Хроника трёх дней или честно об Аргентине

      

                ПЯТНИЦА
                ЧАСТЬ ШЕСТАЯ

 Через дорогу, наискосок от станции, блестят витрины булочной- кондитерской «Золотой колос».
 Это один из старейших магазинов нашего городка с ассортиментом, который  превосходит многие столичные булочные-кондитерские.
 Здесь всегда в продаже пять сортов хлеба, штук десять сортов свежей выпечки, двадцать пять сортов пирожных, более двадцати видов тортов. От вида необычного печенья, разложенного на многочисленных подносах, во рту появляется слюна. Очень чисто, красиво… От вкусного запаха у покупателей слегка кружится голова. Быстро, без задержек, их обслуживают человек семь девушек, одетых в необычную униформу с белоснежными передниками.
 Да, в «Золотом колосе» по аргентинским понятиям царит необычное изобилие, но  его  нельзя сравнивать с ассортиментом булочно-кондитерских изделий европейских столиц, включая Москву.
 Как впрочем нельзя сравнивать и ассортимент остальных продовольственных товаров, которые лежат на полках аргентинских супермеркадо, магазинов и центров оптовой продажи.
 В Аргентине их ассортимент минимален. Пять видов рыбных консервов. Не более пятнадцати видов свежей и мороженой рыбы. Ассортимент макаронных изделий также не блещет излишеством. Шоколадных конфет и шоколада всего несколько наименований. Привычной нам карамели вообще нет. Творог есть, но всего три наименования. Ассортимент колбас приведёт в уныние любого европейца.
 Мои соотечественники должны знать, что на полках аргентинских супермеркадо и специализированных магазинов они никогда не увидят следующих, так привычных, для них продуктов:
- красной и чёрной икры;
- печени трески;
- шпроты;
- сельди;
- варёной колбасы, исключением будет только мортадела;
- кефира, ряженки, варенца;
- кваса;
- карамели, зефира, пастилы;
- почти всех солений. Исключение составляют импортированные маринованные огурчики.
- хлеба типа Бородинский
  Этот список можно продолжать и продолжать… Хотя, есть очень приятные исключения. Например шоколад. В городе Сан Карлос де Барилоче, что расположен в сказочном по  своей красоте месте, в Андах, на берегу озера Науэль - Уапи, функционируют  небольшие кондитерские фабрики, которые выпускают уникальную продукцию, которой нет даже в  Швейцарии — стране шоколада.
 Утверждают, что в Аргентине нет гречневой крупы. Есть! Называется она сарацинским зерном. (TRIGO SARRACENO PELADO). Купить её можно в магазинах по продаже диетических продуктов. К сожалению эта гречневая крупа не прожаренная. Она имеет зелёный цвет и сильно замусорена. Для того, чтобы её приготовить нужно иметь навыки и терпение.
 Также в магазинах по продаже диетических продуктов любители пшеничной крупы могут  её купить . (TRIGO BURGOL). Как правило местная  пшеничная крупа имеет неплохое качество.
 Хотел бы отметить, что о существовании этих круп многие аргентинцы даже не подозревают, не говоря уже о том, как их готовить, Эти продукты покупают только потомки славянских или еврейских иммигрантов.
 Что касается готовой верхней и нижней одежды, то здесь ситуация очень печальная. В продаже только  импортированный китайский или местный ширпотреб, который шьют в подпольных швейных мастерских.
 Не всегда, разумеется, было так. Например с 1900 года и до самой Первой мировой войны Аргентина импортировала лучшие промышленные товары, а также изысканные продукты питания, табак, спиртные напитки, ювелирные украшения, духи и одеколон из многих стран мира.
  В начале 90-х прошлого столетия годов Аргентина открыла свои «двери» для массового импорта всех видов товаров. Это было вполне возможно. Ведь один аргентинский песо стоил в ту эпоху один доллар США!
 Тогда в страну хлынул шквал заграничных товаров. В Аргентину пришли все известные мировые бренды. В продаже появились такие товары, о которых простые аргентинцы даже не имели представления.
 В те времена аргентинские супермеркадо не уступали по своему ассортименту супермаркетам развитых европейских стран.
 Импорт за очень короткое время уничтожил местную  технологически отсталую промышленность. Аргентинские предприятия становились банкротами и увольняли персонал. Безработица резко подскочила до небес.
 В  декабре 2001 году аргентинский песо рухнул… Начался жуткий кризис, который длится уже 22 года. Нет валюты, нет импорта. Все бренды давным давно сбежали из страны…


 Я с предостережением перехожу улицу, запруженную народом, автобусами и легковыми автомобилями и направлюсь к центральному парку. Шагаю легко. Смело ставлю ноги на тротуарные плитки. В нашем небольшом городке тротуары, особенно в центре, значительно лучше и чище, чем в Автономном городе Буэнос-Айрес.


