Эразм с цитатами и комментариями

Изо: анархист и очередь


Эразм Роттердамский

 "Похвала глупости":
Весьма показательный товарищ, либерал, мечтающий тяжеловесные глупости заменить легковесными. Т.е. людишкам предлагается перестать пыжиться и признать себя дураками. Вещь неплохая, но ради чего она предлагается? По-моему, всего лишь ради светского, потребительского и болтливого общества, с журналюгами вместо философов. Мир, собственно, и развивался по эразмам; людишки, богатея, неизбежно становятся всё более легкомысленными - я сам точно такой.

В общем, хотя между Монтенем и Эразмом немало общего, но опыты ставить хорошо, а писать похвалы глупости - плохо.

П.С.: Полностью меняю своё мнение (ради таких перемен, предчувствуя их, и затеваю я эти громоздкие пересмотры, требующие столько труда и терпения):

Это человек очень язвительный и штампы он разрушает беспощадно - именно штампы делают всех однотипными дураками! Язвительность близка к озлобленности? - пусть так! Это всё с отчаяния. Любой озлобляется, когда дела не идут потому, что вокруг одни недоумки...

Дело в том, что в молодости мне весьма не понравилась полемика Эразма с Лютером - и с тех пор я просто проклял обоих... Но там я находил сплошную схоластику, а не острую, хотя зачастую и спорную мысль...

Заглянул заново в спор с Лютером - богословия очень много, а так Эразм и прав и отчасти остаётся самим собой. Не мог он коротко отхлестать бесноватого Лютера - тот пользовался огромным авторитетом. Да и тема слишком уж философская - я бы за неё просто не взялся, мне она не интересна с одной стороны, самоочевидна, с другой... Что-то ведёт и предопределяет нас, а в чём-то мы всегда свободны . Должны и служить и быть хотя бы частично богами - и пытаться увеличить последнюю участь... Аминь.
----
П.С.2:
Цитаты из "Похвалы глупости":
"Весьма дивлюсь я нежности современных ушей, которые, кажется, ничего не выносят, кроме торжественных титулов" (да уж, от критики любой тут же начинает кусаться. Ведь сейчас любой как барон... - а в те времена крестьяне наверняка никаких нежных ушей не имели, но он ведь о них и не думал)

"мне ведомо, на каком худом счету Глупость даже у глупейших, - все же я дерзаю утверждать, что мое божественное присутствие, и только оно одно, веселит богов и людей. Наилучшее тому доказательство - перед вами: едва взошла я на кафедру в этом многолюдном собрании, как все лица просияли небывалым, необычайным весельем, все подались вперед и повсеместно раздался радостный, ликующий смех." (действительно, многозначительная радость; как будто можно перестать притворяться и тужиться, и дурачком вернуться в беззаботное детство)

"считают себя уподобившимися богам, если им удается прослыть двуязычными, наподобие пиявок, и которые полагают верхом изящества пересыпать латинские речи греческими словечками, словно бубенцами, хотя бы это и было совсем некстати." (ничего не меняется)

"ежели среди невежественных слушателей и читателей попадутся люди самолюбивые, они смеются, рукоплещут и, на ослиный лад, помахивают ушами, дабы другие не сочли их несведущими." (раболепие перед любыми авторитетами, даже самыми копеечными)

"Итак, мужи… каким бы эпитетом вас почтить? Ах да, конечно: мужи глупейшие!" (однозначно! Т.е. мужик создан для того, чтобы быть умным, но дьявол вечно оставляет его в дураках... - с помощью баб, например. Или библий еврейских... Много помощников - прогресс, цивилизация, науки и искусства...)

"Плутос...  есть единственный и подлинный отец богов и людей." (дьявол - лукавый; и все заведомо серьезные, не понимающие юмора, проигрывают ему в самую первую очередь. С лукавым надо поступать по лукавству его - т.е. тоже обманывать?!)

