О русской национальной идее

« — До чего же мы любим идеи. Любим страстно, самозабвенно, истово — до самозаклания на алтаре. Да только идеи не любят нас, вот беда. Может, потому, что они чужие? Немецкие, французские, английские. А где же наши собственные идеи? Почему к ним-то, на одной ниве взращённым, мы с насмешечкой да усмешечкой, а к заграничным — с трепетом душевным, с восторгом неистовым, загодя шапку ломая? Сами себе не верим, привычно не верим, исстари, от татаро-монголов. А что, как поверим однажды? С нашей-то азиатской неистовостью, с нашим-то русским размахом, да все вдруг, все человеки российские, — что тогда? Мир вздрогнет. Мир переменится, если мы все дружно, как мужики церковь, новую идею воздвигнем.
- Какую же?..»
(Б.Васильев «Были и небыли»).



1

Если бы было необходимо определить единую характеристику человеческой цивилизации в целом, то здесь с уверенностью можно было бы указать на бесцельность её существования. Человечество всё ещё не способно определить эту цель и вряд ли будет способно на это в ближайшем будущем. По этой причине у человечества нет и пока что не может быть и общей для всех идеи, которая могла бы соединить его в единое целое. Оно раздроблено не только по географическим, национальным и культурным признакам (что вполне естественно), но оно разобщено так же и наличием самых разнообразных идеологий или же их отсутствием в некоторых государствах и в связи с этим необходимо отметить два момента: во-первых — не всякая официальная государственная идеология может отображать национальную идею и, во-вторых — отсутствие национальной идеи неопровержимо свидетельствует об отсутствии суверенитета, потому что сформулировать национальную идею и развиваться в соответствии с ней может только такое государство, которое обладает политической, экономической и культурной независимостью. И неоспорим тот факт, что если государство не будет иметь своей собственной национальной идеи, оно будет вынуждено принять другую, чуждую идеологию.
Немаловажно понимать то, что отсутствие единой общечеловеческой идеи не подразумевает отсутствия идеи национальной, скорее наоборот — только те государства, которые развиваются в соответствии с собственной национальной идеей, могут обладать достаточным суверенитетом для того, чтобы, пусть даже и в отдаленном будущем, сформировать общую идею, а то, что такая общая для всех идея необходима, следует из того, что существование человечества без определенной цели невозможно, а цель неизбежно определяет и содержание идеи — это верно и в отношении как общей для всех идеи, так и для национальной идеи каждого из государств.
Что бы мы не думали о себе, каких бы достижений не достигли в области науки и технического прогресса — мы всё ещё не достигли в своем развитии того уровня, чтобы считать себя цивилизованным обществом, так как показателем цивилизованности является не технический и научный прогресс, а умение оценивать свои достижения с моральной точки зрения и применять их в жизни, руководствуясь всё той же общечеловеческой моралью; пока этого нет, мы всё еще варвары, главным смыслом существования которых до сих пор ещё является взаимное уничтожение друг друга посредством достигнутых знаний, которые мы ещё не научились применять так, как должно, а не по своему произволу - обладая всё большим и большим количеством знаний, мы не можем не нести ответственности за то, каким образом мы их применяем; мы даже не смогли ещё осмыслить элементарного — что любое знание должно употребляться во благо, а не служить орудием зла.

2

Национальная идея не может иметь в своей основе негатива по отношению к другим народам и государствам — теории собственного превосходства, права сильного, расизма, экономической и политической экспансии и тому подобное - идея должна иметь прежде всего внутреннюю направленность, отвечать интересам гражданского общества, формировать его как единое целое и служить для предотвращения духовного и нравственного разложения народа; национальная идея не может быть узко националистической идеей, потому что в таком случае она приобретает отрицательные качества и служит разрушению, а не созиданию.
Идея необходима как средство, соединяющее общество в единый монолит, независимо от национальности, религии и традиций. Только внутренне организованное, объединенное одной целью общество сможет устоять против внешних нападок. Агрессия против России со стороны внешних сил всегда была и будет продолжаться – со временем она будет только усиливаться и причин для этого есть две: огромные, практически неисчерпаемые, природные богатства России и её генетическая предрасположенность к независимому от кого бы то ни было существованию и развитию. Объединенному Западу, во главе с США нужна или мертвая Россия, или же в крайнем случае такая, какой является Украина в данный момент – рабски покорная и желающая рабства как милости, не способная и не желающая определять цель и смысл своего существования.
