О прощении и свободе воли
Пока человек осуждает и вменяет кому-то, что его самого оскорбляют - человек не сможет простить, лицемерно получится. Он завтра же, мало спотыкнется (найдет обо что) и обидится, он продолжит выливать свою боль, желчь, обиду. Без смирения прощение невозможно.
"мы полные властители своей воли" - вообще Апостол сказал, "что не хочу - делаю, что хочу - не делаю"
"Мы полные властители" - смешно. Вернее грустно.
ОТВЕТ. Слава Иисусу Христу!
Дорогая сестра во Христе Иисусе, вот вы пишите: "Пока человек осуждает и вменяет кому-то, что его самого оскорбляют - человек не сможет простить".
Если человек осуждает другого, т.е. выносит ему приговор, чего тот достоин за свой поступок, то тем самым сам грешит, т.к. нарушает заповедь Христову. А если он грешит, то находится во власти дьявола, который простить ему не позволит.
Если же человек вменяет другому в вину, что тот его оскорбил, когда таковое действительно имело место, то он не грешит. Более того, он исполняет заповедь Божию: "Не враждуй на брата твоего в сердце твоём; обличи ближнего твоего, и не понесёшь за него греха" (Лев.19:17).
Далее вы пишите: "Без смирения прощение невозможно".
Это очень сильное высказывание, но всегда верным является лишь ему обратное: "Без умения прощать смирение невозможно", т.к. смирение есть качество высшее от прощения. Простить можно и из боязни поступить против заповеди Спасителя : "Любите врагов ваших" (Мф.5:44), а вот простить человека из любви к Иисусу Христу значит "каждого человека считать лучшим себя", - как сказал Иисус Христос какому-то подвижнику.
Смирение есть Божественная добродетель, влекущая за собой все другие добродетели, ибо Господь Иисус Христос говорит нам: "возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим" (Мф.11:29). Достигший смирения достигает Самого Сердца Спасителя и все, чего он ни попросит, тогда Богом будет дано ему. Единственный раз в Евангелиях Господь Иисус Христос говорит это слово: "да будет тебе по желанию твоему", когда указывая апостолам пример великого смирения женщины-сирофиникиянки, язычницы, с которыми евреи и общаться то избегали: "о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему" (Мф.15:28). Желание смиренного Господь принимает, как Свое собственное.
Научиться же прощать в силах человека, ибо даже и более высшим качествам человека Господь призывает учиться от Него, говоря: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко" (Мф.11:28-30).
Спаситель, составивший нам молитву к Отцу Небесному, говорит: "И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши" (Мк.11:25). Надеюсь, каждый знает эту заповедь Спасителя о прощении, поэтому разумный верующий не будет начинать молитвы, затаив на кого-то злобу. Именно так говорят в народе, когда человек не хочет простить другого: затаил на него злобу. Значит непрощение есть укрытая злоба, т.е. форма ненависти. Но "не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?" (1Ин 4:20). Следовательно, не любящий брата, не прощающий его, грешит, а "мы знаем, что грешников Бог не слушает: но если кто боится Бога и волю Его творит, того слушает" (Иоан.9:31).
Согласно вашему высказыванию получается, что все молящиеся Богу смиренны.
"За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь" (Притч.22:4)
Смиренный противоположен гордому, превозносящимся над другими. В противоположность гордому смиренный считает себя ниже других. Иисус Христос даже кому-то сказал: "Любящий Меня другого человека видит лучшим себя", а в Евангелии: "всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится" (Лк.14:11; 18:14)
"Быть смиренным значит считать себя достойным за грехи всякого унижения, оскорбления, гонения, побоев, а быть кротким значит в незлобии сердца переносить неправды относительно нас, ругательства и прочее и молиться за врагов своих" (Иоанн Кронштадский).
Как простить обидевшего? Некоторые святые подвижники об этой проблеме христианина писали очень кратко и просто: не во многом знании мудрость, но в благодати Духа Святого.
Иными словами, хоть ты и будешь ходячей энциклопедией, разумно ты станешь смотреть лишь, когда получишь такой дар от Святого Духа, Бога.
