индуистов, сект и секточек. Как тут не вспомнить Елену Блаватскую и Николая Рериха, Георгия Гурджиева и Махатму Ганди, Ошо и других потрясателей этого самого западного рационализма. Правда, для рядового обывателя более или менее знакомы были имена Конфуция, Лао-цзы, Мао Цзе-дуна и Дэн Сяопина, но тем более круто было вставить в разговоре, что ты читал «Книгу о Дао и Дэ» и постиг её сокровенный смысл.
           Да и вообще, за последние десятилетия политики измельчали, и сейчас нет речи о том, что миром управляют люди, подобные Теодору и Франклину Рузвельтам, Иосифу Сталину, Мао Цзе-дуну, Уинстону Черчиллю или генералу де Голлю. Но и Рональд Рейган, Леонид Брежнев, Конрад Аденауэр, Вилли Брандт, Маргарет Тэтчер возвышаются над нашими современными политиками, как гиганты над пигмеями.
                Нет никакой потаённой мудрости, позволяющей руководству Китая мыслить столетиями и тысячелетиями, как не было «единственно правильного учения» у советских вождей, которые тоже мыслили пятилетками и десятилетиями. Все решения принимаются под воздействием текущих факторов, а правильное объяснение этих решений потом будут находить философы и историки. Соответственно, пёстрый восточный базар с яростным торгом за скидки может лучше описать взаимодействие различных стран, чем сложившееся под влиянием Френсиса Бэкона и Гуго Гроция представления классической европейской дипломатической школы.
           В случае с предложениями китайского руководства то же самое. Предложения эти носят характер желательных, но трудноисполнимых мероприятий. В целом они не противоречат принятой вчера резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, но оставляют определённую свободу действий для Китая в качестве претендента на посредничество, и в какой-то степени они на руку России.
           Наше руководство надеется, что в процессе мирных переговоров удастся выторговать территориальные уступки со стороны Украины, что позволило бы объявить цели специальной военной операции достигнутыми. Это уже позволило бы избежать серьёзных изменений в системе управления, позволяя России продолжить спокойное загнивание ещё в течение нескольких десятилетий.
                Мудрый вождь, покорное население и явные победы – что ещё нужно для русского народа? Хотелось было написать, «для спокойной старости и тихого умирания», но такой участи для весьма молодого по историческим меркам русского народа я бы не хотел.
           Почему российскому руководству нужны переговоры, понятно всякому непредвзятому наблюдателю. Как бы ни пыжилась наша пропаганда, рассказывая о неисчерпаемости наших ресурсов, но их для долгой войны на истощение у России нет. Можно мобилизовать ещё миллионы мужиков и сотни тысяч женщин, но при отсутствии необходимых знаний, вооружения и техники, полноценного снабжения ситуацию они на поле боя не изменят.
           Следовательно, любой ценой нужна передышка, за время которой удалось бы более или менее привести в порядок Вооруженные Силы, наладить бесперебойную работу ВПК и транспорта, приготовиться к новому раунду борьбы за новые территории или хотя бы за удержание старых.
                Китай же хочет стать посредником, или хотя бы разделить эту почётную обязанность с США. Вот только для этого ему нужно явное поражение России. В этом случае могучий военный сосед утрёт слёзы северному варвару, а за это предъявит претензии на получение остающихся ещё у «младшего брата» секретов науки, технологии и военного искусства.
                Это на первом этапе, поскольку за покровительство и возможность обеспечить личную безопасность руководства России в случае каких-либо внутренних неприятностей спустя несколько лет встанет вопрос о денонсации Айгунского мирного договора 1858 года, закрепившему за Россией территорию левого берега реки Амур. А это значительная часть Приморского, Хабаровского краёв и Амурской области. У Китая уже был успешный опыт отжима у России амурских островов, ссылаясь на изменение его русла, и теперь становится непонятным, за что гибли наши пограничники на острове Даманском и на озере Жаланашколь. Да и сибирская тайга и воды озера Байкал почувствовали на себе железную китайскую хватку.
                А ведь такой приз будет намного дороже Тайваня, с которым раньше или позже Китай мирно воссоединится. Китай может и не присоединять официально к себе эти земли, организовав на них марионеточный Русский автономный район, но это уже будет не часть России. Переваривание же новых земель позволит на несколько десятилетий снять напряжение внутри Китая из-за проблем во взаимоотношениях приморских провинций и центра, между ханьским большинством и тибетским, монгольским, манчжурским и тюркскими меньшинствами.
          Мне могут возразить, что китайцы не рвутся осваивать своё Север. Всему своё время. Они получат не тайгу с местными племенами охотников и рыболовов, а промышленно и аграрно развитый макрорегион с квалифицированным населением, преимущественно европеоидным, что позволит поднять на невиданную высоту разведывательные возможности КНР в США, странах Европейского Сообщества, Австралии и Новой Зеландии. Вот тут-то умение думать на десятилетия вперёд вполне применимо.
          Но «довлеет дневи злоба его». Сейчас для руководства России главное – с минимальными потерями закончить специальную военную операцию, поскольку возможность мощного наступления явно сдвигается вправо. Нужно крепить стратегическую оборону, а то при наличии новых средств поражения в безопасности не будут чувствовать себя ни Донецк с Луганском, ни Мелитополь с Севастополем. Думать о том, во что может обойтись России посредничество Китая, ему некогда, а представителей стран Запада в этой роли оно опасается куда больше, поскольку боится, что вслед за фактическим поражением придёт и к нам «цветная революция».
         Как говорится, куда ни кинь – всюду клин.
         Этой ситуации не возникло бы, если бы внутри российской системы управления была предусмотрена «защита от дурака». Но при нашей псевдомонархии такое невозможно. Да и не склонны мы к выстраиванию сложных организационных и юридических схем, нам бы царя, что попроще, а то, понимаешь, сделали разделение властей и ввели местное самоуправление, забыв как-то о телефонном праве и главном управленческом принципе России: «Ты начальник – я дурак, я начальник – ты дурак». «Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальства." (цитата, приписываемая Петру Первому).
                Отсутствие нормальной аналитики, преобладание веры в свою удачу над достоверной информацией, которую заменяют специально отобранные сведения, ласкающие слух сюзерена, коррупция как приводной ремень всей экономической жизни, остановка социальных лифтов и повсеместный непотизм привели к той ситуации, в которой оказалась Россия. Без исправления этого Россия не сможет существовать в современном мире. Но вместо попытки изменить ситуацию, признав ошибку, мы видим готовность наступать «на те же грабли» в надежде на военную удачу и усталость Запада от Украины.
                А если удача отвернётся на поле боя, останется надежда на доброго дядю Си Цзиньпина, который не позволит обидеть своего северного соседа, вместе с которым Китай станет первым номером в мире. Он же мудрец, а не базарный торговец! Правда, цена такой помощи может оказаться неподъёмной для России.
Судя по тому, насколько активно вели себя и российские, и зарубежные дипломаты сегодня вечером, план товарища Си начал работать. Позволит ли его реализация остановить войну двух братских народов, я не знаю.  Хотелось бы, но сильно сомневаюсь.
                И хоть пока этот план больше похож на благие намерения, а второе дно его может оказаться крайне неприятным для будущего нашей страны, я поддерживаю его общий настрой и созвучную ему великую мудрость Кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»


Рецензии