Положение России в мире уникально – как в географическом отношении, так и в отношении ее истории. Пожалуй, нет в мире такого народа, который, пережив столько актов внешней агрессии, не только не сломался и не исчез с лица земли, но с каждым актом агрессии становился еще сильнее – именно так формировалась наша история и наше мировоззрение. Русому менталитету чужда мысль о мировом господстве, о порабощении народов, об извлечении для себя выгод любой ценой. При этом русский народ готов платить любую цену ради того, что сохранять свою независимость и это как ни что другое свидетельствует о том, что у нас есть своя национальная идея, но при этом она выражена недостаточно явно — пребывая в душе народа России как неотъемлемая её часть, эта идея ещё недостаточно определена и сформулирована так, чтобы она нашла отклик в большинстве людей. Перед нами — перед всем народом России - должна стоять определенная задача, цель, к которой мы могли бы стремиться и достижению которой посвящали свой труд и свои творческие способности, достижения науки и технического прогресса.
Нам необходимо во что бы то ни стало избегать идеи европеизации России – европеизировать Россию означает признать ее некоей варварской недоевропой, нуждающейся в благах европейской цивилизации и в европейской просвещенности, хотя процесс должен идти в обратном направлении – это Россия должна оказать свое влияние на Европу и не только на Европу, но и на весь мир. Европа как центр человеческой цивилизации, как эталон всего лучшего, что есть в мире — не более как миф, созданный самими европейцами; просвещенный Запад далеко не просвещен — достаточно указать на тот факт, что в США, которые являются лидером западного мира, тридцать процентов населения являются абсолютно неграмотными людьми, даже не умеющими писать и читать — в это трудно поверить, но это факт, даже более того — Запад неуклонно деградирует в этом отношении. Желать для России развития по примеру Запада — значить унижать Россию, считать её ещё более безграмотной и более нецивилизованной, чем они, хотя это и не так.

Западно-европейская цивилизация претендует на всемирность, на универсальность свою для всех и в этом состоит крайнее заблуждение Запада. Не может быть одной универсальной идеи, ибо тогда она должна будет растворить в себе все иные национальные идеи; в борьбе за универсализм будет взят курс прежде всего на уничтожение идей – в Европе это удалось, потому что страны, составляющие Евросоюз, уже давно не имеют своей национальной идеи. Осуществлена попытка выхолостить национальную идею и это привело к потере всяческих ориентиров – духовных, нравственных и, в том числе, исторических. Западные ценности могут быть ценными только для Запада и ни для кого иного. Современные западные ценности сформированы под влиянием менталитета западного общества, его особого исторического пути и, что самое главное – Запад (так же, как и кто-либо ещё) исторически не предназначен стать носителем универсализма для всего мира, у него есть своя историческая задача, за рамки которой Запад всё время стремится выйти, ослепленный нарциссизмом. Выполнение всемирной, мессианской задачи может взять на себя только Россия, а не Западная Европа или Китай, потому что только Россия на всем мировом пространстве в такой степени сочетает в себе элементы Востока и Запада как в силу своего географического положения, огромности ее территорий, включающих в себя и Европу, и Азии, так и в силу своего исторического опыта, включающего в себя процессы, происходящие как в западном мире, так и восточном; так же и культура России есть сочетание восточных и западных элементов, но Россия не сможет в полной мере проявить свою силу, если будет стремиться исключительно к увеличению своего политического влияния в мире – Россия должна пережить духовное возрождение и в ней должны пробудиться те духовные силы, которые будут способны оказать влияние на весь мир. В генетическом коде России, в ее многонациональности, заложена способность объединять вокруг себя остальной мир; более того — в этом ее предназначение.

Необходимо, чтобы народ России осознал себя народом единым – только так народ может быть целеустремленным. Это единство должны ощущать все слои населения, за исключением олигархата, который не имеет права на существование в России. Олигарх никогда не ощутит себя единым с народом, ибо он всегда ощущает себя над народом, высасывая из него прибыль и силы. Нельзя ощутить народом единства без объединяющей всех идеи, поэтому совершенно очевидно, что идея не должна отвечать интересам какого-либо одного класса – пролетариата, буржуазии и так далее. Идея должна быть универсальна и абсолютна, а это означает, что ее истоки и суть – не в самом обществе, но ее источником должна являться высшая Правда, Истина, сходящая свыше и к этой истине должны стремиться люди – не единицы, а вся Россия.

Национальную идею нельзя сформулировать в виде лозунга и тем самым свести её к упрощению, сделать её примитивной и она не является эквивалентом ценностей – она сама должна формулировать ценности. Идея включает в себя историческое, культурное, религиозное наследие, представленное в лице наилучших представителей русской цивилизации и в лице всего русского народа. По сути народ это и есть идея, но не народ, сфабрикованный по западному образцу как пародия на демократию, а народ-творец, народ-праведник, народ-победитель, народ-гений. Созидание такого народа и должно стать целью, вдохновляться же это созидание должно пониманием предназначения русского народа прежде всего как народа не просто религиозного, а исполненного духа и живущего для Христа. Поэтому и во власть должны избираться не дешевые популисты, а люди, приверженные национальной идее.

