Сыр и масло - городу!
Хотелось покататься и на велосипеде. Но в 60 - годы у нас это был страшнейший дефицит. Как сейчас помню - на нашей улице был всего один велик. Чтобы прокатиться на нем, приходилось делать хозяину “предоплату” - горсть тыквенных семечек, или конфет.
Куда проще было кататься на животных: приходи на любую конюховку, попроси сделать кружок по выгону верхом на лошади - никакой конюх не откажет. Попытки прокатиться на коровах и свиньях всегда заканчивались падением и ржачем пацанов-друзей.
Повзрослев, стали кататься на мопедах. А у некоторых пацанов появились и простенькие мотоциклы типа “Иж - Планета”, “Восход”. Сколько было разбито коленей, содрано локтей, пока не научишься управлять этим нехитрым “железным конем”.
Ко всему этому я любил длительные поездки. Если узнавал, что отец собирается на рыбалку, в тайгу, то не отставал от него с просьбой взять с собой. Лучшего счастья в то время не было, как прокатиться на машине, или в кабине трактора.
Обучаясь в институте, всегда радовался поездкам в колхозы, отдыху на природе, ночевкам в палатках. Однажды в гости к нам пришел мой любимый лелька - Яша Санников. Отец достал банку домашнего винца и стал его угощать. Я в это время был на летних каникулах и от безделья читал книги.
Прислушался к разговору мужчин. Лелька сетовал, что надо ехать в Бийск, везти масло и сыр с ельцовского маслозавода, а машина старенькая, еле ползает. Вдруг дорогой сломается, тогда от жары масло в кузове растает.
Мужики посидели еще немного и лелька засобирался домой. Я вышел его проводить и попутно мелькнула мысль: “То ли с ним в город сгонять? Один черт делать нечего, книжки уже стали наскучивать.”
Вышли на улицу и попросился съездить с ним. На удивление, лелька Яша легко согласился.
- Не проспи, к пяти утра возле меня, чтоб как штык!”- предупредил он, - ждать ни минуты не буду.
На следующий день меня разбудил отец еще в потемках. Я глянул на старые ходики с кукушкой - время полпятого. Быстренько собрался и нырнул в туманную прохладу раннего утра. Лелька жил неподалеку, на соседней улице и через десять минут я уже был у него перед домом.
Машина к поездке уже была готова, со вчерашнего дня груженая до бортов ящиками со сливочным маслом и головками сыра в виде больших, продолговатых брусков. Потихоньку урчал прогреваемый двигатель.Из дома вышел Лелька, провожала его лелька Тоня - его супруга.Поприветствовав друг друга, мы запрыгнули в кабину и покатили в город.
Через два с половиной часа благополучно, без поломок добрались до бийского молзавода. В воротах машину остановил строгий охранник с кобурой, из которой торчала рукоять нагана. Проверив сопроводительные документы, спросил: “А это кто с вами?”- кивнув головой в мою сторону.
- А-а-а...это наш лаборант с маслозавода, - чуть замешкавшись, нашелся лелька Яша, - приехал выяснить вопрос о качестве сыра. Какие-то там нашли заморочки.
Охранник еще раз пристально взглянул на меня, а потом махнул рукой: “Заезжайте!”
Заехали на территорию молкомбината. Здесь уже стояла очередь из машин, подобно нашей, груженых сыром и маслом. Разгрузка транспорта шла вручную - пара рабочих скидывали из кузовов ящики и головки сыра, на земле их подхватывала вторая пара, грузила на небольшие тележки и укатывала внутрь цеха-большого, в пять этажей здания, из которого слышался шум работающих механизмов и вкусно пахло молочной продукцией.
- Блин, опоздали! - с досадой стукнул по рулю машины лелька, - теперь до обеда будем тут торчать. Ладно, ты сиди тут, карауль груз, мало ли что...А я пойду в контору, сдавать документы. Там тоже очередь, так что скоро не жди.
Лелька Яша ушел, а я от безделья вскарабкался в кузов машины, расстелил поверх ящиков с маслом старенькую лелькину фуфайку и прикемарил.
Вот скажите, читающие: “Кто из вас спал когда - нибудь, лежа на тонне сливочного масла?”Не знаю...сомневаюсь...А мне вот, пришлось раз в жизни испытать такое “удовольствие”.
Наступил полдень. Поднявшееся в зенит солнце разогрело воздух, здания, машины и асфальт. Ни ветерка. Утренний запах молока, сыра и масла сменился вонью бензиновых выхлопов машин, пролитого автомобильного масла, гудрона, и еще чем-то непонятным.
Я захотел есть. Лелька так и не явился, хотя отсутствовал уже часа четыре.- Черт возьми, надо было хоть бы хлеба с собой взять! - с досадой подумал я, и где это лелька так долго шарится?
Захотелось пить. Посмотрел в машине-не нашел ничего съестного и питьевого.Хорошо, что у стоящей рядом грузовика водитель и его напарник, или экспедитор, стали поливать из канистры на головы друг друга. Я подошел и попросил у них напиться.Напившись от души и поговорив с мужиками, спросил, есть ли какая - либо тара под воду. Один из мужчин заглянул в кабину и вытащил из-за спинки сидень пустую бутылку из-под вина. “ Пойдет? - коротко спросил он. Я кивнул головой, набрал из канистры воды и вернулся обратно к машине Вскарабкался в кузов, снял с себя рубашку и разлегся на масле, чтоб позагорать.А есть хотелось все сильнее...
