У каррарских мраморей мы живём однажды...

"Я беру камень и отсекаю всё лишнее..."
"У разбитых алтарей
Онемели боги..."

"мир, который напрягся за миг до жеста..."

======
Видишь там, на горе, возвышается крест
 Повиси-ка на нем
А когда надоест, возвращайся назад
Гулять по воде, гулять по воде,
 гулять по воде со мной!..
(НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС)

============================

Знаю, рАспятый еврей
Говорил с тобою.
Вознеси меня, Андрей,
Вознеси меня, Андрей,
Над моей судьбою.
Над моей судьбою!

( Александр Дольский)
================================

"15 век. Микеланджело Буонаротти
руками Бога месит каррарский мрамор
хрупкие пальцы входят в него, как в масло
зовет обедать флорентийских мальчишек мама
он слышит ее – голос женщины, чуть уставшей,
которая пахнет рагу и отсутствием ласки
и слышит мрамор и слышит, как рядом в храме
Христовой крови требует Сованаролла
разлилось солнце – мальчишки хлынули к маме,
и вспомнилось вдруг ворчание Гирландайо –
его учителя, великого мастера фресок….
и вдруг привиделось, то, что предвидеть сложно:
папский плащ, звуки торжественной мессы
и кардиналы под сводом какой-то капеллы
расписанной так, что сердце от вопля стынет,
но он отгоняет эти безумные мысли,
он месит мрамор, как женщины месят тесто
в его мозгу качается, как коромысло
мир, который напрягся за миг до жеста..."

(Анна Яблонская)2004


...Не было у  так рано осознавшего свое призвание, мальчика Мики (а как его еще звать?...) родной мамы, когда он с упоением осознавал власть мрамора, власть камня, свою над ним власть....
Родная умерла, родив своего пятого, последнего, сына. (Сам великий - второй по счету, рожденный в понедельник ( "до рассвета"), в году 1475-м.  Мама была юной и очень быстро выработала свой ресурс (физический и  психический, детки рождались исправно раз  полтора-два года), уйдя  в лучший мир, когда будущему гению Возрождения было всего шесть. Наверняка с Небес помогала, опекала, гордилась...
 Почти 9 полных десятков отвела Судьба Буонаротти (скажи после того о прежних  "средних сроках жизни"!), чтоб успел так много, чтоб насладился плодами своих трудов и процессом Дела своих рук тоже - в полной мере.

 Жаль, что не вспоминал он ее (по свидетельству биографов в переписке с родными)- маму рОдную. А кормилица и ее муж, каменотёс - приемные родители(там, у них в доме, впервые и стал он работать с мрамором)... Наверняка это был тот самый перст судьбы. Отец М. - Лодовико Буонарроти, из обедневшего аристократического рода,  не был богат, и дохода от его маленького владения в деревне едва хватало на то, чтобы содержать множество детей. (Достаточно долго, кстати, вдовствовал без жены - 4 года). В связи с этим он вынужден был отдать Микеланджело кормилице, жене «скарпелино» из той же деревни, называвшейся Сеттиньяно. Там, воспитанный супружеской парой Тополино, мальчик научился разминать глину и владеть резцом раньше, чем читать и писать. Во всяком случае, своему другу и биографу Джорджо Вазари сам Микеланджело потом говорил:
«Если есть что хорошее в моём даровании, то это от того, что я родился в разрежённом воздухе аретинской вашей земли, да и резцы, и молот, которыми я делаю свои статуи, я извлёк из молока моей кормилицы»).

 Учителя, конечно, были... Превзошел всех.

 Женат не был. Любовь-морковь?...Посвящения. Сонеты?...

И тем не менее, столько Мадонн!..

Мадонна Таддеи. Мрамор. Ок. 1502—1504. Лондон, Королевская академия художеств.
Мадонна Дони. 1503—1504. Флоренция, Галерея Уффици.
Мадонна Питти. Ок. 1504—1505. Флоренция, Национальный музей Барджелло.

Мадонна у лестницы. Мрамор. Ок. 1491. Флоренция, Музей Буонарроти.

Мадонна с младенцем. Мрамор. Ок. 1501. Брюгге, церковь Нотр-Дам.


Я удивляюсь, Господи, Тебе.
Поистине - "кто может, тот не хочет".
Тебе милы, кто добродетель корчит.
А я не умещаюсь в их толпе.