Построение земного рая, во всём благополучного общества - утопия и такой рай на земле никогда не будет построен, поэтому и национальная идея не может содержать в себе стремление построения этого земного рая. Если вдуматься, то за желанием построить благополучное общество всегда стоит желание построения общества потребления и не более того — дальше этого мечты идеологов благополучия не простираются да и не могут. Стремление к высшему, к абсолютной Истине – вот что должно стать основной концепцией национальной идеи и только такое стремление способно превратить наше общество в истинно человеческое, потому что то общество, в котором мы существуем сегодня, человеческим назвать нельзя – оно звероподобное, античеловечное и исполнено взаимной ненависти людей друг к другу; человечество состоялось как цивилизация, но никогда оно еще на протяжении всей своей истории оно не было цивилизованным ни в одной из своих частей – ни в Европе, ни на Востоке или в Азии, ни в России.

Россия ни в коем случае не должна пойти по пути навязывания своих идей миру. Показателен в этом отношении образ Христа – Он никому не навязывал ни Себя, ни Своего учения – Он просто был Тем, Кто Он есть и именно Его личность притягивала к Нему людей. Этим путем должна идти и Россия – она просто должна быть, вопрос только в том – какой она должна быть? Мы сколько угодно можем примерять на себя различные ярлыки и считать свою страну демократической или авторитарной, хоть монархической — это роли не играет, главное в том, что за всеми этими ярлыками утрачивается понимание внутренней сущности самой России, исчезает та национальная идея, в формирование которой вложили свои таланты, героизм и любовь такие люди, как Александр Невский, Петр I, Екатерина II, Суворов и Кутузов, Пушкин и Лермонтов, Репин и Васнецов, Достоевский и Толстой — все они были выразителями русской национальной идеи, каждый в своей сфере деятельности и мы не можем отречься от этого, ибо это означало бы отречение не только от своей истории (как это происходит в США, где свергаются памятники Колумбу, Вашингтону и других исторических лиц Америки), но и своей души, потому что тот, кто отрекается от прошлого тем самым предает и себя самого, обрекая себя на бесцельное, животное существование.
Человек должен ощущать себя не просто гражданином России как государства и главным признаком его гражданственности должно быть не только наличие штампа в паспорте, а гражданином России-Родины (понятие, запрещенное на Западе официально), независимо от национальной, социальной или религиозной принадлежности; космополит, ощущающий себя гражданином мира, не способен любить свою страну настолько, чтобы быть для нее хоть в чем-то полезным. Космополитизм есть оторванность от своих истоков, от своей истории и многовекового духовного опыта народа; космополит – это некто, существующий не ради какой-либо общей определенной цели (оставаясь при этом духовно свободным индивидуумом), а ради пустоты, которую он безрезультатно пытается наполнить ложными идеями. Также важно понимать то, что если у народа нет своей национальной идеи, то им будет воспринята идея чужая, но она уже не будет выражать характер нации, но будет служить тому, чтобы лишить её вообще каких-либо убеждений и духовно-нравственных ориентиров. Нас всегда беспокоит то, что мы живем недостаточно хорошо и нам всегда хочется жить лучше. В этом нет ничего противоестественного и предосудительного, только вот при этом мы забываем о том, что важно не только то, как мы живем, но и для чего? Вот какой вопрос должна национальная идея не только перед нами поставить, но и ответить на него.

3

В современном обществе очень многое из того, что нас окружает — средства массовой информации, общественное мнение, официальная идеология и тому подобное - служит тому, чтобы избавить нас от самостоятельности мышления, внушить недоверие к самим себе: «Отказ от мышления - свидетельство духовного банкротства. Неверие в возможность рационального познания истины ведет к скептицизму. Те, кто способствуют этому, питают надежду на то, что люди, отказавшись от самостоятельно познанной истины, будут принуждены принять авторитарно навязываемый им пропагандистский суррогат истины» (А. Швейцер «Я родился в период духовного упадка человечества»). Тоталиарные государства, в которых преобладает определенный тип идеологии и существует запрет на свободное выражение мысли; где мышление человека имеет своим источником не личное его мировоззрение, а формируется под давлением официальной идеологии — такие государства не способны развиваться таким образом, чтобы соответствовать возложенной на них исторической задаче. Они развиваются, но в строго определенных границах - не в плане общеисторическом, а как бы выпадают из общей истории, существуют только в себе и для себя, противопоставляя себя всем; при этом прослеживается деградация положительного индивидуального творчества, исчезает личный творческий дух человека, заменяемый на творчество коллективно-социальное, ограниченное узкими рамками общепринятых понятий и идей — всё это мы могли видеть в постреволюционной России, когда при бешеных темпах развития промышленности искусство деградировало в «соцреализм», так как всё — и культура, и живопись, и литература, и скульптура с архитектурой — всё было подчинено идеологическому диктату государства. Идеология в тоталитарном государстве никогда не может выражать национальную идею, так как идеология призвана соответствовать определенному периоду в развитии государства, в то время как национальная идея выводима из многовековой истории нации; она впитывает в себя весь положительный опыт истории, выражает себя через ярчайших представителей нации, не запятнавших себя чем-либо негативным в глазах народа и безусловно неразрывно связана с религиозным опытом нации, что не присуще официальным идеологиям.
