Слабый духом

                СЛАБЫЙ ДУХОМ
                КРИВОБОКОВ ИВАН
  Дверь токарного цеха открылась, через порог перешагнул мужчина в аляпистом светло-зелёном камуфляже. Прошёл к столу, за которым сидели несколько мужиков и пили чай. Широко улыбнулся и предложил:
— Здорово парни! Рыбы свежей никому не надо? Я с вечера сеть поставил, чебаков с полведра набилось. Утром на смену поехал и сетку снял. Может, возьмёт кто-нибудь? Дёшево продам… Чебак крупный!
 Из- за стола поднялся мужчина пенсионного возраста и подошёл к рыбаку:
— Привет! Пойдём, покажешь. Рыбу я люблю, надо взять на жарёху. Жена довольна будет. Как тебя звать?
 — Зови Женькой. А тебя как?
— Я Иван, сварщиком здесь работаю. На пенсию ушёл, а сидеть дома не могу. Твоя машина стоит?
 — Да, моя старушка. Я на ней хоть куда, пока спасает.
 Они подошли к белой Ниве и хозяин открыл багажник. В пластиковой ванне лежала рыболовная сеть: десятки чебаков застряли в ячейках. Некоторые ещё били хвостами, пытаясь освободиться.
— Давай, занесём в сторожку, там и рыбу вытащим,—предложил Женька.
 Затащили ванну в помещение, и стали распутывать сетку.
  Чебак действительно был крупный: серебристая чешуя оставалась на руках и разлеталась по полу. Мужики разговорились: оказалось, что они с одного года рождения и в одно время учились в сельхозтехникуме. Нашлись общие знакомые и даже бывшие друзья. Рыбу разделили пополам, оба остались довольны. Так постепенно, это знакомство переросло в крепкие приятельские отношения.
 Иван жил в Бийске с супругой в двухкомнатной квартире, а Женька недавно поселился у матери в Мало-Угренёво. На старости лет развёлся с женой, оставив ей квартиру, в частном доме на два хозяина. Кроме машины ничего не взял, даже вещи не забрал. С женой отношения полностью разладились, иногда навещал двух взрослых дочерей и внуков. Дочки отца любили, советовали, вернуться в семью, но он был непреклонен.
  Изредка, Женька уходил в запой: мог пить неделями и не выходить на работу. Постоянно жаловался на судьбу, на неизлечимую болезнь, называемую псориазом. Как оказалось, он болел ею с раннего детства, и надежды на излечение не было. По этому поводу он комплексовал, становился злым и агрессивным.
  Женька поругался с матерью и переехал в город. Поселился в квартире, которую предложил зять. После очередного запоя, пришлось искать место работы. В трудную минуту он позвонил Ивану и попросил приехать. Через тридцать минут  приехал приятель.
  У Женьки в это время началось обострение заболевания. До сих пор Иван с ужасом вспоминает, как страшна болезнь—псориаз. Женька встретил товарища в трусах: тело мужчины с головы до пят, было покрыто чешуйчатым панцирем— лишь лицо оставалось чистым. Он поднял руку и предупредил: — Вань, не разувайся! Проходи на кухню, садись.
 Иван осторожно присел на табурет и осмотрелся: весь пол и дорожки были усыпаны чешуйками белой кожи.
— Смотри, Ваня, вот она моя болезнь… Два или три раза в год проявляется, всё тело чешется до безумия. Как я устал!
 Он вылил из бутылки остатки водки и выпил одним глотком:
— Когда выпью, легче становится. Дружище, сходи в магазин, купи мне водки. Попросить больше некого… До завтра мне хватит, а через день в больницу лягу.
 Иван быстро сбегал, благо, что виноводочный  находился в этом же доме. Женька выпил и закурил:
— Веришь, нет, но мне жить неохота. В кожной отлежу десять дней— вся парша сходит. Месяца через три-четыре— опять начинается. Работу потерял, да кому я такой нужен? На меня смотреть страшно! Предложили на охранника учиться, не знаю, что получится? Вроде бы на Север можно съездить… Хотя, два месяца нужно учиться.
 Ивану идея понравилась, он посоветовал:
— Ложись в больницу, а там видно будет. Может, тебе климат сменить? Выучишься, смотаешься на Север, денег заработаешь…
  Они немного посидели, и Иван засобирался домой. На следующей неделе он навестил Женьку в больнице. Приятель обрадовался— на лице засияла довольная улыбка: —Молодец, что приехал! Я очень рад! Дочери вчера приезжали, привезли продуктов. Минут десять пообщались. Сейчас мне лучше стало. Лечусь, два раза в день мазью мажусь. Всё-таки я решил, как выйду отсюда, сразу пойду на курсы. Ладно Вань, беги… На процедуры идти надо. Спасибо за гостинец!
 Отношения приятелей окрепли, стали ближе. Они ежедневно перезванивались, иногда встречались. Женька учился на курсах и вскоре сдал экзамены. Изредка, Иван приезжал к нему домой и они уезжали на рыбалку. Как рыбак, он хорошо знал Бию: глубокие ямы в реке, заводи и рыбные места. Часто навещали его мать в Угренёво и ели настоящий украинский борщ. Тётя Женя, чистая хохлушка, даже в разговорах проскальзывала украинская мова. Старушка любила сына и перед каждым расставанием, обязательно наказывала:
