3. Род, Семь Я! Всему начало. Книга 1. 2. Откуда е
Такой вопрос, наверное, в определенное время встает перед каждым. Одни, как правило, задумаются на денёк, другие на неделю, а кто-то не отпускает эту думку всю жизнь, и из года в год собирает по крупицам обрывки воспоминаний родственников, их фотографии, письма или другие сохранившиеся записи и документы, складывая их как "пазлы", желая создать единую картину родового древа.
Испокон веков почти в каждом семейном роде обязательно находился хотя бы один человек, который хранил родовую память и передавал её следующим поколениям. Конечно, в те далёкие времена, 300-500 лет назад, массово родословные связи практически нигде не учитывались. Счёт людей и семей, конечно, велся, но вёлся по дворам, по фамилии или имени мужчины-хозяина, старшего в семье и это записывалось в различных десятнях, ревизиях, воеводских или церковных росписях, в которых указывалось та или иная принадлежность "семьи" к определённому ремеслу, сословию, возраст, численность. Это были весьма "сухие" сведения.
Более широко о характерах, достоинствах или недостатках, отдельных "личностей", являющихся ядром того или иного рода, об их выдающихся делах поступках или подвигах, долгое время передавалось "из уст в уста", из поколения в поколения. Но со временем и это уходило в "небытие" и через несколько поколений многое забывалось. И имена и фамилии большинства родственников растворялись во времени, и обычно запоминались только родовитые - большие, крепкие фамилии (семьи), и то на "глубину" трех-четырех поколений, а то и того меньше.
И вот, благодаря прогрессу и быстрому развитию технологий, у каждого желающего появилась возможность изучения и восстановления корней своего рода для создания летописи своей семьи. И это, я думаю, должно быть, несмотря ни на что в любой семье. Должно быть, так как проходят десятилетия и века, и периодически, не зависимо от нашего желания, происходят социальные расколы и войны или другие значимые события, а с ними меняются, к сожалению, социальные устои в стране. А с этими изменениями меняются и социальные статусы людей, и порой на резко противоположные (кто был "никем", вдруг станет "всем", и наоборот). Часто по-разному раскладываются в стране и в каждой семье жизненно-судьбоносные карты: червы меняются местами с бубнами, с пиками и крестями, по переменке, хаотично становясь то козырными, то битыми. И из этого должен рождаться житейский опыт поколений, а с ним оставаться и память о предках, необходимая для жизни последующих поколений, для не повторения возможно совершённых ошибок дальними или близкими родственниками или, наоборот, для продолжения их славных дел.
Так вот получилось, что мне (а я родился в селе Шелаболиха Алтайского края в 1957г.) еще в детстве "влезла" в голову мысль: "А откуда же моя фамилия, Гуляев, произошла?"
Мне всегда, сколько себя помню, было интересно, что у нас такая многочисленная родня с разными фамилиями: Гуляевы, Давыдовы, Кечины, Калинкины, Гулимовы, Мельниковы, Нехорошевы, Григорьевы, Быстровы. Вначале меня не очень-то интересовало то, откуда и когда появились эти фамилии в Сибири, а конкретно в селе Новообинцево (в простонародье - село Шадра) и в селе Шелаболиха Шелаболихинского района. Просто, с самого раннего детства, 1960-е годы, мне стали запоминаться довольно частые встречи родственников в нашем доме. Обычно это происходило летом, по праздникам или банным дням - субботам. Мама с бабой Пашей (мать отца - в девичестве Давыдова) с утра начинали таскать вёдрами из колодца воду и затапливали баню, мыли полы в доме и готовили не хитрый обед. Мы же со старшим братом в это время усердно пылили во дворе вениками из полыни, заметая серую пыль в траву у забора.
После обеда, ближе к вечеру, начинали собираться парами родственники (приходило до 30 человек, иногда больше), у кого были дети - приходили с детьми.