Формирование национальной идеи возможно только в обществе, свободном как от внешнего диктата — в экономике, культуре, политике, - так и от идеологической диктатуры внутри государства; воспринять высшую идею может только свободный человек, осознающий, что наивысшей ценностью для любого человека может являться только свобода духа - только это может являться правильным побудительным мотивом к действию.
С одной стороны духовная жизнь человека глубоко индивидуальна в том смысле, что зарождается она в самом сердце человека под влиянием Духа Божьего и отличительной чертой духовности всякого человека является внутренняя свобода, которая отличается от всех иных «свобод» тем, что не содержит в себе элементов анархии и, не ограничиваемая рамками общепринятых законов и правил, не отменяет собой юридическое право, но качественно превосходит его, являясь законом более совершенным, поскольку свобода духа усматривает не столько свои права, сколько свои обязанности по отношению к другим людям — только духовно свободный человек способен учитывать право на такую же свободу другого человека и, находясь в состоянии полной свободы, может самостоятельно, без всякого принуждения извне, ограничивать свою свободу там, где она входит в противоречие со свободой другого — именно таким образом реализуется евангельский принцип любви к ближнему. Совершенно немаловажен тот факт, что осознать национальную идею, постичь её глубину и непреложность, может только то общество, которое в большей своей части проникнуто не стремлением догонять вечно бегущий вперед прогресс, не жаждой потребительства, не суетой и стремлением к благополучию, а той духовностью, которая не мыслит своего личного спасения без спасения всех. Вопрос состоит не в том — будут спасены все или нет, а в том — хочу ли я только собственного спасения или же всеобщего. Именно это определяет степень отношения человека к другим людям, к обществу в целом и к своему государству; именно это наполняет совершенно иным смыслом такие понятия как «Родина», «патриотизм», «служение людям» и многое другое. Духу христианства противен религиозный сепаратизм, отделение личной судьбы от судьбы своего народа, псевдодуховный эгоизм — об этом говорил ещё Апостол Павел: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (в данном случае Апостол имеет ввиду весь народ Израиля); тот человек, который не имеет в себе подобного отношения к обществу, членом которого является и он сам, не может претендовать на духовность: «Христианство есть не только вера в Бога, но и вера в человека, в возможность раскрытия божественного в человеке» (Н.Бердяев).
Русская национальная идея не может быть сформирована в отрыве от христианского понимания конечности мира, от эсхатологического ожидания Христа, потому что именно в этом и состоит главнейший смысл существования всей человеческой цивилизации. Весь глобальный исторический процесс должен осознаваться как имеющий свое завершение в пришествии Христовом и в соединении человечества со своим Творцом. Без эсхатологической идеи вся история человечества становится лишь существованием ради самого существования, то есть – бесцельным, а потому и бессмысленным, бесконечно длящимся периодом времени и бесконечным прогрессом, что само по себе есть абсурд. Но тот факт, что человечество уже сегодня балансирует на грани своего существования; что мы уже готовы уничтожить сами себя и это всего лишь вопрос времени, которого у нас уже почти нет – этот факт должен побуждать нас к тому, чтобы мы кардинально изменили свое отношение к собственному существованию; мы должны заново переосмыслить свои цели и ценности, определить для себя то, что в действительности ценностями является, а что нет и поставить перед собой цель, основанную не на отвлеченных идеях, а на достижении конкретного результата. Сейчас человечество находится в стадии полного разложения, абсолютного упадка; мы достигли уже самого низшего уровня деградации и теперь у нас есть только два пути – или самоуничтожение, или подъем вверх, к Свету Правды – никакого третьего варианта не существует и вот именно здесь Россия должна сыграть свою ключевую роль в мире, исполнить свое предназначение и свою историческую задачу как единственная из человеческих цивилизаций, открыто вставшая на борьбу не только за свое собственное выживание, но и за выживание всего человечества, за торжество правды над ложью; за приоритет положительных ценностей над ценностями отрицательными; за приверженность Богу, а не дьяволу.
