Дева гор. 5. Как боль от пули

                Если человек ты родом, волчьей злости не таи.
                Не в ладу с высоким званьем низкие дела твои.

                /Насир Хосров/

                Успех заставляет людей ненавидеть тебя. Как бы я
                хотела, чтобы такого со мной никогда не
                произошло. Было бы прекрасно наслаждаться
                успехом, не видя злость в глазах тех, кто
                окружает тебя.

                /Мэрилин Монро/


Дева гор. 5. Как боль от пули


– Потерпи, – сказал мой муж.

И я терпела. Терпела, и мало кто выдержал бы испытания, которые мне неожиданно выпали.

Когда я вспоминаю некоторые события из далёкой юности, в пору которой мне пришлось столкнуться со злыми людьми, то поневоле становится горько и отвратительно. Глубокие шрамы, которые оставили они в душе, не зарубцевались и через десятилетия благополучной семейной жизни.

Иногда кажется, что я и сегодня слышу проклятия людей, которых обуяла лютая ненависть ко мне. Слышу оттуда, из далёкого времени, словно в дурном сне. Вновь ощущаю их злосердие, зависть и содрогаюсь от омерзения к их паскудным поступкам, призванным унизить и растоптать меня, к их моральному уродству, примитивной и недалёкой натуре.

Боль этих воспоминаний не оставляет меня, словно боль от пули, крепко засевшей в теле.

По нашим обычаям после свадьбы я оказалась в семье мужа. Это был дом его дедушек и бабушек, там для нас выделили комнатку. В этом доме мне пришлось прожить целый год, который оказался для меня просто кошмарным.

Почему-то с первых же дней, как муж уехал к месту службы, меня в этой семье невзлюбили, хотя никаких поводов к тому не было. Да невзлюбили так, будто специально к этому готовились! Я всё время думала, в чём же моя вина, но ответов не находила. Эти горькие мысли и жгучие вопросы теперь не оставляли меня:

                Хотели, чтоб землёй давилась,
                Из соляных озёр пила.
                Чтобы любовь моя разбилась –
                Сердца им ядом злоба жгла!

С детства воспитанная в строгости, я никогда не избегала черновой работы. Вела себя в новой семье, как и полагается молодой невестке, старалась, как могла: раньше всех вставала и позже всех ложилась, наводила чистоту и порядок в доме и вокруг него.

В селении отхожие места находились в укромном месте, скрытом от глаз. Меня сразу обязали раз в неделю выгребать нечистоты и выносить их далеко на земельный надел в качестве удобрения в специальном хурджине, носимом на спине.

При этом, бывало, встречались знакомые молодые ребята, многие из которых до того настойчиво, но безуспешно пытались объясниться мне в любви. В селении я никому не симпатизировала и поводов к изъяснениям тоже не подавала. Никому! Теперь же, встретив меня с таким необыкновенным грузом на спине, они, естественно, ехидно ухмылялись и злорадствовали:

– А-а! Так тебе и надо! Гляди не урони и тащи шустрее, да понежнее! А то провоняешь всё село бесценным грузом. Может тебе ишака в помощь, Ася?!

Конечно, уязвленные отказом, они теперь отыгрывались, кто как мог.

И жестокости, надо сказать, в молодости у некоторых людей, не обремененных культурными манерами, в таких ситуациях всегда хватает. А мне действительно было очень и очень стыдно. Я молча, опустив голову, тащила свою ношу, стараясь не обращать внимания на их насмешки.

Позорного отношения к молодым невесткам, подобного этому, ни в одной горской семье не допускалось! Наоборот, к ним всегда относятся с большим уважением и лаской, чтобы помочь влиться в новую семью. 

Поэтому большего стыда в жизни я никогда не испытывала. «Так тебе и надо, получай!» – невольно корила я себя за ситуацию, в которой оказалась.

В родительском доме я никогда этой работы не делала. Потому что меня уважали!

По воскресеньям я с другими женщинами уходила далеко от селения в поисках дров, которые трудно было найти, но, собрав, ещё труднее неудобные вязанки по горным тропам издалека тащить на себе.

Кроме этой рутинной повседневной домашней работы, я работала заведующей библиотекой, где должна была находиться в течение восьми часов. А ещё меня избрали секретарём комсомольской организации села.

К этой работе я относилась с большой ответственностью. В библиотеку записалось много читателей. Я не только выполняла техническую работу, выдавая и принимая обратно книги, а активно пропагандировала художественную литературу, организовывала коллективное обсуждение военно-патриотических произведений среди школьников.

Я вместе с женщинами убирала урожай на колхозных полях, а во время обеденного перерыва читала им интересные рассказы. Они, никогда не державшие в руках книг, очень любили эти читки.

В районе моя библиотека заняла первое место среди сельских библиотек. Библиотеку наградили красивой балалайкой (других подарков в то бедное время не было). Смешно, не правда ли? А меня наградили почетной грамотой.

Как комсомольский секретарь организовывала показ спектаклей и концертов художественной самодеятельности, мне удавалось привлечь к участию и учителей местной школы. Они и помогали мне в таких мероприятиях.

На спектакли и концерты буквально валили все – и молодые, и взрослые, и престарелые бабушки и дедушки. Ранее они не знали ничего, кроме нескончаемой тяжелой работы, поэтому представления вызывали у них живой интерес и становились ярким событием.



Рисунок из инета (спасибо автору!)

Предыдущая глава №4 – http://proza.ru/2023/02/26/1365


Продолжение глава №6 – http://proza.ru/2023/02/27/998


Рецензии
Сочувствую молодой девушке Асе... И радуюсь, что была хоть какая-то у неё отдушина - библиотека. И потом, если бы не случился этот год унижений, кто знает: случилась бы у женщины яркая судьба? Нам не дано предугадать, но все, что нас не убивает, делает крепче!
Читаю дальше...

Ольга Савва   04.06.2023 14:46     Заявить о нарушении
Мамин характер был очень ранимый, её легко было обидеть, и в то же время очень твердый. Она был терпеливым и целеустремлённым человеком. Наша средняя дочь унаследовала эти черты, да и тягу к медицине.
Спасибо, Оля, что ты смотришь эту историю!

Олег Шах-Гусейнов   04.06.2023 17:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.