— Сынок, ты только водку не пей. От неё все беды, смотри, не сорвись! Когда на Север поедешь? Звони мне…
 Быстро подошло время отъезда, Женька приехал к товарищу:
— Вань, выручай! Деньги на дорогу нужны, у мамки пенсия не скоро. Мне больше не к кому обратиться. У дочерей вечно проблемы с деньгами. Десять тысяч надо—на билет и на первое время.
 Приятель выручил, без разговоров дал десятку. Женька уехал и через месяц позвонил:— Здорово Иван! У меня всё хорошо. Приеду через полгода. На связь выходить не буду— звонки дорогие.
 Он вернулся через пять месяцев, послал Ивану СМС:
— Я дома, приезжай. Евгений.
Приятель быстро добрался до нужного адреса. Квартира была открыта, за столом сидел, пьяный Женька. В тарелках нарезан сыр и колбаса. По подоконнику раскиданы денежные купюры. Он был в прекрасном расположении духа— бутылка водки уже пуста.
— Слушай, дружище! Отработал я шесть месяцев, а расчёт дали за половину. Сказали, когда приедешь на следуюшую вахту, получишь остальное. А за квартиру платить надо! Сегодня часть отдал и деньги почти закончились. Тебе десятку отложил,— он отсчитал купюры и положил на край стола.
— Спасибо тебе Иван! Я туда не вернусь, буду здесь работу искать. Хоть, сторожем пойду, но жить буду дома. Обманывают нашего брата, и на Севере и на Юге. Сегодня ещё погуляю, а завтра к мамке уеду.
 Через два дня Иван позвонил приятелю— но Женька продолжал пить. Стал опять просить денег на выпивку, но Иван отказал.
 Прошло ещё два года, отношения между ними заметно охладели. За этот период  времени, Женька несколько раз терял работу. Завязывать пить не собирался, а деньги вымогал у матери. Бабушке исполнилось восемьдесят лет, ей значительно добавили пенсию.
 В выходной день Иван решил проведать старушку. Тётя Женя со слезами открыла калитку: — Ваня! Извёл он меня, совсем запился. Поговори с ним.
 Сын полуголый сидел на крыльце— лицо распухло от пьянки:
— Что, приехал мне мораль читать? Я вполне взрослый мужик, учить, меня не надо. Я решил, буду пить, пока не сдохну.
 Иван взглянул на тело приятеля: на спине и руках опять появился панцирь. В некоторых местах кожа расчёсана до крови. Женька не прекращал, терроризировать свою мать: — Мам, дай выпить! У тебя ещё самогонка есть. Неси, быстрее!
— На, глотай! Может, захлебнёшься! Допивай и уезжай на свою квартиру, видеть тебя не могу,— заплакала старушка.
 Иван присел рядом, попытался образумить товарища:
— Жень, завязывай! Хватит издеваться над матерью и над собой. Когда у тебя был инфаркт, ты целый год держался! Сам рассказывал, что болезнь реже проявлялась. Люди, без рук и ног живут, а ты, с болячкой справиться не можешь. В параолимпиадах  учавствуют, медали зарабатывают. А ты, что, слабак?
  Женька возмутился:— Да как ты не поймёшь! Я жить не хочу, надоело всё! Когда работал завгаром в совхозе, интересно было… С семьёй  жил, скотину держал, детям помогал. Сейчас ничего нет, ни совхоза, ни семьи. Пенсии не хватает, ни на что… Ладно, хватит, уезжай домой. Надоело!
 Иван простился с матерью и не подав руки приятелю, уехал. Через неделю он попытался позвонить Женьке —абонент был недоступен. Лишь на следующий день, он ответил:— Телефон у меня глючит. А вообще, я не хочу, ни с кем разговаривать.
— А ты что, продолжаешь пить?
— Да, я пью, хочу сдохнуть. Но, пока смерть меня не берёт. А ты наверное, хочешь мне на бутылку дать?— пьяным голосом предложил приятель.
— Нет, не хочу. Продолжай бухать. Как будешь трезвым, позвони. Пока.
 Дней через десять Ивану позвонил незнакомый абонент:
— Иван Александрович? Вам звонит зять Евгения. Сообщаю, вчера вечером он умер в своей квартире. Похороны состоятся завтра, в двенадцать дня около дома его матери. Вы приедете?
— Да, обязательно буду,— пообещал Иван.
 Народу собралось немного, около гроба сидела тётя Женя и заливалась слезами. Две дочери  в трауре, стояли рядом и поддерживали плачущую бабушку. Лицо покойного было неузнаваемо— изменилось полностью.
— Да, смерть никого не красит,— подумал Иван и подошёл проститься. Увидев Женькиного друга, мать, ещё пуще разревелась. Ей дали успокоительное, и посадили в машину. В толпе женщин слышалось шушуканье: — Такой здоровый мужик, а водка победила. Горе матери!       Через минуту траурная церемония направилась к кладбищу.
Вскоре гроб опустили в могилу и по христианскому обычаю, начали кидать пригоршни земли. Иван отошёл в сторону и закурил, с горечью подумал:
— Эх, Женька, Женька… Чего ты хотел, того и добился. При жизни, я тебе не мог сказать, но ты, был слаб духом. Вот, теперь лежи и отдыхай, а я буду жить и радоваться. Прощай дружище, буду всегда тебя помнить…




 


Рецензии