«Русская мысль, русские искания начала XIX в. и начала XX в. свидетельствуют о существовании русской идеи, которая соответствует характеру и призванию русского народа. Русский народ — религиозный по своему типу и по своей душевной структуре. Религиозное беспокойство свойственно и неверующим. Русские атеизм, нигилизм, материализм приобретали религиозную окраску. Русские люди из народного, трудового слоя, даже когда они ушли от православия, продолжали искать Бога и Божьей правды, искать смысла жизни. Русским чужд рафинированный скептицизм французов, они — верующие и тогда, когда исповедуют материалистический коммунизм. Даже у тех русских, которые не только не имеют православной веры, но даже воздвигают гонение на Православную церковь, остается в глубине души слой, формированный православием. Русская идея — эсхатологическая, обращенная к концу. Отсюда русский максимализм. Но в русском сознании эсхатологическая идея принимает форму стремления ко всеобщему спасению. Русские люди любовь ставят выше справедливости. Русская религиозность носит соборный характер. Христиане Запада не знают такой коммюнотарности, которая свойственна русским. Все это — черты, находящие свое выражение не только в религиозных течениях, но и в течениях социальных. Известно, что главный праздник русского православия есть праздник Пасхи. Христианство понимается прежде всего, как религия Воскресения. Если брать православие не в его официальной, казенной, извращенной форме, то в нем больше свободы, больше чувства братства людей, больше доброты, больше истинного смирения, меньше властолюбия, чем в христианстве западном. За внешним иерархическим строем русские в последней глубине всегда были антииерархичны, почти анархичны. У русского народа нет той любви к историческому величию, которым так пленены народы Запада. Народ, обладающий величайшим в мире государством, не любит государства и власти и устремлен к иному... Русские искания носят не душевный, а духовный характер» (Н.Бердяев «Падение священного русского царства»).
Что такое Россия? Можно ли ограничить Россию чисто географическим понятием, народонаселением, её богатствами и мощью? Но это только внешнее понимание России как государства, без проникновения в глубь её бытия. Для нас Россия есть нечто большее, чем география, политика и экономика — она есть нечто внутреннее, живущее в нас самих, являющееся частью души и гораздо правильнее понимать её духовно, а не интеллектуально; Россия есть понятие более метафизическое, чем географическое, вот почему
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить;
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.
(Ф. Тютчев)
Русская национальная идея должна иметь религиозно-исторический характер, когда должен не только учитываться исторический опыт прошлого, но и будет присутствовать ясное видение будущего развития государства, – никакая иная идея не способна будет объединить нацию и определить цель для нации. Только одухотворенный народ может стремиться к достижению высшей цели, вырваться из цепи вынужденной необходимости ради творческого созидания будущего. Приведу еще одно высказывание Н.А.Бердяева:
«Духовно существует Россия, русский народ и русская культура. Она задумана в мысли Божьей, и бытие ее превышает наше ограниченное эмпирическое существование. Разрушить замысел Божий не в силах злой человеческий произвол. Духовного бытия России не могут убить никакие материальные катастрофы. Если от России останется лишь одна из великорусских губерний и в ней лишь небольшая кучка людей останется верной духовному бытию России и идее России, то и на этом небольшом пространстве, в этой небольшой кучке будет продолжать существовать Россия, и она перейдет в вечность. И загнанные в катакомбы, мы будем продолжать себя чувствовать сынами России и будем верны великой русской культуре Пушкина и Достоевского, подобно тому как мы будем продолжать себя чувствовать христианами и сынами Церкви и после того, как гонения на Церковь Христову загонят нас в катакомбы и там придется нам творить свои молитвы. Никакая внешняя, материальная судьба не может нас заставить изменить русской идее. Верность до конца возможна и тогда, когда не осталось уже никаких земных надежд. А нам рано еще терять всякие надежды. Россия может еще воскреснуть. Быть может, она должна была умереть, чтобы воскреснуть к новой жизни. В этом великая тайна христианского искупления, существующая не только для отдельных людей, но и для целых народов. В русскую идею входит страдание как необходимый внутренний момент. Пусть лучше существует страдающая, больная и неустроенная Россия, чем благоустроенные и самодовольные штаты Великороссии, Малороссии, Белоруссии и других областей, возомнивших себя самостоятельными целыми».
Государство не может, да и не должно регламентировать законами нравственный облик человека, но оно обязано принимать те законы, которые препятствовали бы разложению общества изнутри и способствовали бы не только его социальному, но нравственному и духовному развитию. Но для этого и сама власть в лице ее представителей должна быть нравственной и одухотворенной, способной не только сформулировать главную идею, но и повести за собой народ России к общей для всех цели. Нас много лет отучали мыслить категориями духа и мы стали мыслить категориями денег, не удосуживаясь подвергать такое мировоззрение нравственной оценке, но теперь мы стоим перед необходимостью переосмыслить свое бытие, свое отношение к Богу и друг к другу; именно сейчас как никогда мы нуждаемся в том, чтобы наконец-то ясно определить смысл и цель своего существования.