Ещё святые говорят, что можно отвечать на чей-либо вопрос лишь только, если сам на своей шкуре испытал его.
Далее вы пишите: "мы полные властители своей воли"(?) - вообще Апостол сказал, "что не хочу -делаю, что хочу - не делаю".
Вы пишите, что апостол сказал: "Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю" (Рим.7:19), выставляя эту формулировку апостола Павла закона греха аргументом против свободного обладания человеком своей воли. К сожалению, эти слова апостола Павла очень многие понимают ровно наоборот. Апостол Павел здесь подробно объясняет этот закон греха, выраженный Господом Иисусом Христом пятью словами: "ДЕЛАЮЩИЙ ГРЕХ ЕСТЬ РАБ ГРЕХА" (Иоан.8:34). Апостол Павел здесь пишет о законе греха для состояния сознания человека, неверующего в Иисуса Христа. Да, он здесь употребляет стилистический оборот от первого лица. Странно, что этого оказалось достаточно, чтобы, указывая на авторитет апостола, стали относить всех подряд, в том числе, и христиан к подлегающим этому закону: мол, уж если апостол Павел о себе говорит, что хочет доброго, а делает злое, то что же говорить об остальных? Почему же не обращают внимание на концовку, где апостол Павел задает вопрос: "Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?" (Рим.7:24) и тут же отвечает на него, восклицая: "Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим" (Рим.7:25). Только через веру в Иисуса Христа человек может освободиться от этого закона греха.
Так в чем собственно состоит этот закон греха?
В том, что делающий грех может согрешить даже тогда, когда в уме своем будет уважать добродетель, она ему может нравиться, однако, не глядя на это, он всё-таки делает ей обратное - совершает грех. К примеру, алкоголик. Я встречал такого, который мне искренне признавался, что некогда он не был пьяницей, любил даже читать библию и был примерным верующим: "А теперь...", - и он обречённо махнул рукой: "это было в прошлом!". К сожалению, некоторым из них свое положение кажется безнадежным и они просто опускают руки.
Другая молодая женщина, которой категорически нельзя было курить, ответила мне так: "Да, мне нельзя курить. Я знаю это...", - потом, немного помолчав, улыбнулась и с удовольствием выдохнула: "Но мне нравится это!".
Замечательное объяснение. Лучше не придумаешь. Их зависимость (и алкоголика, и курящего), оказывается, нисколько не связывает свободу их воли, нет, они по-прежнему делают свободный добровольный выбор. Почему?
Потому что им это нравится!
Нет, дорогая Иисусу Христу, Светлана! Воля у человека остается свободной, даже если его закуют в кандалы и будут грозить ему смертью. Потому что дух его свободен выбрать смерть, но не уступить насильному принятию решения. Как ни странно об этом писал даже язычник-философ Марк Аврелий.
Вот теперь мы видим: дело, оказывается, в том, что человек делает выбор более ценной для него вещи - она ему больше нравится. Больше чего? Больше того, что будет трезвым и чистым душою или больше того, что не будет терпеть боли.
Иными словами, свобода для воли остается незыблемой! Таковым Бог сотворил человека - разумное существо со свободной волей.
Что же делать человеку, который хочет отвергнуть грех, но быть с ним ему нравиться больше, нежели отвергнуть его? Что делать такому, который мучается от того, что грешит, но продолжает это делать?
Вот от имени такого грешника и восклицает апостол Павел: "Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим" (Рим.7:24-25).
Однажды первого "короля рока России" спросили в интервью на телевидении: "Простите за бестактность, но ни для кого не секрет, что вы были наркоманом. Как вам удалось избавиться от этого?".
Телеведущий никак не ожидал такого ответа от музыканта: "Да, я сидел на игле. И могу с ответственностью вам сказать: никто не в состоянии слезть с иглы, если Господь Иисус Христос не вырвет его. Только благодаря милосердному Господу Иисусу Христу я теперь свободен и, надеясь на Него, больше не стану наркоманом. Слава Иисусу Христу во веки!".
