Шанхай моего детства. Продолжение

               «Шанхай» моего детства
                Продолжение
               
                Любимый праздник
      Несмотря на все трудности, жизнь брала своё. Праздники, дни рождения, встречи с близкими и друзьями, знакомство и общение с новыми соседями, советы, взаимопомощь были всегда. Мама очень любила весну, и самым любимым и светлым праздником в нашей семье был праздник «1 мая». К нему готовились заранее, у каждого были свои дела, обязанности. Генеральная уборка в доме. Белили всю квартиру. Папа с мальчишками наводили порядок в огороде. Подметали дорожки, разбрасывали снег, который ещё не везде растаял. Папа ухаживал за кустами, обрезал, рыхлил землю. Мама заранее готовила всем подарки. Шила всем обновки. Мальчишкам  рубашки, штанишки. Мне новое платьице. Хоть оно порой перешивалось из её старенького, но для меня оно было такой светлой радостью. По возможности покупалась новая летняя обувка.
      Помню такой забавный случай. Я уже училась в пятом классе. Соседской девочке, Кларе Мальцевой, старший брат, военный, приехавший в отпуск из Германии,  привёз  чёрные замшевые туфельки. Лодочки, на платформе. Мечта любой девчонки! Кларе они не подошли, и её мама предложила их нам. Я померяла, прошлась. Туфли были маловаты, но отказаться от такой прелести не было сил. Праздник, демонстрация, и я в таких туфельках. Но, как я возвращалась домой!…  В новых туфельках, в белых новых носочках, на цыпочках, и до крови намозоленными пятками.
      И вот наступал этот счастливый праздничный день. Почему-то в моей памяти он был всегда  солнечным и тёплым. Все собирались на демонстрацию.  Надевали обновки, мама заплетала мне косички с новыми ленточками. Старшие братья уходили в школу, шли на демонстрацию в школьной колонне. А папа брал меня с собой, пока я не подросла, а потом стал водить и младших мальчишек.  Мама оставалась дома,  варила, стряпала. В первые, ещё тяжёлые годы, были те же повседневные продукты, но мама умела что-то сэкономить, прикупить, что-то  приготовить необычное, постряпать  и в доме был праздник!
      Со временем жить стало легче. Выручал огород. Летом овощи, зелень. Осенью делали заготовки на зиму. Хватало до весны. Сушили и солили грибы. Ходили за ягодами. Варили варенье. Замораживали клюкву. В магазинах появились продукты. Мясные, рыбные. И на праздник мама варила холодец, в русской печи пекла большие мясной и рыбный пироги. А накануне праздника пекла сладкий пирог, разные булочки. Аромат вкусный манящий дурманил голову и желудок до и после праздника. А самое вкусное лакомство после праздника были хрустящие корочки оставшиеся от рыбного пирога. Особенно их любил Саша.
      После демонстрации был домашний праздник. Приходили друзья, соседи, родные.
Весёлое застолье, песни, шутки, разговоры, патефон и танцы. Все были молодые, весёлые. А мы, детвора, наевшись всякой вкуснятины, играли на улице. Солнышко, тепло, нас много. Веселье и счастье.


Рецензии