 Лично для меня столичные тротуары представляют самую большую опасность в Аргентине. Дело в том, что во многих местах на них отсутствуют плитки или они очень сильно шатаются, или между ними есть очень высокие уступы.
 Вот и получается, что шагает человек, смотрит по сторонам, чтобы у него не выхватили сумочку или телефон и ступает ногой в неглубокую ямку, которой вполне достаточно для болезненного падения. Если  он при этом ничего себе  не сломал , значит ему сильно повезло.
 Рано утром все столичные портерос (консьержи) обильно заливают тротуары водой, изображая их тщательное мытьё.
 Вода заполняет вместительные пустоты под шатающимися плитками. Появляются пешеходы. Многие из них обязательно наступают на какую-нибудь неустойчиво лежащую плитку. Фонтан жидкой и вонючей грязи с громким чавканьем вылетает из-под неё и обливает несчастного человека.
 Сколько проклятий в адрес городских властей и портерос можно услышать тогда! На всех языках мира!
 У пострадавшего одежда в огромных пятнах грязи, имеющей  к тому же очень неприятный запах.
 Настроение у бедняги испорчено на целый день.
 Но бывает гораздо хуже! Это когда ты шагаешь и внимательно смотришь по сторонам и на тротуар, а из под ноги встречного пешехода вылетает грязный «плевок» и плюхается тебе прямо в лицо.
Ты скрипишь зубами от гнева и бессилия что-либо изменить.
 Но есть на столичных тротуарах плитки, которые «кричат». «Кричат» о судьбе тех людей, которые несколько десятилетий стояли на этом месте и бесследно исчезли.
 Кто-то из них пришёл сюда на свидание, а кто-то ожидал автобус… Подъезжал легковой автомобиль, из него выходили несколько крепких мужчин в гражданской одежде, и насильно посадив в него человека, уезжали. Происходило всё это за считанные секунды.
 Похищенные люди пропали навсегда. О том, что они когда жили, а затем исчезли и «кричат» тротуарные плитки.
 Следует остановиться и внимательно прочитать надписи на них. Они, как правило, стандартны.
 «Здесь,  дата, был (была или были) похищен фамилия, имя. Активист движения (его наименование), а затем пропал без вести во время последней военно-гражданской диктатуры, проводившей политику государственного терроризма. (24.03.76 — 10.12.83)».
 24 марта 1976 года высшие офицеры Сухопутных войск, ВМФ и ВМС Аргентины в результате произведённого ими государственного переворота отстранили от власти вице-президента страны, Марию Эстелу Мартинес, которая согласно Конституции исполняла обязанности президента после смерти своего супруга Хуана Доминго Перона.
 В Аргентине было объявлено осадное положение и действие законов военного времени.
 Военно-гражданская хунта прекратила деятельность Парламента страны и запретила все политические партии. Были ликвидированы профсоюзы и установлена жесточайшая цензура всех средств  массовой информации. Для оппозиционеров предусматривалась смертная казнь.
 В стране было создано несколько десятков тайных тюрем, куда доставлялись противники режима. Здесь их подвергали пыткам, а потом казнили. Некоторых, живыми, с вертолётов сбрасывали в реку Ла Плата или Атлантический океан.
  В результате массовых социальных протестов в 1983 году власть военно-гражданской хунты стала  стремительно разваливаться. 10 декабря 1983 года в Аргентине были проведены демократические выборы, а через пять дней, 15 декабря 1983 года, президент страны Рауль Альфонсин подписал декрет о расследовании преступлений, совершённых военно-гражданской хунтой и созданными её подрывными организациями в период с 24 марта 1976 года до 10 декабря 1983 года.
 Согласно этого декрета была создана специальная комиссия из 15 человек, которую возглавил известный писатель Эрнесто Сабадо.
 Спустя год интенсивной работы эта комиссия предоставила судебным властям документ из 50 000 страниц о преступлениях военно-гражданской хунты. Тогда же был опубликован и первый список людей, пропавших без вести. Их оказалось 8960 человек.
 Через несколько лет, после уточнений, цифра пропавших без вести увеличилась на несколько десятков человек. Но очень многие, как политические деятели страны, так и простые граждане до сих пор утверждают, что число жертв последней военно-гражданской хунты составляет не менее 30 000 человек.
 С начала 1990 годов  в Федеральной столице, по частной инициативе,  стали укладывать тротуарные плитки с именами и фамилиями жертв политического геноцида в период с 24 марта 1976 года до 10 декабря 1983 года.
 В 2005 году была создана общественная организация «Городские районы за Память и Правосудие». Её члены активно работают по увековечиванию памяти тех, кто пропал без вести в годы последней военно-гражданской диктатуры.
 Первую тротуарную плитку с именами и фамилиями 12 человек, похищенных 8.12.77. они  уложили в тротуар напротив церкви  Санта Крус, улица Карлос Кальво 1321.
 Когда я вижу на тротуаре такую «кричащую» плитку, то никогда не наступаю на неё. Ведь это память о погибших, которые не имеют могил.


