Все дороги ведут в Рим или Песни о Будде

    Все  дороги  ведут  в  Рим или песни о Будде, увиденном в замочную скважину 


     Мне кажется, что наилучшие портреты мировой живописи отличаются тем, что их персонажи смотрят в глаза зрителю – и зритель, хочет он того или не хочет, тоже вынужден смотреть им в глаза.
     И как герой портрета, судя по всему, забыл и о своем окружении и о себе самом, весь превратившись в чистое беспредметное созерцание, так сходным образом и зритель, погружаясь в созерцание его созерцающего, тоже забывает постепенно себя и свою жизнь.
     И вот два взгляда, входящие друг в друга, как одна игла пронизывает другую, сливаются воедино и... перестают друг друга видеть.
     Это и есть приблизительно то самое состояние, о котором сказал великий Эммануил Сведенборг : «И будете уведены прочь от тела, и не узнаете, находитесь ли в теле или вне его».
     И это есть также состояние чистой и беспримесной внимательности, которое Будда считал безусловно первоосновным для любого буддиста.
     И для того, чтобы испытать его при жизни, нужно всего лишь пойти в ближайший музей живописи, отыскать какой-нибудь мастерский старый портрет, чей объект смотрит в глаза созерцающему его субъекту... впрочем, зачем повторяться?
     Поистине, как «все дороги ведут в Рим», так и все подлинно значительные духовные устремления при всей своей кажущейся внутренней несовместимости где-то рано или поздно пересекаются : как здесь опять-таки не вспомнить гипотезу схождения параллелей в бесконечности?


Рецензии