Ленинград. Эпилог

         ТУРНЕ по ПРИБАЛТИКЕ

Лето 1989-го. После отдыха втроём с сыном-подростком в Светлогорске под Калининградом придумали совершить турне по близлежащим прибалтийским столицам: Рига, Таллин и Ленинград. Технически это было несложно: ночь в поезде – и мы в Риге, уже не впервой, бывали не раз, когда отдыхали в Юрмале. Гуляем по улочкам латвийской столицы до позднего вечера, то и дело забегая в маленькие уютные кафешки на чашку кофе с горячими бутербродами и о-очень вкусными елгавскими пряниками; в Домском соборе, к удивлению без труда купив билеты, попадаем на концерт для органа с вокалом; оттуда выходим на узкую улочку Новую (Яуниела), по которой в «Семнадцати мгновениях весны» проходил Штирлиц - Тихонов в эпизоде с тайным знаком для Плейшнера – цветочным горшком на окне…

Ещё ночь в поезде – и мы в Таллине (впервые!), город просто игрушечный, с сохранившейся средневековой застройкой, соблазнительными витринами маленьких магазинчиков. Поднимаемся в Верхний город – Вышгород, с древним замком, мощёными камнем улочками и небольшими площадями, здесь же в одном из старинных дворцов размещается Верховный Совет Эстонии. Внизу под Вышгородом расстилается Нижний город – со смотровой площадки у крепостной стены мы видим его как на ладони: красные черепичные крыши, шпили церквей, вдали - синяя кромка Финского залива. Всё вместе это Старый город - туристический центр и сердце Таллина. Спустившись вниз, в винном погребке на Ратушной площади покупаем в подарок родителям знаменитый эстонский ликёр «Vana Tallinn» (Старый Таллин) и пешочком отправляемся на Балтийский вокзал, он совсем рядом.

Опять ночной поезд – и утром мы в Ленинграде, городе на Неве, сказочном и необозримом, сколько бы раз ты там ни бывал… Витебский вокзал, поначалу Царскосельский. Самый первый в России, с него началась история её железных дорог. Не одну версию «Анны Карениной» снимали в его стенах и на перроне отечественные кинематографисты. Искать гостиницу и тратиться на неё нам не надо, тем более что с бухты-барахты туда не попасть. Вечерним поездом с этого же вокзала мы уедем в Вильнюс. А оттуда до дома уже рукой подать. Наша однодневная программа включала только то, что могло быть интересно подростку, а это немало: Медный всадник, Исаакиевский собор, открывающаяся с его верхотуры панорама города, Невский проспект, Дворцовая площадь, Зимний, Адмиралтейство, Васильевский остров, разводные мосты, Петропавловская крепость, «Аврора». Как всё это охватить хотя бы снаружи, хотя бы мельком? Чтобы сын получил хоть какое-то представление об одном из красивейших городов страны… Мы выбираем две экскурсии: с утра обзорная на автобусе по центру, а после обеда прогулка на «Ракете» по Неве.

День выдался чудесный, тепло и ни капли дождя. За два часа мы объехали основные знаковые места на Невском и в его окрестностях, заглянули в Исаакий, маятника Фуко там уже не было, но на колоннаду собора самая мобильная часть группы худо-бедно взобралась и, обойдя смотровую площадку по кругу, мы увидели весь город, сверху он кажется огромным и бескрайним макетом. Больших городов до этого сын видел не так много: Вильнюс, Таллин, Рига, Минск, Сочи и Москва. Ленинград в сравнении с ними даже сверху кажется более гармоничным, продуманным и … совершенным. И это при том, что раскинулись его проспекты, скверы  и площади среди речушек и болот. А уж художественные фасады зданий и дворцов – бесценный подарок итальянских зодчих. Выходили мы из автобуса ещё на Дворцовой площади, у «Авроры», Смольного и Летнего сада, поразившего и помпезной оградой, и мраморными скульптурами вдоль аллей.

На Дворцовой набережной спустились к причалу катеров, купили билеты, до нашего рейса ещё больше часа. Надо успеть пообедать за это время, но где? Ребята на пристани подсказали:

- В университетской «восьмёрке»! Надо только пройти Дворцовый мост, потом налево, за Кунсткамерой. Да отсюда видно!..