"Скажите, пожалуйста, разве голова, лицо, грудь, рука, ухо или какая другая часть тела из тех, что слывут добропорядочными, производит на свет богов и людей? Нет, умножает род человеческий совсем иная часть, до того глупая, до того смешная, что и поименовать-то ее нельзя, не вызвав общего хохота. Таков, однако, источник, более священный, нежели числа Пифагоровы, и из него все живущее получает свое начало." (член - наркоман, а не глупец; хотя наркоманы теряют разум из-за своей зависимости)

"какой муж согласился бы надеть на себя узду брака, если бы, по обычаю мудрецов, предварительно взвесил все невыгоды супружеской жизни? Какая женщина допустила бы к себе мужа, если бы подумала и поразмыслила об опасностях и муках родов и о трудностях воспитания детей? " (да, жизнь стоит и на глупых пороках, и глуп тот, кто этого не понимает. Сам он, кстати, весьма мудро не женился. И что делал с членом?!)

"Ссылаюсь на свидетельство прославленного Софокла, который воздал мне следующую красноречивую хвалу:
Блаженна жизнь, пока живешь без дум." (так и есть, но платой служит судьба бабочки - исчезновение без следа и часто преждевременное, по вине умных хищников)

"Чем более стареют люди, тем ближе они к детям, и, наконец, словно настоящие младенцы, не испытывая отвращения к жизни, не сознавая смерти, уходят они из мира" (хотел бы я такой смерти - ведь иначе умираешь так, как будто тебя убивают... Но это не глупость, а просто потеря сознания)

В общем, уже ясно куда он клонит: люди, не будьте по-дурацки серьезными!  А таких дураков во все века - моря и океаны. Мнят о себе, считают свои знания и воззрения чем-то абсолютным...
(Но можно ведь легко впасть и в противоположную крайность - в бесконечное смехачество. Тоже распространенная идеология - и отвратительная не менее. Крайности сходятся - но очень привлекают дураков, потому что в край можно упереться, за него можно держаться как за ориентир)

Книжка понравилась, хотя и  проще Монтеня (но надо ещё проще и короче! На порядки. Не скажу, что Монтень и Эразм совсем многословны, нет, откровенную воду не льют, но всё же громоздкость присутствует. Монтень, кстати, сам называл себя громоздким)

"Разговоры запросто":
Сколько не листал, ничего интересного не встретил. Дурацкие диалоги! По-прежнему пытается пнуть всевозможных глупцов...

Глубоким его не назовешь, он просто хотел здравого смысла и обличал тогдашних авторитетных дурней пользуясь тем, что был им ровней, тоже в авторитете. Он силен как критик других, а Монтень как критик себя...  Я очень люблю демократизм и простоту, но без глубины тоже не мыслю себя...

"Оружие христианского воина":
Третья книга - и третье настроение. Он, оказывается, был убежденным христианином (в отличие от Монтеня!) - очень горячим, именно верующим - и потому ему не надо было становиться очень глубоким, ведь он чувствовал себя под божественной защитой...  Но с церковью, обрядами и догматами его вера никак не связана - он обращается к самому Евангелию (не Ветхому завету). Он просто не хотел воевать с церковным Левиафаном напрямую - на костер не хотелось. "Не трогай говно и оно не тронет тебя"... Занимался косвенным просвещением...
И ему хватило ума понять, что протестанты не лучше католиков, хрен редьки не слаще... У католиков избыток обрядов, а у протестантов избыток догматов...
Хотя без глубины апостолом Павлом он тоже не стал - проповеди очень горячие, но достаточно типичные - это больше благие намерения и пафосные благоглупости...

Он считается "учёным", но никакого "ученого" духа я в нем вообще не чувствую - просто был знатоком античных языков и античных авторов (разумеется, с Евангелиями вкупе). Часто выполнял работу переводчика. Очень ценился, видимо, из-за своей лёгкости - все очень устали от тяжеленных богословий... И вообще, книгопечатание было ещё  внове - и, как всякая новинка, наверняка пользовалось бешеной популярностью; вырвалась наружу энергия и писания и чтения, умные люди увидели шикарное поле для деятельности и получения  удовольствия...  Т.е. сам Эразм по уровню развития и складу ума и характера вроде нынешних ютуб-блогеров, ютуб-проповедников и прочих публицистов... Всерьез цитировать даже и нечего...


Рецензии