Русская национальная идея, имеющая главным своим признаком связь нации с Богом, не может быть направлена исключительно внутрь России, ограничиваться построением собственного благополучия и проявлять безразличие к судьбам всего остального мира — природа духовности такова, что она желает всеобщего счастья, всеобщего благополучия, всеобщего спасения, ибо чужда какого бы то ни было эгоизма. При этом полностью должна быть исключена идея собственного превосходства в мире, собственной исключительности и уничижительного отношения к иным народам и государствам. Должно быть полностью исключено деление народов на цивилизованные и нецивилизованные, на народы первого, второго и третьего сорта, как сейчас практикует «цивилизованный» Запад. Идея существования «золотого миллиарда» - особой части человечества, ради благополучия которой должны существовать все остальные народы, - могла родиться только в тех умах, которые так и не избавлены со времен Второй мировой войны от фашистской идеи «высшей расы». Есть человечество, которое может положительно развиваться только при условии равного развития всех, с применением общих усилий; развитие одних за счет других должно стать анахронизмом, так как это отбрасывает человечество назад в своем развитии - в тьму средневековых отношений. Россия уже взяла на себя тяжелейший груз ответственности за выживание всего человечества; именно Россия ведет сейчас открытую борьбу против совокупных сил мирового зла, выразителем которого и является «объединенный Запад», презревший какие бы то ни было нравственные и духовные принципы, открыто восставший против Бога и принявший власть дьявола над собой. Результат этой борьбы определит путь развития всего человечества и нет никакого сомнения в том, что если победит Запад, то мир канет в бездну, но, к счастью, борьба эта имеет не политический, а духовный характер и победить в ней неизбежно может только тот, кто сражается на стороне Бога и отстаивает Его правду. Никакие трудности и лишения не смогут уже свести Россию с этого пути и это определяет направленность нашей национальной идеи не внутрь, а вширь; не к собственному благу, но к благу всех. Вот почему для нас так жизненно необходимы не только социальные преобразования в обществе, но и духовные, и эти преобразования уже происходят; уже появляется в нашем обществе понимание того, что мы ведем войну не только за свое выживание, но и за право оставаться народом Божьим, верным только Его принципам и ценностям.
Уже говорилось, что национальная идея не может быть полностью выражена в виде лозунгов или статей Конституции, её невозможно сформировать усилиями какой-либо одной из политических партий – она формируется на протяжении всей истории нации и она же созидает определенный тип народа, его менталитет. Невозможно здесь игнорировать участие божественного промысла, так как национальная идея не может не соответствовать той исторической задаче, которую должен исполнить тот или иной народ. И русская национальная идея должна соответствовать возложенной на Россию мировой задаче. Идея должна быть богоносна и содержать в себе не осуществление материального блага и всемирного господства, а быть соединяющим звеном между Богом и нацией, содержать в себе смысл существования нации и указывать на конечную цель, объединяя нацию в стремлении к ее достижению и если бы стало необходимым выразить русскую национальную идею в одном слове, то этим словом может быть только слово «Бог».
Одним из главнейших принципов западной лжедемократии является то, что «демократические» государства не должны обладать собственной национальной идеей — вместо этого Запад пропагандирует и внедряет некие «общие универсальные ценности», не имеющие никакого отношения к  ценностям общечеловеческим и полностью противоречащие идее Добра и Истины; глубинная суть всех этих «ценностей» состоит в отрицании Бога и в этом то и состоит главная цель пропаганды западных «ценностей». В национальной идее выявляется дух нации, а именно этот дух и стремится подавить всеми силами западная цивилизация ради создания максимально расчеловеченного, максимально разобщенного и максимально безрелигиозного общества. Это заведомо лишает общество возможности стать монолитом. Мы тоже пошли по этому пути после развала СССР и совершенно неслучайно этот процесс совпал с началом «демократических» преобразований в России при более чем активном участии наших западных «партнеров». Война на Украине, при всем своём негативе и сопровождаемая множеством жертв, тем не менее явилась для нас благом, так как именно она позволила нам вовремя остановиться и увидеть то, к чему могла нас привести «демократизация» по западному образцу и нет никакого сомнения в том, что это происходит с нами не без участия Божественного Провидения — Богу нужна иная Россия, соответствующая тому предназначению, которое определено для неё Богом и тот путь развития, который Запад определяет для всего мира, для России не только неприемлем, но и невозможен.
Если взять идеи Запада во всей их совокупности, то становится очевидной их общая антирелигиозная направленность, а это означает, что демократические идеи, в том виде как их представляет Запад – это прежде всего борьба с Богом посредством ложных идей; стремление лишить жизнь человека внутреннего содержания, ввести его в состояние неуверенности и страха, и через это сделать его абсолютно послушным и управляемым. Поэтому, видя перед собой эту главнейшую ошибку Запада, мы будем вдвойне глупцами, если будем продолжать стремиться брать с него пример, а значит – главная русская идея не может не иметь в себе религиозную составляющую да и любая общенародная  идея без этой составляющей будет мертва сама по себе, будет лживой и будет вести к пропасти. Западом взят курс не просто на дискредитацию религии, а на разрушение глубинных религиозных начал в человеке, на его полное религиозное опустошение посредством создания новой культуры и новых ценностей и именно поэтому русская национальная идея должна быть полной противоположностью западным идеям.

