Ритуализм...

     Небольшая "сценка" для агитбригады "За культуру!".

     Действующие лица: Строгий. Рассудительная. Просящий.

      На сцене два кресла. На сцену выходят Строгий и Рассудительная. Занимают оба кресла. Смотрят в зрительный зал. Выходит, робко и нерешительно, Просящий. Он смотрит на Строгого и Рассудительного. Даже хочет уйти, ничего не сказав. Потом всё-таки решается говорить.

     Просящий
     Можно к вам?

     Рассудительная
     (Строгому)
     К нам можно?

     Строгий
     К нам - можно. Только: зачем?

     Просящий
     (нерешительно, почти "мямлит")
     Хочу попросить у вас. Обоих. Прощения. За те обиды, которые вольно или невольно причинил вам!

     Строгий
     Неискренно просите!

     Рассудительная
     Но ведь просит. Это уже много!

     Просящий
     (может быть, даже встав на колени)
     Искренне прошу у вас. У обоих, Прощения, если что плохого сделал вам.

     Строгий
     Сами не знаете: сделали нам что плохое или не сделали, а просите прощения. 

     Рассудительная
     (Строгому)
     Так положено!

     Строгий
     Кем положено?

     Рассудительная
     Не кем, а чем. Народной традицией!

     Строгий
     Формализм какой-то!

     Рассудительный
     Не формализм, а...

     Просящий
     (перебивая Рассудительную, немного даже нетерпеливо)
     Так вы простили меня или нет? Я-то вас простил. Обоих.

     Строгий
     А за что вам меня прощать? Я вас в первый раз вижу. Вы меня, - тоже в первый раз видите. Да вы, наверное, ещё и атеист!

     Просящий
     (достаточно решительно, вполне возможно, что и с некоторой наглостью)
    Вроде того!

     Строгий
     Так вы "вроде" или полностью (крутит пальцем у виска)  "того"?..

     Просящий
     Да ну вас. Обоих. (Строгому). Особенно вам, - моё "ну"! Я вас простил. Обоих. А вы кочевряжитесь. Ухожу. Решительно ухожу.  Так и не услышав от вас, что вы меня простили!

     Просящий, отвернувшись от Строгого и Рассудительной, махнув, в "расстроенных чувствах" рукой, убегает.

     Рассудительная
     Чего вы так  к нему?

     Строгий
     А как я?

     Рассудительная
     Слишком строго! Пойду, догоню его. Скажу, что я его, как и он меня, простила.

     Рассудительная выбегает на несколько секунд.

     Строгий
     Какие нежности! Напридумывают себе соблюдения разных традиций. И соблюдают, неизвестно, - зачем?!

     Рассудительная
     (вернувшись, Строгому)
     Вы, - настоящий формалист!

     Строгий
     (с явным возмущением)
     Почему это я формалист? Для формалиста важнее всего форма, а не смысл совершаемого действия. Для меня же важнее, формы и строгости соблюдения ритуала, смысл совершаемого действия. Мне непонятно, ради чего этот субъект просил у меня прощения. Сам не знает: зачем? А просит прощения. У меня, совершенно незнакомого ему человека! Но вы, я вижу, - бихевиористка. Ни за что не признаете правоту моих слов! Мне стало незачем с вами говорить!

      Строгий уходит.

     Рассудительная
     (в ту сторону, куда ушёл Строгий)
     И всё таки, вы, - формалист, а не человек, ищущий смысл любого действия! (В зрительный зал). Мне не так давно сказали, что в культуре, помимо формализма и поиска смыслов, есть ещё ритуализм. То есть следование традиции обязательного выполнения календарных ритуалов. Лично я хочу думать, что решение соблюдать какой-то ритуал, например, ритуал прошения прощения, как у этого молодого человека, что убежал так и непрощёным, это первый шаг к тому, чтобы определять смыслы совершаемых, самим собой, действий! Пошла, - подумаю об этом ещё подробнее. (Зрителям). И вы об этом тоже подумайте!

     Рассудительная уходит. Финал этой "сценки" агитбригады "За культуру!".

     P.S. Автор данной драматургической миниатюры вынужден пояснить, что агитбригада "За культуру!" борется, точнее, - помогает людям изжить последствия их пребывания в потребительском обществе. В потребительском обществе у людей только две функции - накопления денег и потребления, в виде товаров и услуг, разнообразных удовольствий. В подлинной культуре, которой никак нельзя назвать КОП, "культуру общества потребления", у людей есть ещё и другие человеческие "функции", кроме функций накопления и потребления. В настоящей культуре есть ещё функция соблюдения традиционных календарных ритуалов,  функция творческая или созидательная, а также функция поиска смыслов совершаемых человеком его отдельных действий и смысла всей его жизни. Автор просит прощения у читательниц и читателей, возможных  зрительниц и зрителей этой драматургической миниатюры, за то, что её текст не везде понятен, и за то, что он, автор, употребил слова, например, слово "бихеовиоризм" без разъяснения их значения. Он и сам не знает точно, как слова "бихевиоризм"  и "бихевиористка" связаны с человеческим поведением...
 
    
    


    
    
   

    


 

    



 




 

      


Рецензии