Зеленеющее древо

;;ни; же прил;жа;х; гла;сы вели;кими, прос;;ще є;го; на расп;;тїе: и; ;у;сто;;х; {превозмога;х;} гла;си и;;хъ и; а;рхїере;йстїи. Пїла;тъ же пос;д; бы;ти проше;нїю и;;хъ: ;п;сти; же бы;вшаго за крамол;; и; ;у;бі;йство всажде;на въ темни;ц;, є;го;же проша;х;: і;и;са же предад; во;ли и;;хъ. И; ;;;к; поведо;ша є;го;, є;;мше сі;м;на н;;коего к;рине;а, гр;д;;ща съ села;, возложи;ша на;нь кр;;тъ нест; по і;и;с;. И;д;;ше же в;сл;;дъ є;г;; наро;дъ мно;гъ люді;й, и; жєны;, ;;;же и; пла;ках;с; и; рыда;х; є;г;;. ;;бра;щьс; же къ ни;мъ і;и;съ реч;: дщє;ри і;ер;;ли;мски, не пла;читес; ;; мн;;, ;;ба;че себ; пла;чите и; ча;дъ ва;шихъ: ;;;к; с;, дні;е гр;д;;тъ, въ н;;же рек;;тъ: бл;жє;ны непл;;ды, и; ;у;тр;;бы, ;;;же не роди;ша, и; сосцы;, и;;же не дои;ша: тогда; начн;;тъ глаго;лати гора;мъ: пади;те на ны;: и; холм;;мъ: покры;йте ны;: зан;, а;;ще въ с;;ров; дре;в; сї;; твор;;тъ, въ с;;с; что; б;;детъ; (Лк.23:23-31). Это 110 зачало, рядовое чтение сырного четверга. Вообще сырная седмица богата пространными чтениями, напоминающими о последних днях земной жизни Спасителя. А нам напоминающими о грядущем посте.

Согласитесь, что последняя строка на церковно-славянском не очень ясна. Сусе - явно речь о сухом. Но, а сурове? Протоиерей Григорий Дьяченко дает массу значений: сырое, неспелое, жесткое, крепкое, свирепое,бешеное, но со ссылкой на этот стих земной, крепкий, цветущий

Если заглянем в греческий текст там игрос -влажный, а в современм тексте хлора - зеленый, сырой

Поэтому вполне понятно появление в русском тексте такого стиха: Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? (Лк.23:31)

Но совершенно вроде этот стих не согласуется с предыдущим, где Господь обращается к дщерям иерусалимским и предсказывает страшные бедствия.

Очевидно, надо обратиться к толкованиям. И только одно, блаженного Феофилакта, на мой взгляд совмещает дщерей, будущие беды, и дерево.

Женщины, эти создания, удобоподвижные на рыдания и плач, плачут так, как бы Господа постигла какая напасть, и тем выражают свою сострадательность и сетование о человеческой неправде. А Он не только этим недоволен, но даже возбраняет им. Ибо Он страдал добровольно, а страждущему добровольно, и притом за спасение всего рода человеческого, приличествуют не слезы, а одобрение и прославление. Крестом и смерть разрушена, и ад пленен. Слезы приносят утешение не тем, кои страждут добровольно, но тем, кои страждут невольно. Поэтому Он возбраняет им плакать о Нем, а убеждает их обратить внимание на будущие бедствия и плакать об этих бедствиях, когда женщины без жалости будут варить собственных детей, и чрево носившее, к сожалению, само опять в себя примет родившееся из него. Ибо если римляне так поступили со Мной, деревом влажным, плодоносным, вечно зеленеющим и вечно живущим силой Божества, и плодами учения своего всех питающих, то чего не причинят они вам, то есть народу, дереву сухому, лишенному всякой животворной праведности и не приносящему никакого плода?

Все вроде цельно и понятно. Но, только непонятно почему римляне должны были воспринимать Господа Иисуса Христа, как древо вечно зеленеющее. Более, чем Пилат интересовался личностью Христа, Ирод, но, не добившись никакого знамения или чуда, отдал его снова на суд Пилата. Пилат же просто не нашел в Нем вины, но явил себя предтечей демократов, удовлетворив лживую волю народа.

Скорее воспринимать Его как зеленое древо достойные сыны Израилевы, еще непросвещенные Духом Святым и не могущие воспринять Его как Бога. Так что еще не знавшие какие плоды принесет это древо. С точки зрения божественной израильтяне того времени могли признаваться за сухое древо, но считать Спасителя всего лишь зеленеющим древом, какое-то принижение. Так что фраза до конца неясна.

Обычно Евангелие читается довольно быстро, воспринимается штамповано, то есть рассматривается с задаваемых схолиями ракурсов. А встреча с такими неожиданными строками делает для нас его вечно живым, зеленеющим.


Рецензии