Ну-ну… Нет, в студенческую столовку мы не пойдём, да и далековато.

… Лето 1989-го было непростым, в стране не хватало то одного, то другого. Хорошо, что в Светлогорске, где мы отдыхали по турпутёвке, нас очень прилично кормили в ресторане туркомплекса «Весна», а в кафешках прибалтийских курортов меню тогда было очень скромным, первой вспоминается гороховая каша с кусочками то ли мяса, то ли сала - в ближайшем к пляжу кафе в Юрмале. И за той стояла очередь. Даже с мылом были проблемы. На экскурсии в Ниде нам крупно повезло: в маленьком магазинчике за стеклянной витриной спокойно лежало туалетное мыло «Ландыш». Но – только для местных жителей. Благо муж, с рождения живший в Вильнюсе, догадался заговорить с продавщицей по-литовски: так мы разжились кусочком вожделенного мыла.
 
Где же нам по-быстрому поесть? В самом начале Невского проспекта увидели небольшую очередь перед столовой или кафе самообслуживания: годится! Время было послеобеденное, двигалась очередь быстро, в меню салаты, супы и бульоны, шницели, жареная рыба, даже пожарские котлеты в сухарях, компот, чай, кофе. Как в хорошей заводской столовой, только подороже.

Сытые и вполне готовые к прогулке на катере, возвращаемся к причалу. Занимаем места на открытой палубе, сиденья мягкие, небо чистое. Поехали!.. Сначала в сторону Кировского моста мимо Эрмитажа, Мраморного дворца, Летнего сада и Летнего дворца Петра I, и дальше к Литейному мосту с витиеватыми, отлитыми из чугуна перилами. За ним «Ракета» разворачивается, рассекая веером волны, и по правому борту мы видим известную скульптуру Ленина на броневике перед Финляндским вокзалом.

- Почему на броневике? – удивляется сын.

- Потому что начиналась революция, в городе были и броневики, и пулемёты, вооружённые солдаты и матросы… И Ленин выступал перед ними, взобравшись на броневик.

В августе 1991-го произойдёт похожая история, когда, взобравшись на бронетранспортёр, перед встревоженными москвичами выступит Борис Ельцин.

В устье Невы, где из неё вытекает Большая Невка, застыла у гранитного берега «Аврора».

- А она может стрелять? – уточняет сын.

- Думаю, да. Если понадобится…

- А плыть?

- Ещё бы!..

Дальше по курсу маленький краснокирпичный домик Петра. Внутри него - первое деревянное жилище молодого императора в городе, строительство которого тогда только начиналось. За ним проплывают мимо нас форты, башни и шпиль Петропавловской крепости, песчаная отмель у древних стен, по существу городской пляж…

Впереди – шикарный вид на Стрелку Васильевского острова, Ростральные колонны, Биржу. Наш катер берёт правее, из Невы мы попадаем в ещё один её рукав – Малую Неву, на небольшой скорости минуем, весь из стекла и бетона, Дворец спорта «Юбилейный», за ним уже видны мачты прожекторов и напоминающие Колизей трибуны стадиона имени Ленина – домашней арены футбольного клуба «Зенит». А слева вдали высятся портовые краны судостроительного завода «Алмаз». Может, и эту «Ракету» там собирали… Ещё немного – и мы окажемся в Финском заливе. Но у штапелей «Алмаза» наш катер делает вираж и, набирая обороты, возвращается к своему причалу.

- Спасибо! – киваем рулевому. Вроде не укачало. Хотя как сказать…

    ***

Когда вернулись домой, сын под впечатлением от роскошного города с трагической военной историей смастерил из привезённых открыток раскладную книжицу «Город-герой Ленинград», куда вошли наиболее впечатлившие его виды: Медный всадник, Смольный, «Аврора», Дворцовая площадь, Адмиралтейство, Московский проспект. И на обложке, как настоящий полиграфист, в качестве издателя указал своё имя…

АЛЫЙ ПАРУСНИК

Когда сын вырос, женился и узнал, что его избранница никогда не была в Ленинграде, организовал их вылазку в дивный город на Неве, который к тому времени назывался уже Петербургом. А когда их дети стали школьниками, они съездили туда вчетвером. Дело было в июне 2022-го, поэтому застали белые ночи и феерический праздник для выпускников школ «Алые паруса». Гуляли по городу и окрестностям со смартфонами, время от времени показывая и нам то, что увидели.

