Декалог начинающего ученого
и всем ступившим на дорогу большой науки
Замечательная у нас молодежь. Многие еще в студенчестве демонстрируют высокий исследовательский потенциал, проявляют устойчивую склонность к научной деятельности. Но отчего в дальнейшем далеко не все подававшие большие надежды достигают сколько-нибудь значимых результатов, а некоторые и вовсе отходят от науки, переключаются на иные виды деятельности? Поиск ответов на эти вопросы, выявление и анализ факторов успеха-неуспеха в сфере научных изысканий, специфика отношений в исследовательской среде уже давно привлекают мое внимание, превратившись в своеобразное хобби. Должна заметить, что мне несказанно повезло. У большинства людей хобби вступает в противоречие с основной работой, потому, что ему отдаются с удовольствием и полной самоотдачей, а работают по необходимости. Моя работа позволяет сочетать «два в одном». Она не только увлекательна и предоставляет широкие возможности для самореализации, но также служит источником фактического материала по направлению моего увлечения, является экспериментальным стендом и полигоном для тренингов.
Обобщение накопившихся материалов привели к неожиданным результатам. Оказалось, что существенное влияние на научную карьеру оказывают не столько условия для проявления творческих возможностей, сколько пресловутый «человеческий фактор». В подавляющем большинстве ошибки социального поведения, грубые, элементарные, но зачастую влекущие далеко идущие серьезные последствия.
Появилась идея «подостлать соломки» начинающим ученым - .снабдить их своего рода «Инструкцией по применению». Только вместо описания порядка эксплуатации определенной функциональной системы, (обычно это сложный инструмент, бытовая техника, промышленное оборудование, технологический процесс и т.п.), в ней предполагалось представить основные постулаты самоорганизации и поведения в научной среде. Эти не умозрительные правила, обобщенный опыт. Они вырабатывались, проверялись и шлифовались на собственном опыте и на опыте многочисленных молодых искателей научного признания. Бесспорно, такие рекомендации – не панацея, не гарантия защиты от всех проблем, неприятностей и неудач, которыми так богата любая сфера творческой деятельности. И все же придерживаться их – значит уберечь себя от многих ушибов, шишек и ссадин на дороге per aspera ad astra*,
Формулировки правил лишены наукообразности. Они более похожи на афоризмы или предсказания прорицателя, чем на серьезные дефиниции. Этот стиль избран сознательно. Так правила легче усваиваются и, как принято говорить, крепче ложатся на память. Выбор формы оказался более сложной задачей. Она должна в достаточной степени отражать узловые точки напряжения, концентрировать внимание на наиболее грубых ошибках и при этом быть краткой и определенной. В итоге выбор пал на тот вариант, который, что называется «на слуху» у любого хоть сколько-нибудь просвещенного человека - декалог или, что более привычно, десять заповедей:
.
1. Избегайте навязываемых тем, если не хотите превратиться в подмастерье.
Найдите "свою" тему, ту, которая завладеет Вашими мыслями, чувствами, временем. Только подлинная увлеченность приносит достойные плоды. Только постоянное и глубокое погружение в определенную сферу научного познания дает желанные результаты и приводит к успеху.
2. Берегите свое время.
Не так важно, какое количество книг Вы прочли, как то, КТО их написал. Читать - внимательно, вдумчиво - нужно труды корифеев, основоположников, гениев. Остальной научный вал – перепевы достижений великих умов и комментарии их теоретических разработок. Просмотреть такие книги по диагонали – вполне достаточно. То же относится и к сбору научного материала. Определяющим является не число проведенных исследований и экспериментов, а их информативность и доказательность.
3. Планируйте масштабно.
Выделяйте приоритетные цели, определяйте очередность и сроки их достижения, формулируйте ожидаемые результаты. Если Вы склонны расписывать планы на каждый свой день чуть ли не поминутно, забудьте где-нибудь или потеряйте ежедневник. Иначе он станет для Вас источником постоянного стресса дефицита времени, фактором понижения самооценки, («Ах, ничего не успеваю!») и пропуском в депрессию.
Примите за истину, что жизнь разнообразна. Всего предусмотреть невозможно. Что-то неизбежно будет оставаться невыполненным, потому, что никто не застрахован от непредвиденных обстоятельств, или просто не хватило сил, времени, здоровья. Не принимайте происходящее как трагедию. В худшем случае, как драму. Ориентируйтесь на главные цели и действуйте по обстоятельствам. Вполне возможно, что представляющееся сегодня препятствием, в будущем окажется трамплином к успеху.