Я твой слуга. Ты свет в моей судьбе.
Так связан с солнцем на рассвете кочет.
Дурак над моим подвигом хохочет.
И небеса оставили в беде.
 (Миккеланджио в переводе  Андрея Вознесенского)

====

Над Россией летят облака,
Ах, остаться на севере заживо!
Я не знаю, какая рука
Написала такие пейзажи.
У каррарских мраморей
Мы живём однажды...
Научи своих царей,
Научи своих царей
Голоду и жажде,
Голоду и жажде.

В мастерской трудоёмких чудес
Предстоит не унизиться славою.
В бледно-синей кастрюле небес
Птичья стая чаинками плавает.
У рублёвских звонарей
Мы с тобой встречались...
Научи своих царей,
Научи своих царей
Чести и печали,
Чести и печали.

На просторах таких - даже тут -
Мало места для правды и боли.
Хорошо, что поэты живут
В наше время немного поболее.
У разбитых алтарей
Онемели боги...
Отпусти своих царей,
Отпусти своих царей
В лучшие чертоги,
В лучшие чертоги.


==========================

"...Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских». Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы. Гёте писал: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек». Среди его архитектурных свершений — проект купола собора Святого Петра, лестницы библиотеки Лауренциана, площадь Кампидольо и другие. Исследователями считается, что искусство Микеланджело начинается и завершается изображением человеческого тела..."


"Я беру камень и отсекаю всё лишнее." (В ответ на вопрос о том, как он делает свои скульптуры.)

... Из Вики: "Микела;нджело Буонарро;ти: полное имя Микела;нджело ди Лодови;ко ди Леона;рдо ди Буонарро;ти Симо;ни  - итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и мыслитель. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко — именно его считают подлинным «отцом барокко» в архитектуре.

Его произведения считались наивысшими достижениями искусства Возрождения ещё при жизни самого мастера. Микеланджело прожил почти 89 лет — целую эпоху, от периода Высокого Возрождения к истокам Контрреформации. За этот период сменилось тринадцать пап римских — он выполнял заказы для девяти из них. Сохранилось много документов о его жизни и творчестве — свидетельства современников, письма самого Микеланджело, договоры, его личные и профессиональные записи. Микеланджело также был первым представителем западноевропейского искусства, чья биография была напечатана ещё при его жизни..."
..."Искусства достигли в нём такого совершенства, какого не найдешь ни у древних, ни у новых людей за многие и многие годы. Воображением он обладал таким и столь совершенным и вещи, представлявшиеся ему в идее, были таковы, что руками осуществить замыслы столь великие и потрясающие было невозможно, и часто он бросал свои творения, более того, многие уничтожал; так, известно, что незадолго до смерти он сжег большое число рисунков, набросков и картонов, созданных собственноручно, чтобы никто не смог увидеть трудов, им преодолевавшихся, и то, какими способами он испытывал свой гений, дабы являть его не иначе, как совершенным."

Среди самых известных его скульптурных работ — «Давид», «Бахус», «Пьета», статуи Моисея, Лии и Рахили для гробницы папы Юлия II..."

 Запись из моего дневника школьных времен:
 "И что, ты хочешь сказать, что этот Давид - еврейский мальчик? - Нинка  с сомнением рассматривает в моём 10 томе Детской энциклопедии ("Искусство") статую Микеланджело)".
 Не знаю, что именно смутило Нинку Л. в скульптуре, и вряд ли сама она помнит ... лет спустя, и даже если б мне пришло в голову когда-то спросить ее об этом (в соцсетях порой ни одни  только виртуальные френды, но и  реальные персонажи,  так называемой, "судьбы", присутствуют. И ни одного из них,  тех, кто...("Но сейчас  не об этом"!")
  "....Для статуи Давида во Флоренцию была доставлена огромная глыба мрамора из копей Каррары. Сначала, начиная с 1464 года, над созданием Давида трудились скульптор Донателло и его подмастерье Агостино ди Дуччо. После смерти Донателло в 1466 году Агостино отошёл от работы. Затем был расторгнут контракт и с пришедшим ему на смену Антонио Росселлино. К началу XVI века бесформенная глыба мрамора, которую флорентийцы прозвали "Гигантом", была заброшена. Наконец завершение "Давида" было поручено 26-летнему скульптору Микеланджело Буонарроти. Контракт с ним был подписан 16 августа 1501 года, и уже 13 сентября Микеладжело приступил к работе. Продолжалась она два года. Транспортировка статуи к стенам палаццо Веккьо заняла четыре дня.