  В дом я вхожу в жутком изнеможении от жары. Моя одежда насквозь мокрая от пота. Быстро раздеваюсь и мчусь в душ. Становлюсь под прохладные струи воды, которые бьют по моему телу.
- Давно надо бы бассейн построить! Или, хотя бы, резиновый купить. Ведь это настоящее спасение от такой жары! -  в очередной раз выговаривает мне супруга за дверью.
 Я молчу. Почему? Просто я отношусь к той группе людей, которые не хотят заниматься бассейном.  Для меня вполне достаточно прохлады, которую создаёт кондиционер. Включил его и выключил. И всё!
 Среди моих знакомых есть фанатики бассейнов, а также их ярые противники.
  За бассейнами требуется уход, а срок их службы составляет всего три месяца в году. Это только кажется, что здесь, в субтропическом климате, бассейном можно пользоваться весной, летом и осенью. Как бы не так! Он служит только со второй половины декабря до середины марта. Надо ещё и учитывать специфику климата в пригороде Федеральной столицы. Здесь летом бывают такие дни, когда по утрам народ натягивает на себя зимние куртки и шарфы. О каком купании может тогда идти речь? Происходит это из-за южного холодного ветра, который дует из Антарктиды. Он проходит через всю Патагонию и  врывается в провинцию Буэнос-Айрес после пересечения провинции Ла Пампа, откуда и происходит его название ПАМПЕРО.
 А ещё, когда наступает ночь, вода  в бассейне, несмотря на высокие температуры, очень быстро остывает и становится очень холодной.


 -Бум! Бум! Бум! - звонит церковный колокол, созывая христиан на миссу.
 Мне же пора собираться. Я достаю рюкзак и забиваю его одеждой, которой вполне достаточно, чтобы провести мне несколько дней вне дома. Это на всякий случай. Рейс, который я делаю, как правило, длится от восьми до двадцати четырёх часов. Правда бывали случаи, когда он затягивался и до сорока восьми.
 Затем из стола вытаскиваю кожаную сумочку с длинными ремнями, для того, чтобы повесить её через плечо. Так выглядит моя кобура, которую я  ношу на груди.
 Расстёгиваю молнию  сумочки и кидаю в неё один магазин с 15 патронами 9 миллиметров для пистолета Берса. Минуты две думаю и затем отправляю внутрь ещё один, также с 15 патронами.
 В бумажник я кладу  Документ национальной идентификации (ДНИ) — это документ удостоверяющий личность на территории Аргентины и стран МЕРКОСУРА. ДНИ представляет из себя пластиковую карточку размером 8 на 5 сантиметров, которая несёт в себе колоссальное количество информации о его владельце.
  Затем засовываю туда же другую пластиковую карточку зелёного цвета того же размера. Это СЛУ (CLU — la credencial de legitimo usuario de armas). Этот документ, разрешает иметь его владельцу до до 10 единиц огнестрельного оружия. Выдаётся СЛУ Министерством правосудия и прав человека.
 Третий документ, который занимает своё место в моём бумажнике, это пластиковая карточка голубого цвета размера 8 на 5 сантиметров (la credencial de portacion de armas). Этот документ разрешает мне носить до 3 единиц огнестрельного оружия, которое принадлежит частному охранному агентству Grupo San Muguel, в котором я работаю.
 На основании Национального закона номер 20429 от 21.03.73 и его последующих модификаций каждый гражданин Республики Аргентины и лица постоянно проживающие на её территории обладают правом на имение огнестрельного оружия без права его ношения. Для этого надо пройти медицинское освидетельствование, иметь навыки пользованием огнестрельным оружием  и не иметь судимости.
 Право на ношение собственного огнестрельного оружия имеют действующие сотрудники и пенсионеры сил безопасности,  военнослужащие и военнослужащие в отставке, а  также сотрудники и пенсионеры министерства правосудия.
  Потом я помещаю в бумажник  удостоверение частного охранника с правом ношения огнестрельного оружия, выданное Министерством безопасности провинции Буэнос -Айрес.  На белом куске пластифицированного толстого   картона, кроме моей фотографии, имеется куча различной информации: номер моего личного дела, дата  получения получения самого первого удостоверения, данные частного охранного агентства Grupo San Miguel и прочее…
  Теперь наступает очередь санитарной книжки. Это также пластифицированный кусок картона размером 8 на 5 сантиметров, в жёлтых тонах. На нём также моя фотография и результаты прохождения медицинской комиссии.
 Из ящика стола я достаю очередной кусок картона белого цвета, запаянный в прозрачный пластик. Он имеет стандартный размер: 8 на 5 сантиметров. На нём фотография удивлённого почему-то моего лица , фамилия, имя и номер личного дела. Это удостоверение  сотрудника частного охранного агентства Grupo San Miguel.
 Последний документ, который мне может понадобиться, это сертификат о сделанных прививках от Ковида, выданный мне Министерством здравоохранения провинции Буэнос-Айрес. Этот пластифицированный картон, размером 8 на 5 сантиметров, выполнен в зеленоватых тонах.
 СЛУ даётся на пять лет, а вот разрешение на ношение оружия требуется обновлять каждый год. Для этого нужно пройти медицинскую комиссию, особый упор в которой делается на врача психолога, а затем сдать экзамен по стрельбе из пистолета, а иногда и помпового ружья, которое здесь именуют эскопетой.  Также нужно предоставить справку об отсутствии судимостей и правонарушений. То есть процесс это долгий и довольно нудный.
 


