Ритуал или Песни о Будде
Если очень долго и внимательно смотреть на изображение того или иного великого человека, затронувшего всерьез вашу душу, то, во-первых, вам обязательно захочется сказать ему напоследок что-нибудь особенно личное и важное для вас, пусть даже и мысленно, а во-вторых, вам может показаться, что и он вам ответит в том же духе, разумеется, тоже в вашем воображении.
И только при созерцании изображений Будды подобный внутренний диалог совершенно немыслим : как если бы вы вздумали беседовать с мерцающей звездой.
Возвращаясь домой после очередной воскресной прогулки, я иду обычно через центр города, где каждый отрезок маршрута, будучи пройден тысячи раз, напитан воспоминаниями, как кусок янтаря медом веков.
Конечно, иной раз я думаю : а не свернуть ли в какой-нибудь малознакомый переулок, чтобы придать ритуальному пути хоть какое-нибудь разнообразие? Однако, поразмыслив минуту-другую, я продолжаю идти по знакомому маршруту, точно какая-то посторонняя сила не позволяет мне свернуть в сторону.
Так, наверное, малоопытный рисовальщик, отрабатывая чей-нибудь профиль и найдя правильный абрис, уже не рискует новым штрихом отклониться от него и лишь по инерции повторяет карандашные росчерки, отчего рисунок делается толще и отчетливей, причем эта примитивная в своей основе весомость не только не боится однообразия, но даже откровенно и точно кому-то назло всячески его подчеркивает.
Впрочем, из тех же самых штрихов состоит и обыкновенная жизнь : рождение, шалости детства, любовь, семья, работа, болезнь, старость, смерть. Все это уже было и будет тысячу раз. Это и есть профильный рисунок любой жизни, неоднократно наносимый и повторяемый на фоне никогда не прекращающегося бытия.
И вот, запомнив его, можно сказать, на генетическом уровне, я инстинктивно воспроизвожу его где надо и где не надо. В данном случае, пожалуй, скорее где не надо : когда я, например, возвращаясь с воскресной прогулки домой, стараюсь ни на шаг не отклониться от привычного маршрута.
Кстати, портрет анфас – если долго на него смотреть – может заговорить в воображении созерцающего. Портрет в профиль никогда.
Этим он напоминает Будду.
Свидетельство о публикации №223022601122