4
Россия может и должна стать силой, объединяющей Восток и Запад, потому что она соединяет в себя и то, и другое, но это объединение не должно носить характер диктатуры над кем-либо, потому что недопустимо, чтобы над миром был один какой-нибудь хозяин, повелевающий всеми, да это и невозможно. Россия должна стать не гегемоном — вместо США, - но одухотворяющей силой, способной вдохновить других желать жить в более справедливом мире, чем тот, в котором мы живем сейчас, но для этого мы должны прежде построить в самой России более справедливое общество, хотя построение справедливого общества и не должно являться для нас главнейшей целью и тем более – конечной. Так же не должно быть для нас конечной целью построение истинно демократического государства (это – утопия), хотя демократические принципы нам жизненно необходимы для выполнения более грандиозной задачи, чем осуществление торжества демократии как универсальной идеи и конечной цели в развитии человеческого общества.
Все мировые проблемы имеют в своей основе то, что никто еще не ставил перед собой столь грандиозной и, вместе с тем – столь возвышенной и столь необходимой всем цели. Мы все крутимся вокруг да около, чего-то хотим, но сами не осознаем – чего. Нам хочется чтобы всё было лучше, но что такое это «лучше» и как его достичь – мы не знаем. Причина в том, что все наши интересы и наши цели имеют эгоцентричный характер, они направлены внутрь нас самих и потому неосуществимы, так как мы попросту неспособны определить такую цель, которая, являясь направленной внутрь нас, отвечала бы при этом интересам всех и каждого. Только та цель может объединить, которая не в нас, а вне нас – только так мы можем ее ясно видеть всё и достигать совместными усилиями конкретной цели. Все остальные цели, какими бы они ни были, будут способствовать только разъединению общества и его последующему разложению изнутри. У России есть не только все предпосылки к тому, чтобы поставить перед собой достижение именно этой цели и сформулировать именно эту идею, но в этом состоит ее высшее предназначение и именно таким образом она должна сыграть свою ключевую роль в мире.
Мы долго стремились быть присоединенными к общеевропейской цивилизации, в то время как Россия сама по себе есть цивилизация. Нельзя выделять одну какую-либо цивилизацию как светоч для всех, возвышать ее над другими. Есть только одна общечеловеческая цивилизация, в которую входят все на абсолютно равных правах и со своими достоинствами. В противном случае мы неизбежно придем к геноциду, расизму, к соперничеству, а не сотрудничеству.
Русская национальная идея не может быть суженной до националистического понимания; эта идея должна стать общенациональной, охватывать и вовлекать в себя всех, независимо от национальности и общественного положения – русских и татар, учителей и бизнесменов; также она должна являться связующим звеном не только между старшим и молодым поколениями, но и между поколениями прошлого и будущего; в этой идее должны соединиться и те, кто созидали наше государство и кому еще предстоит развивать его в будущем — без связи поколений не существует истории. Мы не должны воспринимать поколения наших предков как ушедших в небытие, как память о тех, кого уже нет; так же и будущие поколения не должны восприниматься нами как нечто абстрактное и в какой-то мере от нас в чем-либо зависящее — в реализации высшей идеи мы должны ощущать себя едиными, стоящими плечом к плечу, не с мертвыми или еще не рожденными, но с теми, кто всегда живы(Библия говорит, что «Бог не есть Бог мертвых, но живых» и что «у Бога все живы») и с наибольшей ясностью должно ощущать на себе поколение современное свою ответственность перед теми, кто были до нас и перед теми, кто придут после нас. Всех нас — кто были прежде, есть сейчас и будут после нас - объединяет одна идея, одно дело и одна цель, потому что никогда перед Россией иной цели не стояло и стоять не будет.
«Россия есть некая конкретная реальность в мире, некое индивидуальное существо, имеющее свою судьбу, свой удел, свою задачу. Об этой элементарной истине нужно ныне громко кричать. Россия может послужить всечеловечеству лишь через утверждение своего единства и своей особенности, а не через свое раздробление и обезличивание. И если бы Россия перестала быть Россией, а русские перестали быть русскими, то Россия и русские были бы потеряны для всечеловечества, не сказали бы своего всечеловеческого слова, не сделали бы никакого великого дела в истории. Русский человек лишь через Россию может запечатлеть в мире свой всечеловеческий дух. Без России русские люди превратились бы в бескачественную массу, которая ничем не может обогатить мировую жизнь. Только единая, великая, сильная Россия может сказать миру свою идею, только такая Россия может быть дарящей и жертвенной, источающей свой свет. И если Россия начнет свободное существование с самоупразднения, с раздробления, с утраты своего образа среди народов мира, то источник возможного света от нее погаснет, и русские люди превратятся в рассыпающуюся бесцветную массу. Ослабление и падение русского государства будет также ослаблением и падением русской духовной культуры… В русском народе есть великие духовные качества, неведомые западным народам, есть подлинная всечеловечность»  (Н.Бердяев).
