Анекдоты про Льва Николаевича Толстого

Поутру граф Лев Николаич Толстой выходил на покос.
Махал косой и думал: - Только тяжкий физический труд позволяет человеку истинно мыслить, чувствовать и совершенствоваться...
Крестьяне, стоявшие поодаль, толковали меж собой:
- Пошто барин капусту то косит?
- Да хрен их, образованных, разберёт...!
             ____________________________________________


Подходит поезд к станции — поклонники в Ясную Поляну едут посмотреть, как граф Толстой самолично землицу пашет - а в чистом поле и нет никого. Другой раз приезжают — снова никого, третий, четвёртый... отловили местного мужичка: как, что, уж не захворал ли граф? А тот отвечает:
- ну, что вы! Граф Лев Николаевич, дай бог ему здоровья, только перед курьерскими поездами пашут!
                ____________________________________________
      
Толстой страшно не любил подметать. Начнёт жена его Софья Андреевна уборку, а Толстой сразу в поле убегает и ну землю пахать. Вроде как занят очень. Все Толстого за это хвалят. Вот, мол, наш граф, смотрите, молодец какой. Трудолюбивый какой. На улице зима давно, а он всё пашет да пашет.

                ____________________________________________


Вообще-то изначально Лев Толстой собирался написать "Войну и мир" как нормальную эпопею — томов на 20. Но, сжалившись над будущими поколениями школьников, классик ужался практически до формата комикса — каких-то четыре томика.
                ____________________________________________


Софья Александровна Стахович гостила однажды в Ясной поляне. Как-то в один из вечеров она организовала чтение вслух отрывков из произведений Толстого. Лев Николаевич вошел в зал, когда Стахович читала отрывок из "Войны и мира". Увидев Толстого, она прекратила чтение. Толстой полюбопытствовал:
"Что это вы читали? Недурно написано!"
Стахович ахнула:
"Неужели Вы не узнали! Это же "Война и мир", Лев Николаевич!"
Толстой разочарованно махнул рукой и вышел из зала.

Справка:
Софья Александровна Стахович (1862—1942) — фрейлина, близкая знакомая семьи Л. Н. Толстого.
Родилась 20 мая 1862 года в семье Александра Александровича Стаховича.
В 1885 году в Москве С. А. Стахович познакомилась с Л. Н. Толстым, стала другом его семьи. Бесстрашная наездница, она была единственной женщиной, с которой Лев Николаевич совершал верховые прогулки. После смерти Толстого С. А. Стахович участвовала в создании его музея в Москве, в котором и работала всю последующую жизнь после 1917 года, подготовила к печати переписку писателя для Полного собрания сочинений Л. Н. Толстого и эту её деятельность специалисты определи­ли как подвиг.
С.А.Стахович жила в имении в селе Пальна-Михайловка Елецкого уезда Орловской губернии.
              ____________________________________________
      

Как Лев Толстой пытался на военной службе отучить солдат от ненормативной лексики?

По свидетельству Николая Александровича Крылова, сменившего в 1854 году Льва Николаевича Толстого на должности офицера второй легкой батареи 13-й артиллерийской бригады в Дунайской армии, будущий великий писатель пытался извести в своем подразделении ненормативную лексику и увещевал солдат: «Ну к чему такие слова говорить, ведь ты этого не делал, что говоришь, просто, значит, бессмыслицу говоришь, ну и скажи, например, «елки тебе палки», «эх, ты, едондер пуп», «эх, ты, ерфиндер» и тому подобное». Поняв это по-своему, солдаты рассказывали Н. А. Крылову: «Вот был у нас офицер, его сиятельство граф Толстой, вот уже матерщинник был, слова просто не скажет, так загибает, что и не выговоришь».
              ____________________________________________


Насколько Лев Толстой в начале ХХ века стал знаменит, настолько его образ оброс сплетнями, баснями и анекдотами. Великий писатель стал предметом карикатур и шаржей не только в российских, но и в европейских журналах, а истории о нём стали издавать в сборниках.

Оскар Пинто
Шаржи начала XX века изображают Льва Толстого очень занятым человеком: он пашет, пилит, спасается от фотографов и слушает, как ему читают многочисленные письма от читателей.

Судя по воспоминаниям, эти шаржи, как говорится, «основаны на реальных событиях». Яркие воспоминания о Льве Толстом оставил Александр Борисович Гольденвейзер, пианист и близкий знакомый писателя. Он играл для Толстого на пианино, беседовал с ним на разные темы и иногда составлял партию в шахматы. Вот что пишет Гольденвейзер в своём дневнике, который вёл с 1904 по 1908 годы.

Леиф Содерман
Мы со Л.Н. играли в шахматы. В комнате никого не было. Вдруг он сверкнул глазами и сказал:
— Александр Борисович, давайте с вами музыку сочинять!
Олле Магнуссон
Л.Н. спросил меня, почему я так живу и, когда я отчасти объяснил ему, он сказал:
— Я так и думал...
Мигель Байон
Л.Н. сказал сегодня по поводу обилия своих фотографических снимков:
— Я так постоянно вижу себя на фотографиях, что часто замечаю, что когда увижу лицо своё в зеркале, мне кажется, а ведь похоже!
Пайям Вафатабар
— Вот вы мне не поверили, а я интересовался и смотрел в словарях. Как вы думаете, сколько учёные насчитали разных видов мух? Семь тысяч! Ну, где же тут найти время для духовных вопросов?!
Шиничи Кокава
Л.Н. вспомнил своих знакомых балетчиков, которые ему были очень приятны, и сказал:
— Я одно время думал: пропала моя борода! Я хотел в балет идти, обрить бороду. У меня друзья в балете — на душе у него высокие мысли, а ноги пляшут. Я оттого и хотел в балет идти.
Коичи Номияма
Л.Н., ужасаясь на Столыпина и нравы высших чиновников, сказал:
— Что это за среда ужасная! Я её знаю. Когда я вырасту большой, я напишу повесть из этого быта.
Си Динг
Л.Н. сказал:
— Я вообще не люблю памятников. Трудно что-нибудь сделать. Художник должен передать душу человека, а ему нужно лепить его задницу...
Пауло Хосе Барбоса Пинто
— Как это Варечка говорит? — сказал Л.Н., обращаясь в сторону Софьи Андреевны и сестры Марии Николаевны, — что она не в состоянии есть тех кур, которых она знала в лицо. Так вот и судьи: если бы они в лицо знали тех кур, над которыми они произносят свои приговоры, они скорее получили бы отвращение к своему ремеслу.
Луук Поортхуис
Л.Н. как-то заинтересовался прочесть «Исповедь» Горького. Я ему дал эту вещь — она у меня была. Два дня Л.Н. ахал и ужасался. Он почти всякого, приходившего в эти дни, заставлял наудачу раскрыть страницу и читать...
Л.Н. спросил меня:
— Александр Борисович, вы не читали?
— Нет, Лев Николаевич.
— Прочтите, стоит увидеть, до чего дошло.
Серджио Пескаторе
Подборка анекдотов сделана из книги (оцифрованной и доступной онлайн на сайте Ленинки) «Л.Н. Толстой. Памятники творчества и жизни».

Если вам интересна эта тема, предлагаем вам прочесть онлайн сборник Юрия Юлиановича Битовта «Граф Л.Н. Толстой в карикатурах и анекдотах», который был издан в Москве в 1908 году.

(Материал из Интернет-сайта)


Рецензии