После трудовой недели эти встречи были необходимы, они давали возможность отдохнуть и пообщаться, обсудить и разрешить какие-нибудь возникшие проблемы. После бани (как правило, от бани не отказывался никто) мужики устанавливали в тени черемухи, обильно растущей по краю всего огорода, самодельный стол из деревянных плах, а женщины расставляли "субботний разносольный ужин": окрошку и рассыпчатую картошку, соленые огурцы, помидоры и грибы, пирожки с капустой и картошкой. Коллективно лепились пельмени с редькой и капустой, которые отваривались тут же в чугунке на костре и выставленные на столе манили попробовать себя своим аппетитным видом. Потом, под ветвистой черемухой, взрослыми велись задушевные беседы и пелись песни, а сытая детвора резвилась на косогоре, что располагался за огородом.
Благодаря своему (не очень корректно хвастать о себе, но факт есть факт) природному любопытству, я частенько старался оказаться в центре тех вечеринок. Вместе с роднёй я с удовольствием распевал песни ("Сибирь, Сибирь", "По Дону Гуляет...", "Огней так много золотых..."), внимательно и с интересом слушал рассказываемые гостями воспоминания и истории из жизни, некоторые из которых они, в свою очередь, слышали от своих отцов и матерей.
Тогда-то мне, 5-6-тилетнему пацану, и запомнились имена некоторых родственников, которых уже давно не было в живых, но в родне их часто вспоминали с большим уважением и любовью: Василий Абакумович Давыдов - мой прапрадед (дед матери моего отца), Давыдов Иван Васильевич - мой прадед (отец матери моего отца), Сергей Алексеевич Гуляев - мой прадед (дед моего отца), Гуляев Леонтий Сергеевич - мой дед (отец моего отца), Кечин Семён Дмитриевич - мой дед (отец моей матери), Гулимов Василий Степанович, Мельников Михаил Романович, Давыдов Иван Иванович и многие другие.
И вот, в 1962 году в стране была проведена очередная крупная перестройка органов партийного и государственного руководства народным хозяйством. В связи с этим и в крае произошло укрупнение и изменение подчиненности районов и городов: вместо существовавших ранее районов в 1963г. были образованы 24 укрупненных сельских района. И после этой "обусловленной необходимости", райцентр Шелаболиха Алтайского края, легким росчерком пера, стал обычным селом. Началась политика партии на "укрупнение районов"*.
*Примечание:
"В 1985г. прошла обратная волна "разукрупнения" и село Шелаболиха вновь стало районным центром. И мне тогда, видимо, волею судьбы пришлось стать первым Главным архитектором района".
А в том далёком 1963 году, в результате того укрупнения, на селе резко уменьшилось количество рабочих мест. И наряду с другими, проводимыми под руководством Н.С.Хрущева, "необходимыми и важными реформами", когда на частных подворьях количество скота и птицы стало регламентироваться, а площади посева кукурузы были искусственно увеличены за счет сокращения посевных площадей пшеницы и ржи, в СССР случился глубочайший кризис сельского хозяйства. Впервые за долгие годы зерно стало закупаться за границей! В итоге реформа управления экономикой, предпринятая Хрущевым в сельском хозяйстве провалилась.
Помню, что в нашей деревне хлеб тогда стали продавать строго по полбулки в одни руки в день, в магазине уменьшилось количество различных товаров и т.д.
В 1962-1963гг. начался "отток населения" из сел, т.е. началось массовое переселение людей в города и другие области СССР. Из села Шелаболиха в поисках работы и более лучшей жизни люди тогда тоже стали уезжать кто поодиночке, а кто и по несколько семей одновременно. В результате население Шелаболихи за 1-3 года уменьшилось с 5000 человек до 3000.
В ноябре того же 1963 года наша семья (отец, мать и мы с братом) вместе с тремя семьями тоже уехали на Север, в город Норильск.
Жизнь общества сделала крен и поворот, который внес изменения в сложившийся быт людей, в их взаимоотношения.
Связь между родней, тем не менее, полностью ещё не разорвалась тогда, но "узелки" той тесной вековой связки все-таки были уже ослаблены.
Потом были годы нашей жизни на Севере, редкие встречи (раз в три года) с родней и уже не в такой многочисленной компании как ранее...
Прошли десятки лет, наши родители постарели, а мы, поколение 60-х - повзрослели, обзавелись семьями, определились на места жительства в разных городах, поселках и селах большой страны СССР.
"Родовые узелки" ослабли ещё сильнее. Хотелось бы их затянуть, но это нужно делать сообща и одновременно...
Свидетельство о публикации №223022601339