Макажановка 3

 На следующий год, после выписки из Макажановки, Ерлан с родителями поехали в Караганду на обследование. Поездка была летом, на новенькой машине оранжевого цвета,  Москвич-412, 77-70 ТГЖ,  которую купил по очереди (в то время машина была роскошь, нужно было ждать очереди) дедушка Ерлана. Водить дедуля не умел, поэтому личным водителем дедушки был папа Кайржан. Вместе с ними за кампанию поехали Ерлана двоюродный брат Адильхан  и двоюродная сестра Асия. Семьсот километров, которые разделяли два населенных пункта, пролетели весело и незаметно.
 Приехав в Караганду, вся компания также устроилась в ту же гостиницу с одноимённым названием города. С утра поехали в Макажановку. Папа остался с сестрой и братом в машине, а мама с сынок пошли к Карибай Садырбаевичу. Врач, как всегда весёлый и добродушный, обнял своего пациента. Поговорили о том, о сём, как это обычно случается у казахов. Ерлан знал, что приехал на обследование, но всё таки испытывал какую-то тревогу и волнение. Он очень хорошо помнил два года больничной койки, поэтому волновался.
Врач и пациент пошли в рентген-кабинет. Пока проявляли снимок, Карибай Садырбаевич и Ерлан вернулись в фойе больницы, где их ждала мама. Ерлан очень хотел спросить у врача про Диаса, но он немного растерялся и был взволнован. Поэтому он шепнул маме на ухо, чтобы она спросила про Диаса, про его верного, настоящего друга. Мама улыбнулась взглянув на сына и задала вопрос Карибаю Садырбаевичу:
 -А как Диас, мальчик, который два года лежал рядом с Ерланом, что с ним стало?
-Диас ещё в больнице, готовим к выписке, - ответил Карибай Садырбаевич, - ты можешь его навестить, хочешь? - спросил врач.
-Конечно хочу! - радостно воскликнул Ерлан.
-Ну тогда пошли, пока снимок приготовят, я тебя проведу. - предложил уже ставший родным и любимым врач. Мальчик радостно с нетерпением бежал рядом с врачом в палату к своему другу, забыв напрочь про все свои тревоги. Уже зайдя в отделение, Ерлана вновь охватило волнение. В мыслях быстро пролетели два года жизни в этом отделении.
- А в какой он палате? - не выдержав спросил мальчик.
- В той же, как всегда, в вашей палате. - ответил врач, но мальчик уже не услышал последних слов врача, он бежал, он местный, он помнит все палаты этого отделения. Он бежал к другу, сам, на своих двоих ногах. Ему показалось, что коридор стал гораздо длиннее, показалось, что бежал вечность. Пробегая мимо других палат, он на ходу вспоминал всех тех, кто раньше, при нём лежал в той или иной палате. Забежав в палату, Ерлан остановился как вкопанный на пороге палаты. Спиной к двери, лицом к окну сидел на кровати Диас, на той же кровати в правом ряду, вторая от окна. Крик застрял где-то в горле Ерлана, он не мог понять, что происходит. Друга он узнал сразу, даже со спины, хотя никогда не видел его спины в сидячем положении. Он видел спину своего друга, когда их мыли губкой няни, переворачивая неподвижное тело Диаса.
- Диас, - еле слышно только смог произнести Ерлан, - это я.
- Слышу, что ты, топот на всю больницу от тебя, - медленно поворачиваясь и вставая на ноги сказал Диас, - ну и чё встал как не родной?! - добавил Диас. Ерлан подбежал к другу и вновь встал как вкопанный, пока его друг полностью вставал на ноги. Мальчик сделал шаг навстречу и обнял своего друга. Волнение, смятение, радость, удивление и ещё куча эмоций пережил за доли секунд Ерлан.
- Я так скучал, - дрогнувшим голосом произнес мальчик, - я знал, я верил, - продолжил Ерлан, но его голос утонул в объятиях друга. Так обнявшись стояли два друга. Один высокий, Диас, другой чуть выше пупка его, Ерлан. А он большой, подумал мальчик, трогая за руки, не веря своим глазам и вновь обнимая, и снова чуть отходя переполненный эмоциями, пацан.
- Как ноги, смотрю бегают?- нарушил молчание Диас.
- Ноги, какие, мои? - растерялся Ерлан, - бегают и прыгают, - ответил мальчик.
