В Канаду пришло письмо... , Глава 2. 6

ГЛАВА 2.6. Служба печатных услуг


::::: ДИРЕКТОР :

Несколько дней назад начал писать вам письмо о нашей службе печатных услуг. Сегодня хочу продолжить. Однако никак не могу освободиться от мысли по такой проблеме.

Во вторник был на общеукраинском селекторном совещании, посвященном безнадзорности, беспризорности, попрошайничеству детей. Проблема, известное дело, очень актуальна, но что дало это совещание? Понятно, что дети и дальше будут попрошайничать, потому что родители безработные, а им хочется кушать. Условия жизни в домах для бездомных оставляют желать лучшего. Как мы будем бороться с данной проблемой, не имея на это и копейки денег? Думаю, что если нет средств на решение какой-то проблемы, то директоров школ и собирать нечего. Всё окажется пустым звоном.

Спрашивается, на что мы потратили весь свой день, а кто прихватил и часть ночи, потому что довгалевскому директору, чтобы добраться до Талалаевки, нужно преодолеть 30 км дороги, по которой почти не ходят попутки? Или если идут, то уже битком набитые. И я не знаю, удалось ли ему что-то поймать, или все 30 км прошел пешком. Он мне очень завидует: “Хорошо Вам, совсем близко. А каково мне?”. У Владимира Павловича есть свой «Москвич», но тот не всегда исправен. А за что ему покупать бензин? Да и было б на что деньги тратить!

В нашей же работе нет ничего надуманного. Все вытекает из конкретной проблемы. В частности и касательно службы печатных услуг: перед нами стояла проблема, которая требовала решения.

В 1998 году, когда я стал директором, в школе еще была должность секретаря-деловода. В следующем году ее сократили. Пришлось самому садиться за пишущую машинку, с которой никогда не имел дела. Не нравилась мне такая работа: долго и скучно одним пальцем набирать текст. Необходимо было научиться печатать быстро и правильно. Методик освоения клавиш я не знал, потому думал, что научусь в процессе работы.

Однако время шло, а прогресса наблюдалось мало. В таком же состоянии я был и на момент нашего знакомства. Я уже писал, каких титанических усилий, труда и главное времени требовало напечатать даже коротенькое письмо вам. Соглашался с вами, что в наше время клавиатурой должен если не профессионально, то в совершенстве владеть каждый независимо от должности, но как “налечь” на проблему, принудить себя разобраться с методиками, не представлял. Помог случай.

Имею привычку, бывая у знакомых в гостях, обращать внимание на содержимое книжных шкафов и полок. И вот именно в такой ситуации попалась на глаза книжка объемом 170 страниц «Соло на пишущей машинке» В.В.Шахиджаняна. На первой странице — изображение правильной постановки пальцев рук на клавиатуре. Мне стало интересно, и я попросил книжку домой.

Чем больше читал, тем больше восхищался. Оказывается, работа на пишущей машинке — это действительно целая наука. Прежде всего нужно перевоспитать себя: быть четким, внимательным, опрятным, настойчивым в достижении цели. Необходимо разрабатывать свои пальцы, даже средние и мизинцы, которые привыкли бездельничать; развивать у себя тактильное чувство, тем самим уменьшая нагрузку на зрение.

Одним словом, книга учила печатать слепым десятипальцевым методом на основе самоусовершенствования личности. Предлагала сто упражнений для получения навыков работы по данной методике, овладев которой, человек сразу ощутимо повышал производительность и качество своего труда. Ведь при освоении слепого десятипальцевого метода удается печатать в 2-3 раза быстрее, чем пишешь от руки, к тому же печатный текст легче и приятнее читать.

Книга предлагала запомнить два волшебных слова: «ФЫВА» и «ОЛДЖ». Это основная постановка пальцев левой и правой рук на среднем ряду букв клавиатуры, причем как пишущих машинок, так и компьютеров. Да еще на компьютерных буквы «А» и «О» отмечены небольшими выступами: точками, черточками. Лишь теперь стало мне понятным, для чего они. Первое упражнение, которое предлагала книжка: не глядя на клавиатуру, поставить пальцы в исходное положение; убрать, а потом снова поставить; довести всё до автоматизма. Пальцы автоматически должны находить нужные буквы. Каждому пальцу, за исключением указательных, нужно запомнить лишь три буквы. На указательные нагрузка больше, но они лучше развиты.

Методика меня заинтересовала настолько, что работа на пишущей машинке превратилась из мучительного испытания в одно из интереснейших занятий.

В это время получаю от вас очередное письмо, в котором, в частности, говорилось, что на один час учебы работе на компьютере нужно три часа подготовительной работы без компьютера, и что начинать можно уже сейчас.

Тогда начинаю знакомить и учителей с работой на пишущей машинке. Требую, чтобы материалы, которые они подают в райотдел образования, были лишь печатными. Рукописные не принимаются. Это требование было введено райотделом еще раньше, но мы его не всегда соблюдали.

Одной пишущей машинки на всех учителей не хватало. Начал доставать дополнительные по организациям, где они стояли без дела.

Во время одного из таких занятий учитель информатики сообщил мне важную новость. Оказалось, что на старых компьютерах, отремонтированных по вашему настоянию (хотя мы и сомневались, что им найдется достойное применение), он нашел тренировочные упражнения — клавиатурный тренажер, на который до сего времени просто не обращал внимания.