 За окном смеркается. Со всех сторон доносится пение сверчков.
 Я выхожу в сад. К ароматам  ночной фиалки, китайского и парагвайского жасмина, цветущей липы примешивается довольно сильный запах распаренных листьев эвкалиптов. Рощицами этих деревьев окружён Алехандро Корн.  В январе и феврале, когда уже отцветёт ночная фиалка и жасмин, в городе будет стоять противный запах, очень сильно похожий на тот, которыми пахнут веники из эвкалипта, используемые в парных. Да и сам климат будет похож на парилку: плюс сорок, высокая влажность.
 Между деревьев летают светлячки. Небо ясное. Ищу созвездие Южного Креста. Долго смотрю на него. Потом направляюсь  к дому. Открываю двери, и  в этот момент в мою правую щёку с громким шелестом  что-то   вонзается , а затем с треском падает на пол. Это большая летающая кукарача (таракан). Отдельные её особи достигают внушительных размеров, иногда даже десяти сантиметров. С наступлением тепла эти насекомые начинают активно перемещаться, залетая в дома. Наступаю на кукарачу ногой. Она смачно хрустит под подошвой сандалии.  Захожу в спасительную прохладу дома,  с наслаждением вдыхая свежий воздух,  беру веник и совок.  Подметаю то, что осталось от кукарачи. Затем сажусь работать над романом «Хуансито». Это биография Хуана Рамона Дуарте - родного брата Эвы  Дуарте де Перон. Невероятная судьба: из продавца мыла этот молодой человек за короткий срок превратился в одного из самых влиятельных людей Аргентины.
 Работается легко и с удовольствием. Пишу четыре страницы, а затем начинаю готовиться ко сну.
 Завтра — суббота. Какой она будет? Какие приключения меня ждут?


Рецензии
Сергей. Прочла про перечень продуктов в Ваших магазинах. Мне показалось, что не густо. У нас сейчас всего полно. Вспоминаются пустые полки в период перестройки. Интересно про шатающиеся тротуарные плитки, когда на них кто-то наступает. Это прямо трагедия для тех на которых попадают фонтаны грязи.
Военно-гражданская хунта. Сколько людей погибло. Очень трогательны надписи на плитках с именами пропавших людей. Но я думаю, может быть установить какие-нибудь стелы в память о них. С уважением Нина.

Нина Измайлова 2   04.06.2023 13:02     Заявить о нарушении
Нина, спасибо за комментарий!
С уважением

Сергей Горбатых   04.06.2023 22:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.