Они долго сидели обнявшись на кровати, что-то обсуждая, рассказывая свои новости и успехи друг другу. В основном вспоминали. Говорил больше мальчик, который уже стал взрослым и болтал без умолку. Он рассказывал другу обо всём, что в данную минуту приходило на ум. Про дедулю, про бабулю, про отца, про то, как с братом носятся целыми днями по улице, гоняют на велике. Новостей было много, нельзя было что-то упустить, надо было всё рассказать, он так скучал по Диасу, по его выдумкам, по всем играм, которые они устраивали в палате. Диас молча слушал, иногда задавая вопросы для пояснения. Он то гладил своего маленького друга по голове, то похлопывал по спине, то ложил руку на плечо хоть маленького, но настоящего друга. Мальчик то и дело вскакивал с кровати, чтобы показать руками то, о чём рассказывал. Диас улыбался и смотрел радостными глазами на своего чересчур энергичного, импульсивного товарища и широко улыбался. Эта улыбка такая знакомая Ерлану, придавало ему уверенности и значимости его веселой болтовне. Диас не перебивал, а наоборот спрашивал о чем-нибудь, чем  продолжал поддерживать бесконечный поток слов мальчика. Они даже не услышали как в палату вошли Карибай Садырбаевич и мама Ерлана.
- Пацаны, вы как девочки болтаете уже больше часа! - весело произнес врач. Мальчики одновременно повернулись и встали с кровати.
- Здравствуйте, с приездом тётя Зауреш, неужели так долго разговариваем?! - положа вновь руку на плечо своего маленького друга, сказал Диас. Мама мальчика подошла и обняла Диаса, смутив этим его, он покраснел и улыбнулся.
- Как ты, Диас? - спросила она.
- Лучше всех! Двигаемся по-тихоньку! - звонко ответил Диас.
- Молодец, ты настоящий герой, Ерлан постоянно тебя вспоминал, всегда спрашивал, интересно, а Диас уже ходит, он должен ходить, все дома, все родственники знают про тебя, он всем про тебя рассказывает. У меня есть друг, говорит, он самый смелый, самый лучший, самый сильный. - закончила свой рассказ мама мальчика. Диас притянул Ерлана к себе, развернул лицом и чуть наклонившись крепко обнял своего маленького друга.
- Ну давайте прощайтесь, папа Ерлана уже приходил, волнуются, что так долго в больнице. Нам ещё надо кое-что обсудить. - сказал Карибай Садырбаевич. Ерлана вновь, какой уже раз за несколько часов охватило волнение. Он взглянул на маму и понял, по её казавшемуся радостныму лицу, что что-то случилось. Мальчик сжал руку Диаса и взглянул ему в глаза.
- Что-то серьёзное?- чуть выступив вперёд и как бы заслоняя собой Ерлана, спросил Диас.
- Нет, нет, не случилось, нам надо просто обсудить когда в следующий раз приехать на обследование. - весело и чуть натянуто сказал Карибай Садырбаевич. Пацаны переглянулись, они всё уже поняли, они за все эти годы прекрасно уже выучили своего любимого врача. Поняли, что что-то его тревожит, но не такое возможно страшное и непоправимое.
- Всё, давай, не переживай, всё будет хорошо, пойдем, проведу тебя немного. - сказал Диас обняв за плечо друга. Врач и мама вышли первыми, пацаны не спеша в обнимку шли следом. Ерлан молчал и смотрел вслед врачу и маме, пытаясь понять, что случилось. Диас чувствовал страхи мальчика, он положил руку на одно плечо Ерлану, опираясь на него. Вдруг неожиданно и радостно спросил:
- Ну, а как с девочками у тебя, всё ещё боишься, помнишь ты их напугал своим рёвом, они чуть не сбежали из больницы?! Ерлан не любил вспоминать этот случай накануне выписки, это были его единственные слёзы за долгие годы в клинике. Но почему-то ему стало смешно и он рассмеялся вместе с другом. Так шутя они вместе медленно дошли до выхода из отделения. Ерлан чувствовал тяжесть руки Диаса, чувствовал как друг опирается на его плечо, но ему не было тяжело, нет. Он старался идти также как друг, попадая в его шаг, он был таким сильным, чувствуя свою значимость для друга.
 Пацаны обнялись перед выходом из отделения. Диас сказал, чтобы Ерлан бежал догонять маму и не оглядывался назад. Мальчик взглянул в серьезные глаза Диаса, тот улыбнулся, развернул его и слегка подтолкнул к выходу из отделения. Ерлан побежал догонять маму и врача. Спустившись в фойе они встретили папу, он ходил туда сюда около регистратуры. Увидев своих пошёл навстречу к ним. Карибай Садырбаевич предложил всем присесть в углу фойе, чтобы никому не мешать. Народу в принципе было не много, посещение уже было закрыто, по режиму скоро уже обед и сон час, мальчик хорошо помнил режим клиники.
 Все присели на стулья, такие как раньше стояли в кинотеатрах советского времени. Только сейчас Ерлан заметил свернутый в рулон рентген-снимок у врача. Карибай Садырбаевич развернул снимок и начал показывать маме и папе. Мальчик тоже смотрел на снимок, но с обратной стороны.