В 1873 году во избежание порчи от воздействия осадков и выветривания статуя была перенесена в один из залов Академии изящных искусств Флоренции. Её место на площади Синьории заняла в 1910 году копия. В 2003-2004 годах оригинал Микеланджело был очищен реставраторами от накопившихся за многие годы загрязнений.

Давид, 1501-1504. Высота 5,17 м. Микеланджело. Академия изящных искусств во Флоренции
Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция; белый облицовочный мрамор из каменоломен Каррары..."

   Про "путешествия и путешественников"...: "...А вспомнилось всё это, когда мы, проезжая мимо мимо Апуанских Альп по направлению  в Санта-Маргерита-Лигуре, увидели Каррарские месторождения. Каррара (Саггага) - это обобщённое название группы крупнейших в мире месторождений мрамора на Севере Италии, около города Каррара, в 6 км от берега Лигурийского моря. Различают свыше 20 видов высокосортного каррарского мрамора, среди них чисто белые "бианко каррара унито", "бианко арни", белые с прожилками "бианко венато", "калакатта", полосчатый "паоназетто", серый "бардильо карра киаро", тёмно-серый "бардильетто", серо-зелёный "нуволато апуано", жёлтый "кремо деликато"... В России некоторые виды каррарского мрамора применялись в облицовке подземных вестибюлей станции Московского метрополитена "Охотный ряд"...

("Слезайте, граждане! Приехали. Конец. "Охотный ряд. Охотный ряд"...)

"...Микеланджело боготворил мрамор, говоря о том, что внутри каждой глыбы уже есть скульптура; необходимо только достать его. Он не предавал большого значения своему таланту, отдавая себя целиком власти работы.

«Он не думал больше ни о чем, кроме своего мрамора, не мог заставить себя прервать работу и поесть или переодеться. Его томил лишь один голод – голод по работе, и он утолял его двадцать часов в сутки. Едкая пыль набивалась ему в ноздри, усеивала волосы, делая их снежно-белыми; дрожь, постоянно передававшаяся от резца и молотка, ощущалась сначала в плечах, потом проникала в грудь, в живот, охватывала бедра и колени – она колотила все его тело и отдавалась в мозгу еще долго после того, как он в ликующем изнеможении слепо валился на кровать. Когда молоток изматывал его правую руку, он брал его в левую, а резец в правую, и тот действовал у него с той же уверенной твердостью и чуткой опаской, как и в левой».
-------------------

"Каррарский мрамор (итал. marmo di Carrara) — мрамор, добываемый в Апуанских Альпах на территории Каррары.

  Век бы не знать про те Карарры, которые в сознании ассоциировались только с поэтическими строчками, и самые первые, конечно, эти, цветаевские:

 "... Как живется вам с товаром
Рыночным? Оброк — крутой?
После мраморов Каррары
Как живется вам с трухой
Гипсовой? (Из глыбы высечен
Бог — и на;чисто разбит!)
Как живется вам с сто-тысячной —
Вам, познавшему Лилит!..."

Про Лилит я поинтересовалась раньше, чем про каррарский мрамор. Понятно, конечно, было - что-то более ценное, чем "гипс"...
( ноябрь 1924 год). "Попытка ревности"

Кака така ревность! Каки-таки соперницы!
 
 А мой маме было 10 месяцев  про дату написания марининого  стиха...

"Марина ди.. Прямо на границе Апуанских Альп, защищенный от северных ветров, стоит городок Марина-ди-Каррара .
"... В Марина-ди-Каррара есть очень примечательная церковь – церковь Святого Семейства, построенная в конце XIX века."

Не, не путешественницы мы оказались с мамой, хотя такие любознательные обе! Все загранпаспорта в первозданности.

"...Медленно и верно Марина-ди-Каррара стал перевоплощаться в тихий, неброский, прибрежный город. Такие города любят не выносящие излишнего шума и внимания личности, чьи физиономии слишком известны, чем привлекают к себе постоянное внимание. А, так же сами итальянцы, выбирающиеся на побережье на выходные. Благо, Италия страна не широкая, и добраться до того или иного побережью, не составляет никаких проблем. Все ограничивается исключительно желанием..."

 - Исключительно! Другая б спорила!

Алексей Александрович Сурков


Флоренция


Каррарского мрамора белые блоки.
И мышцы в намеке, и лица в намеке.

