Попса - музыкальный ублюдок

ЭПИГРАФ: «Новое время, новые песни… Это лучше, чем срывать тормоза. Иди ко мне, и мы споем это вместе…»
________

О ТОМ, КАК ГОРА РОДИЛА МЫШЬ

Слово «попса» в середине 1980-х годов придумал клавишник московской андеграундной группы «Ночной проспект» Иван Соколовский. Первоначально это слово обозначало простенькую и мелодийку, которая вплеталась в рок-аранжировку. Музыканты «Ночного проспекта» использовали «попсу», чтобы усилить иронию в своей музыке. В дальнейшем очумелые ручки деятелей постсоветской эстрады распластали рок-музыку на составные части, оставив в итоге одну попсу.


РОЖДЕНИЕ УБЛЮДКА

Надо сказать, что эстрада— это не попса. Эстрада — это просто приятная легкая музыка, которая призвана создавать у людей хорошее настроение. Попса – это другое. Попса – это злобный уродливый карлик, рожденный эстрадой.  Попса — это способ манипулирования сознанием общества с помощью гальванизированного трупа убитой музыки.

Иначе говоря, попса — это инструмент, предназначенный для управления толпой.

Впервые «попсовый карлик» был внедрен спецтехнологами в музыкальную культуру  осенью 1991 года. Тогда произошел первый массовый вброс музыкального ублюдка в культурное пространство России. Еще летом в хит-парадах страны доминировали рок-музыканты, но после августовской революции их разом сменили попсовые артисты: Богдан Титомир, Алена Апина, «Кар-мэн» и, полностью забытая сегодня, Барби.*
________
* Иллюстрация: Алена Апина. Узелок («Я его слепила из того, что было, а потом, что было, то и полюбила…»). https://youtu.be/gu6NIQsqaKA
_______


Попса — это, так называемая, «модная музыка», написанная как бы в ультрасовременных ритмах. Под попсовое тыц-тыц-тыц  должны были танцевать «стильные ребята». Каждый хит «запечатывался» клипом. И это говорило о том, что в раскрутку попсовых песен, как и в рекламу, специальными людьми вкладывались огромные деньги.

Модные попсовые песенки облепили все теле- и радио-каналы. Власть грубо навязывала обществу идеологию тупого конформизма: не надо никуда встревать, не надо ничего хотеть, а если вас ударили по правой щеке, подставьте левую. Занимайтесь телом. Занимайтесь любовью. Оставьте голову в покое. Посмотрите на «звезд» и живите так, как живут они.

Небезызвестный Богдан Титомир в песне «Делай, как я», возглавившей осенью 1991 года многие хит-парады, утверждал, что именно такой — новый стиль новой жизни:

Открой все двери, разуй свои глаза
Выйди ниоткуда, иди в никуда
В душе помойка в голове пустота
В глазах слово, в ушах тишина

Борьба за любовь в сырых простынях
Ненависть ко всем до последнего вздоха
Деньги - это время в инвалютных рублях
Не думай ни о чем, что может кончиться плохо

эй, приятель посмотри на меня!
Делай как я, делай как я..
Эй, посмотри на меня!
Думай обо мне, делай как я..

Я всегда вместе с вами, я в течение суток.
С теми, кто танцует на голодный желудок.
Танцуй отрывайся и пой со мной..
Вау, смотри какой заводной!

В этом танце нет преград и законов.
Это музыка улиц и рабочих районов.
Не стало напрягов дешевых упреков.
Не думай ни о чем, что может кончиться плохо!

Эй, посмотри на меня!
Делай как я, делай, делай как я..
Эй, ”you” посмотри на меня!
Думай обо мне, делай как я..
Эээй, посмотри на меня!
Делай как я!!
Эй, ты! Смотри на меня!
Делай как я!!*
________

* Богдан Титомир. «Делай, как я»: https://youtu.be/tcqgcwnUEu8
________


«МОЯ ЭНЕРГЕТИКА, В ВАШИХ ГЛАЗАХ»

Ныне забытая бездарная Барби в песенке «Примерь счастливое лицо», кривляясь, назойливо убеждала слушателей, что не стоит думать ни о чем, что может кончиться плохо, и не надо ни во что вмешиваться: «Примерь счастливое лицо, оно тебе идет, И знай, что если не сейчас, то завтра повезет, Примерь счастливое лицо, не смей грустить, не смей, Любовь приходит, лишь когда не думаешь о ней…».*
________
* Иллюстрация: Барби. «Примерь счастливое лицо». https://youtu.be/uOuyySLTR5c
________


Эти страшненькие попсовые песенки притягивали внимание и, одновременно, отвлекали от проблем. Известно, что существует целый набор стратегий психологического манипулирования людьми. Базовым элементом социального контроля как раз и является стратегия отвлечения внимания общественности от важных вопросов, решаемых политическими и экономическими элитами.