- Видите различия на снимке между тазобедренными суставами? - спросил врач.
- Они не одинаковые, есть различия. - чуть ли не в один голос ответили родители пацана.
- Да, они разные. Левый сустав здоровый и всё правильно, а вот на правом суставе, вот здесь видите, почти нету шейки бедра. Что произошло? - спросил Карибай Садырбаевич у родителей, но смотрел на мальчика. Родители заметив взгляд доктора, тоже посмотрели на сына. Мальчик молчал, он сразу вспомнил тот эпизод, он случился буквально несколько месяцев назад, весной. Дедушке привезли сено, большое хозяйство было у него. Мальчик и его старший брат решили прыгать с крыши сарая на стог сена, пока взрослые ушли на перекур, сено складывали в сеновал. Ерлан помнил тот день очень хорошо. Первым прыгнул брат, Ерлан стоял не решаясь прыгать. Брат быстро залез назад на крышу сарая и начал стыдить братишку за трусость, мальчик не боялся, он анализировал как и куда прыгнуть, чтобы ничего не случилось, после последней операции прошло чуть больше полугода. Мысли прервал брат, толкнув его в спину. Ерлан не ожидал, поэтому не успел сгруппироваться и неудачно приземлился на ноги не на стог в центре, а на склон стога. Ерлан вспомнил боль, которая пронзила всё его тело от ноги и до самой головы. Мальчик не заплакал, только стиснул зубы от боли, но встать самостоятельно не смог. Испугавшись этого спрыгнул брат и начал помогать встать на ноги. На правую ногу было больно наступать, болело ещё в районе поясницы. Послышались голоса взрослых, брат начал паниковать, Ерлан увидел страх в глазах брата. Мальчик быстро присел к стене сарая, потянув за руку и брата. Они как ни в чём не бывало начали что-то обсуждать. Взрослые ничего не знали и продолжили складывать сено. Посидев так ещё, пока не утихнет боль, Ерлан встал и не спеша пошёл в сторону дома. В след он услышал голос отца: - А ты, что хромаешь сынок? - с некоторой тревогой в голосе спросил он.
- Да в ботинок, что-то попало, колется. - ответил мальчик. Всё это за доли секунды пронеслось у Ерлана в голове, но он ничего рассказывать не стал, а просто опустил голову.
- Что теперь делать? - спросила мама у врача.
- Операцию. - спокойно ответил Карибай Садырбаевич.
- Как операцию, ещё, третью операцию? - уже эмоционально спросила мама.
- Да. - прозвучал сухой ответ доктора.
- Нет, не надо, я не хочу. - еле слышно сказал мальчик. Услышав это врач как бы спохватился и начал всех успокаивать. Мама и папа перестали нервничать и закидали вопросами врача. Как теперь малыш будет ходить и всё в этом роде. Карибай Садырбаевич мудрый человек, он не стал рассказывать всё в тревожных тонах, как мог постарался успокоить всех, заявив, что ничего страшного не произошло, будет немного хромать, с ростом ребенка будет расти и разница между длиной ног,в будущем примерно около 2-3 сантиметров.
- И всё? Только немного будет хромать? У меня родной отец всю жизнь хромает, ничего страшного, если больше никаких последствий не будет, не будем мы больше ребенка мучить, не нужно никаких операций. - подытожила мама. Ерлан с облегчением выдохнул. На этой радостной ноте родители, мальчик и врач попрощались. Ерлан радостно выбежал из больницы, забыв напрочь спросить данные Диаса у Карибай Садырбаевича. Он не хотел больше ни секунды оставаться в больнице, ему хотелось поскорее уехать назад к дедушке в деревню.
 Врач не всё договорил, он не стал рассказывать, что помимо шейки бедра, произошло искревление таза, правая сторона таза стала выше левой, относительно позвоночника. Врач мудро промолчал, что в последствии будут происходить проблемы с позвоночником, вследствии искревления таза. Но это уже другая история.
 Ерлан же всю жизнь будет доказывать себе в первую очередь, что он нормальный и не ущербный. Он будет расти активным, подвижным ребёнком, не смотря на освобождение от физкультуры на 10 лет школы, мальчик будет участвовать во всех спортивных мероприятиях школы, класса. Будет гонять футбол, хоккей и всё, что придумывали пацаны, чтобы весело и активно проводить время. Никто из близких друзей до старших классов даже не будет догадываться о проблемах не только с ногами, но и поясницей друга. Когда в 9 классе, друзья всей компанией пойдут в баню и увидят почти двадцати сантиметровые шрамы по обе стороны бедер, это вызовет определенный шок у них.
 Девизом же в жизни Ерлана будут слова Диаса:"Лучше всех!". 


Рецензии