2 часть, очерк 3

   Оставшиеся в Африке, не ушедшие в миграцию древние люди вынуждены были приспосабливаться к новым реалиям. Лёгкая добыча кончилась. Кончилась относительно комфортная жизнь первобытных человеческих коллективов. В связи с этим коллективы древних людей вынуждены были вернуться к стадному образу жизни, коллективной охоте, создавать охотничьи группы из нескольких (самцов) мужчин – охотников.

   В таких условиях существование обособленных коллективов, где доминировал один единственный самец, стало невозможным. Конечно, в таких условиях неизбежен был возврат к конфликтам внутри коллективов за лидерство. Но, к тому времени личное превосходство самодурного самца уже не было столь подавляющим. Все были вооружены каменным оружием, все могли пользоваться им.

   Учёные нашли следы людей того времени, которые свидетельствуют о том, что огонь стал уже не стихией, а до определённой степени управляемым явлением. Люди уже стали делать очаги, костры, значит, научились и поддерживать в них огонь.

   Прошло несколько сотен тысяч лет. Раны, нанесенные природе одлами, частично затянулись. Древние люди постепенно встали во главе пищевой цепи хищников. Были выработаны приёмы охоты и соответствующие им орудия для нанесения смертельных ударов даже самым крупным и свирепым хищным животным. Тем самым подготавливались условия ко второму исходу из Африки древних людей.

   К этому же времени, по-видимому, следует отнести и начало обучению молодёжи охоте, созданию культурной традиции охотников. Это обучение осуществлялось в форме магии.

   Сами магические обряды очень подробно описаны у Дж. Дж. Фрезера и в других источниках. Важно подчеркнуть, что тут появляется определённая альтернатива самодурному «царю-Богу-самцу» в роли «учителя». Для того чтобы научить молодёжь правильно вести себя на охоте, необходимо было провести тренировки, исполнение имитации действий, которые будут использованы на охоте.

   Учитель мог учить молодых людей того времени только при условии полного их подчинения, выполнения всех указаний, приказаний учителя. В этом было его сходство с самодурным главарём коллектива одлов. Только жестким принуждением можно было добиться эффективной учёбы, а в дальнейшем исполнительности и дисциплины во время охоты. Возникала культурная традиция охоты и охотников.

   Охотники, прошедшие обучение и проявившие себя на охоте, стали выделяться из общего коллектива. Их восхваляли, перед ними преклонялись, их уважали. Если охотник получал тяжелые ранения и не мог в дальнейшем участвовать в охоте, за ним ухаживали, его кормили. Это было предтечей кланового общества, разделения людей на «профессии».

    http://proza.ru/2023/02/25/475


Рецензии