4. В научном общении управляйте своими эмоциями и контролируйте настроения его участников
Укротите тщеславие, понизьте уровень амбициозности, возьмите себе за правило не выходить из рамок корректного и достойного поведения. Даже, если вы гениальны, это еще предстоит доказать. В многоцветной палитре чувств выбирайте те эмоциональные оттенки, которые формируют и подчеркивают образ человека собранного, организованного, ясно и логично мыслящего, уверенного в себе и в своей деятельности, но не бесстрастного, а увлеченного, обладающего острым умом, общительного и не лишенного чувства юмора
Наряду с эмоциональным самоконтролем крайне важно умение отслеживать эмоциональные реакции всех и каждого из тех, кто находится в поле коммуникативного контакта**. Это необходимо для своевременного, эффективного и, желательно, упреждающего, реагирования на внутреннюю оппозицю, непонимание, падение интереса и т.п.
5. Тщательно выверяйте и редактируйте тексты перед их опубликованием.
Любая, даже маленькая, ошибка или неточность, оказавшись растиражированной, может стать источником больших неприятностей и серьезных проблем. В настоящее время границы публичного пространства существенно раздвинулись за счет развития виртуальных платформ распространения информации, социальных сетей и мессенджеров. Это не только расширяет круг возможностей, но и увеличивает разного рода риски, в том числе и репутационные.
6. Совершенствуйте стиль и содержание текста, устраняйте смысловые ошибки, неточности, неопределенности..
Помните, что утверждение специалиста – это чье-то закрепленное представление о явлении, процессе или ситуации. Ошибка одного может привести к заблуждению многих.
7. Остерегайтесь сомнительных обобщений.
Проверяйте каждое на предмет достоверности и всегда имейте «Джокера в рукаве» - веские аргументы ее подтверждения. Так труднее будет усомниться в качестве проведенного исследования и истинности полученных результатов.
8. Воспринимайте критику как стремление помочь, а не желание уничтожить.
Хотя в реальности все может быть с точностью «до наоборот», следование принципу позитивного восприятия критики и демонстрации уважительного отношения к несогласному существенно усиливает позиции критикуемого, позволяя сохранить ясный ум, организованное мышление и положительно повлиять на свою репутацию.
9. Уважайте оппонента.
Если Вы чувствуете свое превосходство в познаниях, подготовленности, умении дискутировать и т.п., мысленно воскликните: «О-О!!!» Это не победный клич, не возглас торжества, а последнее предупреждение – «ошибка оценки». Недооцененный противник обойдется Вам очень дорого.
10. Почивайте на лаврах, если Вас настигли успех и признание.
Но не залеживайтесь. Стоит задержаться чуть дольше возможного, и вас сомнут те, чей топот слышите у себя за спиной.
Десять нехитрых заповедей.
Десять крутых ступенек к успеху.
Десять предупреждений для начинающего исследователя..
Они не оградят от трудностей и проблем научного процесса, но существенно сократят количество прегрешений против большой науки и против себя в большой науке.
* Per aspera ad astra (лат.) - Через тернии к звездам.
** поле коммуникативного контакта - зона (обстановочные условия, психологическая атмосфера, тема и проблематика) взаимообмена информацией непосредственно или онлайн.
Свидетельство о публикации №223022601536
Как отозвались Ваши знакомые учёные?
1. Найдите "свою" тему, ту, которой неизлечимо заболеете; тему, которая завладеет Вашими мыслями,.. Только постоянное и глубокое погружение в сферу научного познания определенного предмета приносит желанный результат и приводит к успеху.
- Выгружение из определённого предмета в Мир тоже полезно.)
2. важно, не какое количество книг Вы прочли, а КТО их написал. Читать нужно вдумчиво. -Йес, однозначно.)
3. Планируйте масштабно. ..формулируйте ожидаемые результаты.
- Ландау -Боре Йоффе: Как Вы можете решать задачу, если заранее не знаете ответа!?
10. Какие страсти..) мож лучше какой-никакой хэппи энд?)
Успехов и радости познания Вам и другим учёным!
С уважением, ученик.
Юрий Грозный 12.04.2023 02:03 Заявить о нарушении
интересны и полезны.
Маленькая ремарка к пожеланию " мож лучше какой-никакой хэппи энд?":
"Vita brevis, scientia longa" - "Жизнь коротка, наука вечна" Ментальный перпетуум мобиле. Конца нет.
С глубоким уважением и признательностью
Мария Вечер 12.04.2023 11:53 Заявить о нарушении