Мизантропизм и правдолюбие

  Хоть кто-то должен принципиально говорить правду. Не тогда,
когда это удобно, а почти всегда. Ну, не заменять её ложью. Чтобы
людям не приходилось сильно задумываться, в чью пользу пропаган-
дёж и на чём их пытаются "развести" (и скорее всего "разведут"),
как мошенники "разводят" пресловутых "лохов".

  Вдобавок эта правда должна быть 1) недурацкой, 2) нормальной в
психиатрическом аспекте.

  Разумеется, иногда надо помалкивать. И разумеется, правда почти
всегда будет более или менее приблизительной, более или менее
временной, более или менее однобокой (за всем не уследишь) и
местами даже более или менее ошибочной.

  Получается, хоть ты тресни, а совсем хорошо в части правды
будет получаться разве что изредка. Но по крайней мере должно
иметь место сильное стремление к тому, чтобы получалось.

  Зачем это надо? А чтобы человечество не самоуничтожилось из-за
своего запутывания в фикциях.

  Люди, взявшие на себя в общественном разделении труда функцию
докапывания до правды и имеющие достаточные способности, чтобы
заниматься этим, как правило, оказываются в существенно диском-
фортном положении, потому что их продукт востребован обществом
лишь избирательно, зато может обеспечить этим людям очень боль-
шие неприятности.

  Что получают они от своего занятия? Удовольствие от ЗНАНИЯ.
Удовлетворение от того, что они, возможно, чуть отодвигают
страну (а то и человечество) от пропасти.

  Толковые правдолюбы приблизительно разделяются на открытых и
тайных. Тайные остаются тайными из соображений личной безопаснос-
ти. Но информационные материалы для тайных правдолюбов обеспечи-
ваются открытыми правдолюбами: эти рискуют за всех.

  (Кстати, открытых правдолюбов распознавать не так уж просто:
особо изощрённые манипуляторы выглядят приблизительно так же,
только эффектнее. Эффектность и "смелость" -- признаки манипу-
лятора. Ещё один его признак -- "плодовитость". Соль в том, что
манипулятор, не привлекающий к себе большого внимания, не спо-
собен манирулировать массами и поэтому не нужен. Можно заменять
эффективного манипулятора большим количеством менее эффективных
манипуляторов, но это дорого.)

  Толковый правдолюб широкого профиля неизбежно сталкивается с
широким общественным неприятием себя, и если он реально толко-
вый, то не может не приходить к выводу, что дело не в недоста-
точной качественности его правды, а в том, что на неё нет мас-
сового спроса. Следующая ступень личного развития -- заключение,
что массовый спрос на правду отсутствует не из-за порченности
её потенциальных потребителей дурными социальными условиями, а
из-за природных свойств массовых человечков. Так вот, этот вывод
-- мизантропический. То есть, хорошо соображающий правдолюб рано
или поздно приходит к мизантропизму, потому что мизантропская
модель общества -- это более-менее правда, а не натяжка.

  Мизантроп -- всегда правдолюб (но не яростный: сегодня правда
одна, а завтра, может, другая). Мизантропизм -- высшая ступень
развития правдолюбства. На этой ступени оно спокойное, скептиче-
ское, гибкое, почти не мешающее жить.

  Правда -- это хорошо, а ДВЕ-ТРИ правды -- ещё лучше: соревнова-
ние, взаимная критика, концептуальное взаимообогащение и всё та-
кое. Лишь бы культурненько, без фанатизма.


Рецензии