Тамара Петровна

Самой любимой учительницей в школе была у нас Тамара Петровна Шишкина – в замужестве Гусева - (17.01.1940 – 07.04.1994). Это наша классная руководительница в старших классах, «выпустившая» нас из школы. Сама она в своё время тоже училась в нашей школе. Была старше нас только на 8 лет, поэтому я помню, что в течение двух лет (1955-1957), мы учились одновременно: я в первом и втором классах, а она в девятом и десятом. Наши классы находились рядом. Поэтому мы прекрасно знали всех старшеклассников.

Когда Тамара Петровна появилась в нашей школе уже в качестве учителя, мы очень обрадовались, особенно тому, что её назначили нашим классным руководителем. Она вела у нас математику и астрономию. Держала себя с нами на равных, не превозносилась, что мы особенно ценили. Не злоупотребляли таким её к нам отношением, нисколько не наглели, а только больше уважали и любили. Нам с ней было очень легко, и ей с нами тоже. Она признавалась даже, что и не надеялась получить такой класс. Думаю, что она тоже всех нас любила. Каждый ощущал её уважительное отношение к себе по каким-то, будто случайным, словам или действиям.

Астрономия была моим любимым предметом. Отвечал я всегда только на «отлично». Ставя в журнал мне очередную пятёрку, она говорила: «Ты всегда знаешь урок лучше меня». Я понимал, конечно, что это всего лишь похвала учителя за выученное задание, но было приятно.

Так Тамара Петровна выражала своё расположение ко мне. Она всегда умела видеть хорошее в каждом человеке. Как-то после школьного родительского собрания мои родители подошли к ней с вопросом: нет ли каких-либо нареканий в мой адрес? Я стоял в стороне, к разговору не прислушивался, но одну фразу своей учительницы услышал ясно: «Он у вас хороший». На самом деле не такой уж я был и хороший, но снова было приятно услышать доброе слово. В этот момент я мысленно был очень благодарен и признателен Тамаре Петровне. А чувство уважения к ней ещё больше возросло.

Наш класс на самом деле был необычным. Мы и вправду были хорошими. Не припомню другого класса, в котором бы до окончания школы (а нам было почти по 19 лет) не курил ни один парень. Не матерились, не хулиганили. Даже учителя удивлялись.

На другой день после выпускного вечера мы всем классом переправились на другой берег Самарки и устроили прощальный праздничный пикник. Тамара Петровна, конечно, была с нами. В этот день мы в последний раз были все вместе. Купались в Самарке, шутили, дурачились. Понимали, что уже завтра все разлетимся в разные стороны. О том не думали, что со многими больше не увидимся никогда. Думали, что наконец-то становимся взрослыми и самостоятельными. И впереди у нас замечательная жизнь…

Как мало мы знаем и ценим эту жизнь! Как мало дорожим людьми, встретившимися на жизненном пути! Как беспечно относимся к событиям! И как поздно начинаем об этом задумываться! Жизнь кажется бесконечной. Думаем, что всё главное и основное у нас ещё впереди. А годы уходят. Уходят и люди, с которыми когда-то рядом жил, учился, дружил, уважал и любил. И только спохватившись, понимаем, что многого уже не вернёшь.

О том, как живёт Тамара Петровна, мы тоже много не думали. Знали только, что у неё нет отца. Но почему его нет – не задумывались. А отец её – Пётр Петрович Шишкин (1915-1943) – до войны был учителем начальных классов. У него была бронь, его не призывали на фронт, но он хотел защищать страну и ушёл на войну 9 мая 1942 года, оставив жену с двумя дочками: двухлетней Тамарой и месячной Любой. Несколько месяцев учился в Ульяновском танковом училище. В ноябре или декабре 1942 года старший сержант, замполит П.П. Шишкин оказался на фронте под Ленинградом, где 14 января 1943 года погиб. Ему было всего 28.

Мама – Мария Ильинична – воспитывала дочерей одна. Такая жизнь в то время не была редкостью. Судьбы многих были похожи. Их определила война.

Работая учительницей в Домашке, Тамара Петровна вышла замуж, вырастила трёх дочерей.

Она умерла, не дожив до 55, проработав в школе более 30 лет. Для меня весть о её кончине была полной неожиданностью. Ведь всегда казалось, что впереди ещё много лет, что Тамара Петровна живёт и работает. А оказалось, что уже всё…

К сожалению, и к стыду своему, после окончания школы я её больше практически не видел. Даже на ежегодных вечерах выпускников ни разу не был при её жизни. Лишь один раз на вокзале в Самаре (в то время Куйбышеве) в ожидании поезда случайно встретились на несколько минут. А теперь только на кладбище. Её могилу я каждый раз посещаю с молитвой и мысленно прошу прощения. А на службах в храме молюсь об упокоении души.


Рецензии