ОТ ЧЕГО НАДО ЫЛО ОТВЛЕЧЬ ГРАЖДАН РОССИИ ОСЕНЬЮ 1991 года?

Еще за несколько лет до августа 1991 года, когда произошел путч ГКЧП, в обществе начались яростные споры о дальнейших путях развития страны. Однако дискуссии велись в ущербных терминах «свободы» и «несвободы». Никто не ставил под сомнения базовые ценности социализма - говорилось лишь о том, что социализм должен быть «с человеческим лицом». Что касается собственности, то предпочтения народа были на стороне, так называемого, «югославского варианта», когда все предприятия, фабрики и заводы являются собственностью тех, кто на них работает.

А где-то на отшибе общества существовало тихое мнение, Анатолия Чубайса, который ни с кем не спорил. Он был уверен, что проблема будущего России не стоит и выеденного яйца. Просто надо выбрать из недр номенклатуры определенных людей России, чтобы назначить их олигархами, а потом раздать им госсобственность. Это мнение было настолько чудовищно и странно для граждан СССР, что всерьез никто к нему не отнесся. Однако победило именно оно. И для народа стало большой неожиданностью, когда идея Чубайса стала реальностью.


ГЕНЕРАТОР ПРОДАЮЩИХ ТЕКСТОВ

Вот тут-то и потребовалось отвлечь внимание российского общества от нового курса правительства. Через попсу власть попыталась внедрить в сознание каждого человека нехитрую мысль: любите девочек, катайтесь на красивых авто, занимайтесь сексом, но не лезьте в дела взрослых, которые заняты переделом ГОСсобственности.

 Именно этот месседж содержался в песнях распиаренного тогда Богдана Титомира: «…Забудь обиды, не надо подвохов. Будь нежен с подругой, держись за друзей. Ла-ла-ла-ла-лаав!».

Мое дело движется, и в гору катится,
Это я вижу, и мне это нравится,
Это не каждому дано понять как,
Это даже ведь не непонятка.

Для вас кризис шок, для меня терапия,
Чую денег запашок даже я на милю,
А я лечу и мои крылья уносят
От проблем, комбинаций и левых схем

Финансы, кредиты, истерика в мире,
Целый день передают по телеку в эфире
Что будет дальше, когда кризис только начинается,
Я не знаю, меня кризис не касается

Меня кризис не касается, лично мне он даже нравится,
Мои темы продолжаются, у меня все получается,
Меня кризис не касается, в жизни всякое случается,
Если кто-то не врубается, ситуация меняется…*
________
* Иллюстрация. Богдан Титомир. «Меня кризис не касается»: https://youtu.be/T4lBM8bIZ0o
________

И ДОБЫЧА ГОССОБСТВЕННОСТИ НАЧАЛАСЬ…

Следующий массовый вброс попсы произошел в 1994—1995 годах, он предварял начало  залоговых аукционов, которые стали механизмом приватизации. Они привели к тому, что многие крупные государственные предприятия перешли в собственность некоторых коммерческих банков.

По сути — это была мошенническая схема перераспределения огромных госактивов в пользу ограниченного количества частных лиц. Начинался самый ответственный момент в разграблении России — массовая приватизация. Поэтому надо было запечатать мозги народа, отвлечь его усыпить бдительность. И тогда вновь заскрипела старая песня о главном: не надо рыпаться и соваться в дележку собственности серьезных людей. «Привыкай-привыкай без меня обходиться», — гремело радио. А телевизор советовал: «Не берите в голову, лучше не берите. Жизнь пойдёт по-новому, Что ни говорите. Сплетницы на лавочке точат языки А вам всё до лампочки, Это пустяки…»

В итоге всё и вышло так, как пелось в те времена в популярной песенке Любы Успенской: «Это увлекательный был аттракцион, Так еще никто не шутил — ни я, ни он. И на горизонте застыл ночной перрон, Где он на прощание поднял вверх руку…».*
_________
* Иллюстрация: Любовь Успенская. «Карусель»: https://youtu.be/Q1UhlrWXaxQ
________

Третий вброс попсы случился весной-летом 1996 года, в разгар президентских выборов. Штаб Ельцина решил сделать ставку на молодежь, которая в прошлые годы участвовала в выборах довольно вяло. За образец была взята предвыборная кампания Билла Клинтона «Выбирай или проиграешь» (Choose or lose), которую организовало музыкальное телевидение MTV (!) в ходе президентских выборов в США в 1992 году.