Политика изоляционизма не может быть приемлема для России, потому что это только ослабит ее. Закрытость является таким же препятствием для развития государства, как и слепое подражание и желание принять на себя диктат чужой идеи и чужой культуры. Только оставаясь самими собой, обладая полной независимостью, мы можем привнести в этот мир то, что ему так необходимо; так же и мы, в свою очередь можем брать что-либо от других и в смысле культуры, и исторического опыта, но не худшее, как мы привыкли это делать, неразумно считая, что на «благословенном Западе» всё лучше, а у нас всё хуже – необходимо делиться друг с другом тем лучшим, что у нас есть и посредством этого созидать будущее человечество. Вот что обязательно должна содержать в себе русская национальная идея – не распространять себя подобно тому, как американцы «распространяют демократию», а сосуществовать, взаимно уважая друг друга, несмотря даже на разность мировоззрений, ибо точки соприкосновения найтись могут всегда – нужно только желать их найти.
Наличие идеи предполагает достижение поставленной цели, ради чего эта идея и существует. Не потому ли мы боимся ставить перед собой цель, что само наличие перед нами какой-либо задачи будет означать необходимость ее решения, концентрации сил – где то на подсознательном уровне мы боимся того, что когда-то достигнем этой цели и в силу этого перед нами  неизбежно встает вопрос: а что дальше? К чему стремиться, когда цель будет достигнута? И мы стоим перед выбором: вообще не ставить перед собой никакой конечной цели (что проще всего) и просто существовать, но такая постановка вопроса неизбежно приведет нас к погружению в материализм и рационализм, и все наши стремления будут диктоваться потребностями сегодняшнего дня – таким образом все наши задачи будут определяться жизнью только одного поколения, предоставляя последующему поколению решать собственные проблемы, исходя из сиюминутной ситуации.
С другой стороны, мы можем поставить перед собой заведомо недостижимую цель, присовокупив к ней некую утопическую идею и будет не важно, достижима эта цель или нет – главное, чтобы человек не ощущал бессмысленности своего существования (идея построения абсолютного демократического общества как нельзя лучше отвечает этому).
И, наконец, мы можем поставить перед собой такую цель, достижение которой даст нам абсолютное удовлетворение, когда уже не будет необходимости ставить перед собой какую-либо иную цель. Только такая задача наполняет жизнь человека (и общества в целом) смыслом, нам остается только определить цель, которая и должна стать нашей главной идеей и все деяния нации должны быть подчинены только этой идее и никакой другой. При этом и цель, и идея должны быть совершенными и в том и состоит наша проблема, что мы, будучи далеко несовершенными, просто не в состоянии желать поставить перед собой совершенные задачи и решать их. И, тем не менее, это необходимо, поскольку речь идет о нашем выживании и тут нам не обойтись без максимального проявления воли и, что самое важное – мы должны суметь сформулировать ту идею, которая и определит наш путь. Мы не имеем права предпочесть для себя бесцельное существование, которое заключалось бы только лишь в преодолении то и дело возникающих проблем, главной из которых для нас стало бы устройство нашего благополучия; нельзя позволить экономике вытеснить из нас всё, что не имеет отношения к удовлетворению потребностей; нельзя монетизировать собственные души, иначе мы неизбежно придем к тому, что для нас гораздо важнее будет то, сколько душа человеческая стоит, а не что она значит.
Ни в коем случае нельзя превращать в национальную идею демократию, ибо это приведет нас к тому, к чему пришел Запад, так как демократия, хотя и содержит в себе определенные положительные принципы, но при этом она не содержит в себе конечной цели развития человеческой цивилизации, потому что демократия этой цели не знает и знать не может — она лишь может определять взаимоотношения между властью и обществом, но не более того.
Можно и нужно иметь долгосрочные планы развития государства, но после, когда результаты будут достигнуты, необходимо будет ставить новые задачи и достигать их. Может ли это длиться до бесконечности? Разве это не означает отсутствия главной цели и что в действительности мы таким образом так никогда и не узнаем — для чего мы существуем и развиваемся? Мы можем со временем превратиться в благополучных и сытых буржуа, живущих в безопасности и считать остановку в своем развитии стабильностью, но стоят ли такие результаты того, чтобы принести им в жертву весь исторический путь России? Более того — не приведет ли это нас к неизбежной деградации? Необходимо иметь ввиду конечную цель нашего развития и определить ясно и четко смысл своего существования как государства, как народа, а такой целью может быть только полное и окончательное воссоединение человечества с Богом, преображение человечества в Богочеловечество, иначе всё потеряет смысл.


Рецензии