Да, уповающий на Иисуса Христа не постыдится, более того, Господь Иисус Христос обещает ещё большее, говоря: "Слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь" (Иоан.5:24).
Если не верить в свободную волю человека, то как можно понимать тогда слово, которое Бог говорит Каину: "Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним" (Быт.4:7).
Итак, человек в состоянии господствовать над грехом даже тогда, когда грех влечет его к себе!
Очень ярко показывает Спаситель, Иисус Христос, силу свободной воли человека, говоря захваченной в прелюбодеянии грешнице: "Иди и впредь не греши" (Иоан.8:11). Господь не сказал ей: "Иди и впредь не прелюбодействуй", но сказал: "Иди и впредь не греши". Значит не грешить возможно даже страшному в прошлом грешнику. А ведь эта грешница, даже если она уверовала в Иисуса Христа, ещё не имела Духа Святого, "т.к. "Иисус ещё не был прославлен" (Иоан.7:39)! Значит не грешить возможно даже человеку, не имеющему Святого Духа.
Да посмотрите на весь Ветхий Завет. Ведь там многие века Бог вменял в вину евреям то, что, имея Закон и свободную волю, они продолжают грешить. Если бы грех господствовал над человеком и он не в состоянии был, будучи грешником, творить добро, но, желая творить добро, творил зло, то за что же его и судить? Т.к. он не властитель своей воли, то не подлежал бы тогда и суду. Бог, будучи справедлив, не мог бы ставить в вину ему делание греха, если он не обладает своей волей.
Нет! Человек от начала сотворён Богом владыкою своей воли и должен господствовать над грехом (Быт.4:7).
Такую мощь Бог даровал свободе воли человека! Слава Ему во веки!
Так почему же апостол Павел так заостряет внимание на подчиненности грешного человека греху?
Чтобы выделить и подчеркнуть два типа жизни для человека: жизнь в Иисусе Христе и жизнь по плоти (Рим.7:25), ибо Господь Иисус Христос говорит: "Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими" (Мф.7:13).
Тесные врата это вера в Иисуса Христа, ибо "Я есмь дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся", говорит Господь (Ин 10:9), а идущие широкими вратами это те, кто "поступают как враги креста Христова. Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном" (Филип.3:18-19).
Однако апостол Павел никак не находит тут противоречия воли человека ее свободе, но лишь подчеркивает противоречие в самом человеке между желанием в уме и совершаемым им в теле, находя, что тело как бы действует отдельно от ума, подчиняясь греху, живущему в нем (имеются в виду, конечно, не отправления телесные, но отправления греха, живущего в теле: "похоть плоти, похоть очей и гордость житейская" (1Иоан.2:16), - как выразил то апостол Иоанн. А почему так делается выяснил нам Иисус Христос: "Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:21), "ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления" (Мф.15:19).
Иными словами, именно руководствуясь свободой своей воли, человек делает выбор либо в сторону добра, либо в сторону зла, склоняясь чаще к тому, что ему больше нравится (что является для него "сокровищем"). Поэтому нет ничего удивительного, что алкоголик, например, умом сознавая пагубность для него алкоголя, при случае опять выпьет его.
Все, что мы имеем, дал нам Бог, однако, единственное, чему мы являемся безраздельными хозяевами, так это наша воля. Даже Всемогущий Бог ничего не делает с нами против нашей воли, которую от начала даровал нам свободной.
Благословен Бог истины, через Иисуса Христа, Господа нашего. Аминь.
Свидетельство о публикации №223022501899
А смирение обратное ей качество.
Светлана Энь 26.02.2023 23:15 Заявить о нарушении
И лишь потом, если мы оказываемся достойны, получаем в дар Самого Господа Бога - Святого Духа, Его полноту. Это и называется смирением (жить с миром).
Если сравнивать с мирскими понятиями, то это выглядит так: чтобы получить диплом профессионального святого человека (дар от небесной высшей организации), нужно сперва потрудиться и получить зачеты по прощению, воздержанию и пр. Но никак не наоборот - чтобы сдать зачет, нужно иметь диплом.
С уважением,
Александр Сорокин Российский 02.03.2023 11:55 Заявить о нарушении