Перевернулся на живот и снова закемарил. Проснулся от какого-то непонятного звука, похожего на шлепок. Приподнялся, огляделся. Вокруг машины-никого. Странно... Осмотрел кузов машины и увидел в углу кузова бесформенное белое пятно, похожее на гигантскую амебу. Потрогал пальцами - горячее. Отщипнул кусочек- ощутил знакомый вкус плавленого сыра.
Поднял глаза на окна здания...Никого...Снова растянулся на фуфайчонке. И тут в двадцати сантиметрах от головы шлепнулось что-то с таким же звуком, как слышал раньше. Но я понял - что это. Огляделся-и снова ничего подозрительного... И тут послышался звонкий девичий смех. Поднял голову и увидел в открытых окнах здания на пятом этаже тройку смеющихся девичьих мордашек в белых халатах и чепчиках.
- Эй, солдатик, лови! - крикнула одна из них и бросила небольшую блестящую упаковочку, которая ударилась о палатку кузова, и растеклась белым блином.
- Приятного аппетита! - снова крикнула черноволосая симпатичная девчушка, - еще кинуть?
- Не откажусь, - ответил я, - только хлеба у меня нет, да и от этих сырков дрызь одна, хоть ножом отскребай.
Черноволосая куда-то исчезла и явилась обратно через несколько минут, держа в руке с пяток охлажденных сырков.Ловко сбросила их на кузов машины. Следом вылетела половина батона хлеба.Я поблагодарил девчат и с аппетитом умял хлеб и сыр, попутно обмениваясь с ними остротами и шутками.
Познакомились. Я представился, коротко рассказав, где живу, где учусь. Девчата тоже назвали свои имена, сказав, что учатся на технологов молочного производства в Барнауле, а здесь находятся на практике.
- А-а-а...- разочарованно протянула одна из девушек, - я подумала, что ты военный.
- Почему? - искренне удивился я.
- У тебя штаны зеленые, как и у солдат, - ответила девушка и скрылась в глубине цеха.
Я весело рассмеялся - да, на мне было трико зеленого цвета...
- Дай мне свой адрес, - спросила черноволосая, - будем переписываться.
Она спустилась вниз, и подошла к машине. Мы уселись в тень за кузовом и долго с ней беседовали. Разговор шел просто и непринужденно. Она коротко рассказала о своей жизни и учебе, я поделился своим.
- У тебя девушка есть? - спросила она, - любишь ее?
- Да, ответил я, - уже люблю. Мы дружим с ней с первого курса, уже третий год. Думаю связать с ней свою жизнь, так она мне нравится!
- Везет...- вздохнула девушка...- а мне вот, никак. Был парень, ушел в армию, вернулся - запил, стал шляться с кем попало и в итоге угодил в тюрьму. Пишет мне часто, говорит, что изменился, выйдет и завяжет с выпивкой и курением. Обещал на мне жениться.
- Не знаю, Оля, (так звали девушку), - тюрьма никого на путь истинный еще не ставила, все это басни...Знаю по своему родственнику...
Связь с Олей была редкая, в основном в виде открыток на новый год, да на 23 февраля и я посылал ей так же, да на 8 -е марта. Через два года она написала, что вернулся с тюрьмы ее парень и они все же поженились.
Связь прекратилась...И я закончил институт, женился на своей любимой и уехал работать в школу в свою Ельцовку.
Пришел лелька Яша, усталый и злой. Оля ушла на свое рабочее место.Наконец подошла наша очередь на разгрузку.
Я залез в кузов и стал помогать грузчикам, чтобы ускорить процесс - пребывание на жаре, без воды и еды стало тяготить.
- Ты хоть поел что - нибудь? - заботливо спросил лелька.
- Девчата угостили сырками, да хлебом, - ответил я, - поехали домой, там и наедимся.
Разгрузившись, лелька получил документы и мы покатили в сторону выезда из города. Лелька свернул к столовой.
- Голод не тетка, я тоже хочу жрать, выпил всего одну кружечку варенца, выпросил у девчат в цехе, - сказал он.
- У меня денег нет, - сказал я лельке.
- У меня есть, - ответил он, помахав в воздухе помятым рублем, - Тонька дала на дорогу.
На рубль купили две полные порции наваристого борща, по котлете и компоту.Наелись хорошо.
Запрыгнули в кабину машины и покатили из города. Заправились на выезде и через два часа были в Ельцовке. Усталый, ввалился в дом, умылся, вяло пожевал пирожков и рухнул спать. Болело все тело...Наутро вскочил, как ни в чем не бывало, и стал подумывать - куда бы еще съездить?
Свидетельство о публикации №223022400251
Алексей Шелемин 04.05.2025 06:16 Заявить о нарушении
Сергей Лукич Гусев 06.05.2025 14:00 Заявить о нарушении