Мятежная сила невольников Рима
Рождается в камне, могуча и зрима.

По воле резца непонятной, чудесной
Молчанье гремит торжествующей песней.

Гимн варварской мощи, дерзанью, работе
Поет Микельанджело Буонаротти.

У белого камня, у мраморной груды
Стоим, созерцая великое чудо.

И видим, как времени власть побеждая,
Ликуя в экстазе, любя и страдая,

Сквозь годы исканий, сквозь путы сомнений
Из холода глыб прорывается гений.

1959


ГАЛИКАРНАССКИЙ МАВЗОЛЕЙ


О, сизые и розовые плиты!
Каррасский мрамор, кованый гранит!
Вы безупречны, вечны, знамениты.

Маргарита Алигер

 И о вечном...
Галикарна;с (греч. ;;;;;;;;;;;;, лат. Halicarnassus) — древний город в Карии на средиземноморском побережье Малой Азии.

Основан греческими поселенцами примерно в VIII в. до н. э. и в середине IV в. до н. э. стал на короткое время столицей Карии. В настоящее время на его руинах располагается турецкий город-курорт Бодрум.
   "... Число погибших в результате разрушительных землетрясений в Турции на этот час превысило 43,5 тыс. человек...")
=========

=====
И прелестная, такая была талантливая и  мудрая, такая молодая девочка, Анна Яблонская: "15 век. Микеланджело Буонаротти
руками Бога месит каррарский мрамор
хрупкие пальцы входят в него, как в масло..."
(2004 год)

А поскольку в последнее время все чаще попадается цепляющее из Дольского...
Не старое,  классическое (хотя и не без нее - классики...),  или  "мимо ушей
  когда-то пропущенное (сильно много любимого у бардов и поэтов), то заело как-то  зимой на "Посвящении Вознесенскому": "У Караррских мраморей онемели Боги
Вознеси меня, Андрей, в лучшие чертоги!..."

 "...Знаю, рАспятый еврей
Говорил с тобою.

Вознеси меня, Андрей,

Над моей судьбою!.."


 Вариантов стиха(песни) много. Возвращался к тексту наверняка автор. В разных концертах и сборниках несколько по- разному  звучит...

Из Вики:
" Каррарские каменоломни использовались уже в медном веке. В римскую эпоху добыча мрамора приобрела большие масштабы. Начиная с правления Юлия Цезаря каррарский белый мрамор использовался для постройки общественных зданий и домов патрициев. Транспортировка в Рим осуществлялась через порт Луни, благодаря которому мрамор и получил своё латинское название marmor lunensis (с лат.;—;«лунийский мрамор, мрамор из Луни». Среди сохранившихся с тех времён объектов из каррарского мрамора — Пантеон и колонна Траяна.

С V века добыча мрамора практически прекращается из-за набегов варваров. Около 1000 г. была основана деревня Каррара, а к 1250 году была возобновлена добыча мрамора, шедшего на строительство церкви в Карраре. После заказа Никколо Пизано на добычу мрамора для строительства баптистерия в Пизе, каррарский мрамор стал снова популярен в Европе. В дальнейшем белый мрамор из Каррары в больших количествах использовался для религиозных сооружений и отделки их интерьера. С каррарским мрамором работали многие итальянские архитекторы и скульпторы, в частности Николо Пизано и Джованни Пизано. Микеланджело лично выбирал блоки для своих произведений, его «Давид» высечен именно из каррарского мрамора. Из него также выполнены фасад Сиенского собора и Мраморная арка в Лондоне...."

"В его сборнике стихов от 2012 года (издание седьмое, исправленное и дополненное) - название такое: "Андрею Первозванному, молитва"...

...Андрей Вознесенский, Андрей Рублев, Андрей Первозванный...  (Много избранных. Мало званных...)....Апостол Андрей...

С причала рыбачил апостол Андрей
А Спаситель ходил по воде
И Андрей доставал из воды пескарей
А Спаситель — погибших людей
И Андрей закричал — я покину причал
Если ты мне откроешь секрет
И Спаситель ответил
"Спокойно Андрей, никакого секрета здесь нет
Видишь там, на горе, возвышается крест
Под ним десяток солдат. Повиси-ка на нем
А когда надоест, возвращайся назад
Гулять по воде, гулять по воде, гулять по воде со мной!"

23. 02.2023
 


Рецензии