Диалоги о религии. 68. Шахматы

– Олег, ну почему так поздно, ужин давно остыл…
– Извини, милая! У нас во дворе появился новый «гроссмейстер», пришлось попотеть, чтобы не проиграть…
– Неужели, там у вас, есть кто-то умнее тебя?
– Умнее? А при чём здесь ум?
– Не поняла…
– Открою тебе большой секрет: шахматисты не самые умные люди, и даже «великие шахматисты», часто не самые умные… Да, у них прекрасная память, и способность просчитать стратегию на много ходов вперёд. Они знают и помнят наизусть сотни, а может даже и тысячи, стандартных решений. Но в земной жизни, при общении с напарником, уже и трёхходовка, бывает часто нерешаема, потому что совершенно непонятно, как поступит твой оппонент, который имеет много нестандартных ответов. И кстати, в жизни, я не помню примеров, где бы крупные шахматисты прославились своими практическими действиями.
– Да опять ты меня удивил, я считала шахматы игрой только для умных.
– Да, и это опять очередной миф, который поддерживает и литература, и кино. Вспомни фильмы в которых, желая показать большой ум героя, показывают, как эти герои играют в шахматы…
– Ну, парочку фильмов я могу назвать – это фильмы «Нечто» и «День независимости» …, и да, там эти герои были очень умные…
– И ещё наберётся с десяток таких примеров, но увы, в жизни шахматисты ничем ни выделяются…, в смысле ума…
– Слушай Олег, давай договоримся, что ты не будешь меня так неожиданно разочаровывать в моих, пусть и заблуждениях. Давай ты будешь меня заранее предупреждать, о сути моей ошибки, чтобы я могла оценить стоит ли мне это знать, или лучше остаться при своём мнении. Вот на счёт шахматистов, я бы наверно предпочла не знать, что они просто зубрилы, а не гении.
– Извини дорогая, но я высказал свою теорию о гениальности шахматистов, наверно потому что я им завидую, и поэтому захотел их оговорить. А на самом деле они и правда очень умные!
– Я так понимаю, что ты сейчас, за пару секунд, как опытный шахматист, просчитал, варианты как меня успокоить, и решить выбрать вариант, где ты был не очень честен, убеждая меня в своём мнении о шахматистах. Я должна теперь подумать, что это была такая шутка, и поэтому должна обрадоваться, что думала правильно об умных шахматистах.
– Я опять раскрыт! Это полный мой провал, как стратега!
– Но, …?
– Но ведь я сделал хороший ход; я вернулся на несколько ходов назад, и значительно разрядил обстановку на поле сражения с белой королевой. И она должна была благодарно послать своему противнику – чёрному королю «воздушный поцелуй», а вместо этого пытается уличить его в нечестной игре. Хотя всего шагов пять назад, сама просила, иногда быть с ней нечестной, чтобы не расстраивать. Я в полном цугцванге – любой мой дальнейший ход, только ухудшает моё положение! Я готов, признать своё поражение….
– Но, …?
– Да, что мне с тобой делать? – сказал Олег, чувствуя, что она не только «ведёт» эту партию, но и ещё благородно уступает свою победу. ¬– Но, да, лучше – ничья!?
– Я согласна на ничью, – сказала, Анна, гордо и торжественно. – И кстати мне игра понравилась, и она была совсем не сложной!
– Отметим, – обрадовался Олег!
– Конечно! – сказала Анна…, хотя постой, а как же религия? Ты обошёлся без сравнений и наставлений…
– Хотел обойтись…, но раз ты настаиваешь, давай попробуем провести аналогии…
– Ну, вряд ли ты их здесь найдёшь, эти аналогии, или они будут не идеальными…
– А я попытаюсь. Ведь можно сравнить догматы религии с правилами игры в шахматы, ведь они не меняются с тысячелетиями. И если для шахмат это плюс, то для религии такой застой, приведёт её наконец к гибели…, и это хорошо!
– Ну не скажи, ведь в религии постоянно придумываются новые толкования и ритуалы, и молитвы…
– Да, церковники всеми «неправдами», пытаются удержать прихожан, но этим ещё больше отвращают людей от веры. Ведь это часто ведёт к совершенно другому пониманию её основ, что равносильно изменению правил игры в шахматах, а ведь это недопустимо…
– Ты говоришь, что правила в шахматах не меняются, но ведь есть ещё какие-то другие шахматы у китайцев и у японцев…, и кстати я знаю, что и в шашках тоже есть разные варианты, это и «Английские» и стоклеточные…
– Да, я тоже читал про «другие шахматы», но они очень сильно отличаются…, и если даже они придуманы на основе индийских шахмат, то это можно сравнить с ответвлениями в религии, с сектами. Это и другая доска и другие правила… И что любопытно, так это то, что эти игры популярны в основном только в тех странах, где и придуманы, как и их особые религии…
– Интересное, у тебя, получилось сравнение шахмат и религии…, это ведь можно сказать, что религия — это игра, со своим героями и правилами…
– Да, я бы тоже сравнил религию с игрой, тем более, что многие верующие так и воспринимают её, и с удовольствием играют в эту игру. И с лёгкостью нарушают правила этой игры, не соблюдая многие незыблемые каноны веры…, и знать, что «поражения», им никто не зачислит, ведь можно всегда покаяться…
– Так что Олег, может религия и есть игра!?? И не надо осуждать верующих за их наивность, если они просто играют…
– Конечно не стоит, но только если эти верующие не становятся фанатиками – «игроманами» …


Рецензии