Узбекистан. 1 Мая на Абалыни. 1947 г

Мемуары моей мамы Петряковой/Умарбековой Галины Александровны 1929 г.р.
Глава 6.

   Запомнился праздник 1-го Мая 1947 г. Все собрались в саду. Все цветет. Зеленая трава. Красиво. Хлеб по 400 гр. уже начали давать. Организатором праздника был главный бухгалтер совхоза Грошев. Забыла его имя и отчество. Он жил и работал в Центральном совхозе, а на Абалынь приехал на праздник, потому что здесь сад был чудесный. Накрыли на траве скатерти бумажные, выписали нам продуктов из центра, не помню, что ели, но что то было хорошее, помню только рыбу, редиску и хлеб. Была гармошка. Сам Грошев играл. Он был на фронте и часто повторял:"А ну-ка споем эту песню, как бывало после боя на привале". "А кто знает военную песню?",- спросил он. "Моя Галя знает,"- не вытерпела мама. "А ну-ка, ну-ка, где Галя, а, так это ваша учетчица? Слышал я, слышал, говорят концерты тут устраивали с ней. Давай-ка, родная, спой-ка нам фронтовую." Все сидели, а я встала около яблони и запела. Откуда лился такой звонкий голос. Я чувствовала, что голос придавал мне силы. Мне казалось, что стоит чуть-чуть подпрыгнуть и я полечу, как птица. Грошев громче всех кричал :"Ай да молодец! Такая певица у нас тут на Абалыни, а в центре никто об этом не знает. Спасибо тебе за песню. Очень хорошая песня и очень хорошо ты ее спела. До следующего 1-Мая, увидимся!"- и уехал.
   Я видела его сына, тоже абитуриент, закончил 10 классов.  Мое выступление не осталось не замеченным. Он, Юра Грошев, на следующий же день явился на пастбище и искал меня, чтобы ближе познакомиться:"Мой отец так был рад, что ты спела фронтовую песню и всем про тебя рассказывал. А мне говорит, сходил бы да познакомился с ней, вот это девочка, не то, что совхозные наши, только о замужестве думают, а Галя пойдет учиться в техникум. Так что, сынок, дуй на ферму, пока она ни в кого не влюбилась". Мы посмеялись над словами его отца, потом он выбрал почище камень и сел:"А ты садись вот на этот камень, он совсем теплый от солнца. Так ты в техникум хочешь? А в какой?" Я сказала, что еще не знаю, но мой знакомый знает хорошо Самарканд, у него там живет тетя, и он обещал помочь устроиться до сентября. "Ты с ним дружишь?"- улыбаясь, спросил он меня. -"Нет. У меня  есть мальчик, с которым я переписываюсь. Он остался в Ростове-на- Дону, а я приехала сюда с мамой работать. Правда, далеко заехали, но так уж сложилось." -"А он где учится? В Ростове-на-Дону?"-"Да. В индустриальном техникуме на технолога мастера цеха горячей обработки металла." -"Скучаешь за ним? А если он другую подругу найдет, что будешь делать?" -"Скучать то некогда. А если другую найдет, то пожелаю ему счастья с ней. Все может быть." -"А у меня нет девочки, так, просто школьные подружки. Вот поступлю в институт, может влюблюсь на свою голову. Я хочу в науку податься, а любовь будет толко мешать. Хотя кто знает? Говорят, что любовь подстегивает в учебе." -"Если любовь ответная, обоюдная, стимул в учебе будет, это я по опыту знаю", -прихвастнула я.
   Не знаю, сколько мы проговорили бы с ним, но услышала вдруг крик тети Даши:"Галя, где ты? Тут тебе посылку передали из центрального совхоза, возьми!" Я не поверила:"Да кто мне ее пришлет, дед Мороз или дед Мазай? Это не мне. Верните назад." Потом посмотрела на Юру, а не он ли мне решил угодить и спрашиваю:"Юра, а не ты пошутил? Ведь я никого в центральном совхозе не знаю." Тетя Даша поставила корзиночку, а в ней лежала пол-литровая банка меда и виноград, килограмма два, "Дамские пальчики". "Да кто дал-то?",- я оторопела. -"Он ушел. Сказал, что посылка для Гали. А больше ничего не сказал. А Гали у нас больше нет, одна ты у нас "Галя". Бери и ешь, раз оно твое." Я смотрела на Юру и видела по его лицу, что это ему не нравится. Я ему сказала, что не могу же я брать, если не знаю от кого. Юра слегка усмехнулся и сказал, что кажется ему, что он догадывается, кто передал это. -"Так скажи, кто?" -"Нет, нет, Галочка, я пока не скажу, но ты и правда бери, ведь не пропадать же такому продукту."- сказал он и ушел, помахав мне рукой. Совет отца остался неисполнимым.
   Виноград я раздала по кисточке, по гроздьям дояркам, а с медом все пили чай.
Вдруг стукнуло в голову, а не тот ли калмык, что так пристально смотрел на меня, не сводя глаз, когда я пела. Да, он в центре живет и там же работает. На что он надеялся, что если я возьму корзинку, то я уже и его невеста? Нет, дружок, такого не будет. У меня есть "жених".  И доярки написали записку и передали ему корзинку:"Дорогой незнакомец, мы с удовольствием попили чай с медом и закусили виноградом за Галино здоровье. Шлите еще, а то нам маловато. Доярки Абалыни, всего восемь женщин. Подписи." После этой записки посылок не было.
   Я думала о Юре:"Какой скромный и как легко с ним было разговаривать." Я уверена была, что он больше не прийдет. Действительно, я больше его не видела.


Рецензии