Лозунг агитационной кампании Ельцина фактически представлял собой «кальку» с английского: «Голосуй или проиграешь». Для поддержки Ельцина по всей стране были организованы многочисленные концерты, в которых выступали многие популярные музыканты. В период между первым и вторым турами голосования Ельцин лично участвовал в выездных шоу-выступлениях.

Кадры телехроники, на которых Ельцин отплясывает под песню Осина, были известны всей стране. Итог известен: президент Б. Ельцин тем летом снова вскочил на трон.

Я не хочу сказать, что все исполнители попсы были настроены антисоветски либо антироссийски. Просто неведомые публике режиссеры этого спектакля из массового попсового вала тщательно отбирали песни, в которых содержались нужные им месседжи, и затем продвигали их в теле- и радиоэфире.

Те песни, которые не соответствовали определенному формату, жестко отбраковывались и уходили в небытие. Хорошие песни и исполнители отбрасывались, а полезные композиции, ладе несмотря на то, что это была откровенная «рыба», становись полезным информационным мусором, который запихивали в головы народа, как в мусорную корзину.

Многие даровитые и профессиональные исполнители тогда оказались в сложной ситуации, так как были вынуждены петь то, что от них требовали. Если они отказывались, то моментально выпадали из обоймы медийных лиц, что для многих из них было смерти подобно.

В итоге подобная антиселекция привела эстраду к резкому снижению качества исполнительского мастерства и к непрофессионализму. По этой причине многие раскрученные певцы сегодня оказываются неспособны спеть известные песни советских композиторов.

Впрочем, это тоже является элементом стратегии манипулирования людьми. Заказчикам было важно уничтожить советскую культуру, а вместо нее завести гадюшник, напичканный серостью. Они хотели опустить массы до уровня сволочи и сволочной культуры. Заставить их увлекаться посредственностью, ничтожеством и самим опускаться на ничтожный уровень приблатненной псевдокультуры.

Думая о российской попсе, которую Письков называет "нашей интеллигенцией", мне поневоле вспоминается одна картинка, изображенная в Романе Виктора Пелевина "Бэтман Аполло": Пустое пространство, в центре которого находится ветхое здание, на котором еле держится вывеска с надписью "Ристалище". Какой-то умник пририсовал впереди слова букву "д".

Так, собственно, и выглядит сегодня попса.

И именно через неё, с помощью бездарных исполнителей в головы людей внедряли убеждение, что НЕ БЫТЬ ПРОФЕССИОНАЛАМИ – модно.

Уровень сочинительства музыки резко упал. Творчество исчезло. Места композиторов заняли техники со своей электроникой. Содержание было выдавлено комбинаторикой, когда песни складывались, как мозаика, из банальных и бессмысленных фрагментов.

Техники, не будучи музыкантами, и часто даже не зная нотной грамоты, стряпали однотипные обрубки, похожие друг на друга, как клонированные близнецы.

Такая ситуация сложилась не только в России, но и во всём мире. Уже давно не появлялось на эстраде ни новых стилей музыки, ни даже новых мелодий. Попса превратилась в дурную привычку, ведь музыка, предназначенная для рабов, не требует ни движений души, ни работы ума: слушай и подчиняйся. Но Россия, если она действительно готовится двинуться вперед, должна отказаться от этой дурной привычки. Нужно вернуть в музыку композиторов и даровитых исполнителей и ликвидировать серость и слизь, осевшую на мертвом теле культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Зачем мы вспоминаем события четвертьвековой давности? Просто сейчас в нашем обществе происходит снова настойчивый вброс попсы. Это значит, что заказчики событий вновь пытаются отвлечь внимание населения от каких-то важных проблем? Эти люди работают. Трудятся в поте лица для того, чтобы создать для массы иллюзорную завесу, которой они, как бумажкой, прикрывают пахучее гАвно. А дело глупой публики – жрать его, хлюпать от восторга носом, быть всем довольной и соответствовать мерзкой куче.

«Знаешь, что делает тебя королевой в современном обществе? – говорит один из героев Виктора Пелевина из книги «Бэтмен Аполло». - Исключительно объем говна, который ты можешь проглотить с царственной улыбкой. Нормальный человек сблюет и повесится, а ты улыбаешься и жрешь, улыбаешься и жрешь. И когда доедаешь до конца, все вокруг уже висят синие и мертвые. А ты их королева…».


Рецензии
Убой...
цитату пелевинскую можно перевести и так:
"знаешь, что тебя делает королевой-маткой в обществе насекомых?
ты плодишь яйца из которых вылупляются улитки на час...."

Бамбек   25.02.2023 14:23     Заявить о нарушении