Началось его освоение, а следом — знакомство с работой в текстовом редакторе на наших старых «Корветах». Это намного сложнее и не так удобно в сравнении с современными. Однако кто хоть раз посидел за «Корветом», к пишущей машинке подходить больше не хотел.

Образовались большие очереди на доступ к компьютерам. Мне и самому стало трудно туда попасть. Учителя говорили: «У Вас, Владимир Андреевич, мало уроков, и Вы можете поработать когда угодно. А я едва дождалась своей очереди. Так что позвольте, я поработаю». Приходилось уступать место.

Вскоре мы начали знакомить с клавиатурой и учеников 5-9 классов, которые еще не изучали информатики. Для этого ввели факультативные занятия. На них дети ходили с большим удовольствием.

Для тренировок хронически не хватало компьютеров, и мы по вашей подсказке предложили детям нарисовать клавиатуру на картонке и таким образом, барабаня по ней пальцами, изучать дома. Такое занятие было менее интересным, но давало определенные результаты.

Прошло лишь полгода с того времени, как мы печатали на пишущих машинках и «Корветах», а ощущение такое, что прошла целая вечность. Кажется странным, как я мог не владеть клавиатурой, не иметь понятия, что такое клавиатурный тренажер, не знать про текстовой редактор и боятья присесть за компьютер! И как мы удивлялись возможностям «Корветов», когда поменялись наши подходы! Годами были в нашей школе компьютеры, а мы и не знали, что имеем такое чудо! Не подходили к ним. Не заходили даже в класс, полагая, что техника в нем нужна лишь учителю информатики.

Теперь, когда имеем аж два IBM-совместимых компьютера и учимся на них работать, мы свысока поглядываем на старые наши «Корветы», и уже никто не хочет за них садиться, так же, как когда-то от них не хотелось возвращаться обратно к пишущей машинке. Сейчас имеем несколько современных клавиатурных тренажеров. От вас поступил первый, другие приобрели сами.

Впрочем, точнее сказать так: у нас всего лишь два компьютера. На них и уроки информатики нужно проводить, и другие предметы вести, а еще готовиться к урокам, вести школьную документацию, переписку, страницу школьных новостей, обучать 25 учителей и более сотни учеников... Нагрузка большая. И пусть мы пока не овладели слепым десятипальцевым методом печатания на все сто процентов, но он здорово помог нам.

Еще совсем недавно мы сами были по сути беспомощными, а теперь искренне удивляемся тем учителям, руководителям, которые совсем не умеют работать на компьютере.

Что изменилось? Мы были поставлены в лучшие условия? Улучшилось финансирование нашей школы? Изменились школьные программы? Министерство предоставило нам компьютерный класс? Изменило к нам требования?

Нет! Всё как было, таким и осталось. Изменились мы сами, и понемногу начинаем изменять действительность, влиять на нее. Просто где-то далеко, но словно совсем рядом были люди, которые подсказывали, что можно жить иначе, с высоты своего опыта показывали путь движения вперед. И всё это без отрыва от работы.

Этой зимой был аж на двух курсах последипломной переподготовки в Киеве и Чернигове. Хорошие были курсы, но с них получил для себя сравнительно не очень много. Почему? Потому что мне нужно было взять что-то одно, соседу — другое, следующему — третье. Преподаватели же давали нам то, к чему они готовились, ориентируясь на какие-то общие проблемы, на опрос предыдущей группы курсистов, не нас. Наши пожелания учтутся когда-то, следующим разом. Каждого преподавателя видим на одном или нескольких занятиях, и на этом всё, прощаемся. Интересной была, например, лекция преподавателя Киричука, но даже после лекции поговорить с ним не было возможности, он спешил в другую аудиторию. У меня возникла потребность в длительных с ним контактах, но он загружен лекциями, исследованиями. Вот так и вернулся домой с интересной лекцией в конспекте, но практического выхода данный материал не нашел и, возможно, не скоро найдет. Это лишь один мой собственный небольшой пример в аргументацию преимуществ дистанционно руководимого самообразования по сравнению с курсами последипломной переподготовки.

* * *

Едва появились в нашей школе новые компьютеры и принтер, как к нам стали обращаться люди с просьбой что-то напечатать. Это были студенты с курсовыми и дипломными работами, бухгалтеры и секретари с бланками, вывесками, объявлениями, учителя других школ с методическими разработками, раздаточными и аттестационными материалами. Сами напечатать не умеют, не знают клавиатуры. Просят директора, учителей, которые и своего печатать не успевают. Так возникла потребность привлечения учеников к печатной работе во время факультативных занятий, а иногда и после уроков — но исключительно на добровольной основе.

В качестве стимулов используем зачет ученикам данного вида работы в отработку учебно-производственной практики, разрешение играть в компьютерные игры, материальное вознаграждение от заказчика.

Желающих печатать больше, чем нужно. Поэтому приоритет отдаем лучшим, что в свою очередь служит дополнительным побудительным мотивом для совершенствования навыков работы с клавиатурой. Ясное дело, не надо теперь объяснять и пользу в далекой перспективе, что почти каждому человеку, от простого рабочего до большого начальника, понадобятся в жизни навыки быстрой печати. Иллюстрирую это юмором великого Парижа:

— Что случилось, почему ты сам печатаешь? Секретарша заболела?
— Нет, она сыграла свадьбу.
— С кем?
— Со мной...


Рецензии