Прокатились с ветерком по каналам на речном трамвайчике – ничто не заслоняет обзор красивейших зданий вдоль набережных, а гид не дремлет, едва успевает оглашать в мегафон названия исторических мест и архитектурных изюминок.

Прошлись по Невскому до Адмиралтейства, были у Зимнего. Дети спокойно воспринимают художественные, а то и помпезные фасады зданий, как и многолюдность улиц, поскольку уже бывали в крупных европейских и южных городах.
 
Добравшись до «Авроры», неожиданно узнали, что купленные в интернете билеты на осмотр крейсера оказались на завтрашнее число, поэтому довольствовались только видом снаружи. Но и назавтра эти билеты не пригодились, поскольку накладывалась по времени экскурсия в Петергоф.

В Петергофе и Петродворце понравилось всё! Начиная с вокзала, похожего на замок. Там им показали бывший вокальный зал, где публику в ожидании поезда развлекали музыкальными концертами. Откуда и пошло название «вокзал» - «вокальный зал». Но это только одна из версий. Фонтаны в Петергофе сказочные, людей тьма. И небо голубое, солнечно, +22.

Назавтра с утра гуляли по Музею железнодорожного транспорта, что возле Юсуповского сада. Каких только паровозов, старинных поездов, дизелей, электричек и электровозов там нет. Даже санитарный поезд времён войны. И вагоны - от самых первых до теплушек военных лет и современных двухэтажных.

После обеда ходили в Океанариум, неподалёку от ТЮЗа. Билеты на четверых 3 тысячи рублей, но удовольствие от увиденного стоит того. В главном аквариуме – прозрачном тоннеле длиной 35 метров – кого только нет: морская черепаха, ленивый крокодил, акулы, скаты, хищные пираньи, золотые рыбки, парят в воде нежнейшие розовые медузы, и ни минуты не знают покоя длиннохвостые выдры. Наблюдать за метанием их большого семейства туда-сюда, из воды на скалистый берег и снова в воду, можно бесконечно. Но самая большая неожиданность и удивление: появление в этом подводном царстве человека-ихтиандра. Он медленно выплывает откуда-то изнутри аквариума, детвора визжит:

- Смотри-смотри!..

- Сейчас он мимо нас проплывёт!

- Да ну!..

И точно, ихтиандр медленно проплывает вдоль стекла, отделяющего океан от зрителей. Вот это да!

Я наблюдаю за этим по видео, снятому внуком.

24 июня сын позвонил около 10.30 вечера с Дворцовой набережной Невы – и вместе с детьми мы наблюдали по видеосвязи, как разводят мосты, как со стороны Васильевского острова появился и медленно плыл между Петропавловской крепостью и Эрмитажем корабль с алыми парусами – символ сбывающихся юношеских надежд…
      
                ***

Сейчас трудно в это поверить, но в свои путешествия в Ленинград я не брала фотоаппарат! Хотя в школьные годы была «Смена», а потом «ФЭД». Не брала из-за лишнего груза и опасения где-нибудь забыть, потерять. В турпоездках и экскурсиях выручали коллективные снимки, которые охотно делали гиды, плюс открытки и буклеты со знаковыми местами города. Да и не принято было тогда поминутно щёлкать фотоаппаратом и позировать на фоне достопримечательностей. Это сейчас молодёжь фиксирует на фото и видео чуть не каждый свой шаг. Вот и к этим заметкам я приложила фото со смартфона, сделанное 11-летним внуком.
__________________________________
«Алые паруса» на Неве. Июнь 2022.
Фото из семейного архива.


Рецензии
Таня, восхищаюсь твоей памятью. Так хорошо всё помнишь, подробно описываешь- читала с интересом, представляя и Ленинград, и Таллинн.
Спасибо за это погружение в приятные воспоминания. А фото просто класс!!! Внук молодец!!!

Наталия Гурина-Корбова   02.03.2023 00:06     Заявить о нарушении
Спасибо, Наташа. Мы в самом деле рассчитываем, рассказывая о своём, пробудить чьи-то собственные воспоминания. Это один из эффектов любого чтива... "Класс" передам автору снимка, обрадую.

Татьяна Никитина 7   02.03.2023 00:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.