Рельсовая война
28.06.2014 года.
Рельсовая война.
На юго-востоке Украины снова разгорается рельсовая война – за сутки случилось 7 подрывов. Укры уверены, что это им, нацбатам, препятствует пятая колона в подвозке военной техники, а колорады – что это бандеры срывают поставки оружия украинским воякам. В регионе полно взрывчатки, военной и шахтной, полно любителей поиграть в партизаны после случившенгося Майдана. Вспоминаются события 1989 года, связанные с рельсами. В промозглом марте 1989 года в Воркуте забастовали шахтеры, бассейн признали бесперспективным, людям грозило остаться без работы и, по сути, без жилья. Шахтеры вышли на рельсы, добились возобновления работы предприятий, и немного себе льгот. К этому времени уже прошла 19-я Всесоюзная конференция КПСС, по стране вовсю гуляла милая сердцу гласность и незаметно подкрадывалась альтернативная выборность на должности мелких и крупных начальников в промышленности. Наступило знойное лето 1989 года – самое времечко побузить, и на рельсы высыпались шахтеры Междуреченска. Их поддержал оппортунист Ельцин в надежде, что пролетарии поддержат его в борьбе с генсеком. Отхватили себе шахтеры еще кусочек льгот. В это же время абхазские женщины вышли посидеть на рельсах и, кажется, до сих пор сидят сегодня, в 15-м году – железная дорога в Абхазии не функционирует. Уже киргиз Акаев с дальним прицелом пробивает для своих чабанов-киргизов, работающих в летнюю пору, ну в просто ужасных условиях высокогорья, закон о льготном выходе на пенсию в 50 лет, как это было принято при социализме без человеческого лица для шахтеров, блаженствующих в райских условиях подземелья. Настало время раздачи льгот налево и направо. И только самый передовой отряд (шахтеры) самого передового класса (пролетариата) самого передового региона (Донбасса) стоит в сторонке! Как писал из желтого дома Владимир Семенович: «Нам вождя не доставало!».
Историки, сообразуясь со своей выгодой или убеждениями, пишут историю спустя годы, десятилетия, века после значительного события в угоду действующей власти или пока еще недействующей антивласти. Хроникеры, не будучи уверенными в исторической важности происходящего события (а может быть это совсем даже не событие, а просто банальное происшествие?), могут не зафиксировать факт истории. Участники событий, если остаются, разумеется, в живых, героизируют свои личные поступки, не особо заботясь об объективности. И только свидетели, будучи полностью не ангажированными, могут быть беспристрастными в описании событий. Я не историк, хронологию не веду, участником событий не могу быть по зароку, данному себе за 30 лет до описываемых событий после бунта на стадионе «Шахтер» в 1959 году, поэтому могу получить только статус свидетеля.
Итак, 12 июля 1989 года. Донецкий «Энергозавод», занимающийся ремонтом шахтного оборудования – вот и вся связь с передовым отрядом передового класса. Люди после ночной смены стали занимать очередь в кассу – пора получать зарплату за июнь. К 9-ти часам подошли и работники 2-ой смены. Периодически выскакивали из цехов трудящиеся первой смены – всем нужны деньги. Распространяется слух, что деньги должны подвезти к 10. Люди вышли из конторы на улицу, на свежий воздух покурить, погутарить. В это время многоуважаемый вагоновожатый Маруся отправляет свой трамвай по маршруту №4 «Горсад –Смолянка» (ну, чисто – булгаковщина). В это же время кто-то позвонил (напоминаю – времена гласности!) и доложил в обком партии, что народ вышел на улицу. Птенец из гнезда Горбачева, секретарь обкома Миронов (не тот номенклатурный мастодонт-однофамилец, который умудрился наградить себя госпремией за то, что облепил почти все дома Донецка плиткой, осыпавшейся через несколько лет), так вот, – птенец полетел к народу. К месту скопления людей Маруся по рельсам на трамвае и Миронов по асфальту на машине прибыли одновременно (ну, чисто – чертовщина). На рельсах находилось с десяток зевак, и Маруся остановилась поглазеть на «толпу» вместо того, чтобы посигналить, а потом проследовать по маршруту. Следующие за ней Маруси, естественно, тоже стали на прикол. И встречные Маруси не дуры – остановились, хотя людей на их колее не было вовсе (ну, чисто – бестолковщина). Секретарь Миронов, вместо того, чтобы забраться на 3 ступеньки вестибюля конторы и пригласить людей подойти поближе для разговора и тем самым освободить колею, стал вести беседы посреди улицы (ну, чисто – горбачевщина). В течение часа все СМИ, воспользовавшись правилами разнузданной гласности, разнесли по всем весям: «Угнетенные шахтеры перекрыли рельсы на Донбассе!» (ну, чисто – махновщина!). Кстати, по истечению часа деньги привезли и выдали заводчанам. Но гаврилопринциповский стартовый выстрел произошел и нашелся вождь, даже два – Маруся и Миронов (ну, чисто – дьяволщина).
Первыми перекрыли ж/д рельсы горняки шахты №13 – рядом проходила магистраль Доненцк – Мариуполь (Жданов, в то время). Затем – трудящиеся расположенных рядом с поселками шахт перекрыли соответственно Рутченковский и Моспинский железнодорожные узлы. На все шахты города не хватило рельсов и пролетарии стали перекрывать шоссейные дороги – шахте 10 «бис» достался путь на Красноармейск, а «Бутовке-Донецкой», например, дорога на Макеевку. Тяжелей всего было шахтерам центрально-городских шахт. Шахта им. Калинина заблокировала проспект Ильича недалеко от Дворца спорта, что недавно сгорел. Горняки расположились на асфальте, поснимали резиновые сапоги, развесили портянки для просушки. Погода – класс! Никого не пропускают. Подъезжает мужик на «Жигулях»: «Ребята! Пропустите, я пацана везу в детскую областную». (Эта больница в 400 метрах от шахтерского лежбища). Ни в какую! Мужик садится в машину, сдает назад метров на 15, а потом врубает первую-вторую-третью и забастовщики не все успели разбежаться. Руководство шахты им. Засядько вовремя унюхало обстановку, якобы перекрыло шахтную ветку, по которой вертушкой отвозили породу от шахты на отвал. Когда вертушка проходила, выделенные в дозор шахтеры сходили с рельсов. Директор шахты и председатель шахтного комитета поснимали галстуки, чтоб легче было общаться с забастовочным комитетом, в котором верховодили несостоявшиеся, но амбициозные инженеры. Впоследствии директор перекупил всех революционеров – сколько, действительно, можно ходить без галстука? По официальным данным в забастовках участвовало 222 тыс. шахтеров. 18-19 июля 1989 г. между правительством СССР и забастовочным комитетом было подписано соглашение, по которому Донбассу предоставляется широкая автономия, а шахтерам – широкие социальные льготы. Вы их видели? Скончался Советский Союз, ушла социализма, пришла капитализма. Забастовочное движение в Советском Союзе шло под лозунгом: «Хватит стоять на коленях!». Сейчас шахтеры Украины стоят на 4-х суставах – двух коленных и двух локтевых. У них самая устойчивая поза – к развернувшейся теперь рельсовой войне шахтеры готовы. Ждут Марусю с Мироновым.
Свидетельство о публикации №223022501210