Ритуализм...
Действующие лица: Строгий. Рассудительная. Просящий.
На сцене два кресла. На сцену выходят Строгий и Рассудительная. Занимают оба кресла. Смотрят в зрительный зал. Выходит, робко и нерешительно, Просящий. Он смотрит на Строгого и Рассудительного. Даже хочет уйти, ничего не сказав. Потом всё-таки решается говорить.
Просящий
Можно к вам?
Рассудительная
(Строгому)
К нам можно?
Строгий
К нам - можно. Только: зачем?
Просящий
(нерешительно, почти "мямлит")
Хочу попросить у вас. Обоих. Прощения. За те обиды, которые вольно или невольно причинил вам!
Строгий
Неискренно просите!
Рассудительная
Но ведь просит. Это уже много!
Просящий
(может быть, даже встав на колени)
Искренне прошу у вас. У обоих, Прощения, если что плохого сделал вам.
Строгий
Сами не знаете: сделали нам что плохое или не сделали, а просите прощения.
Рассудительная
(Строгому)
Так положено!
Строгий
Кем положено?
Рассудительная
Не кем, а чем. Народной традицией!
Строгий
Формализм какой-то!
Рассудительный
Не формализм, а...
Просящий
(перебивая Рассудительную, немного даже нетерпеливо)
Так вы простили меня или нет? Я-то вас простил. Обоих.
Строгий
А за что вам меня прощать? Я вас в первый раз вижу. Вы меня, - тоже в первый раз видите. Да вы, наверное, ещё и атеист!
Просящий
(достаточно решительно, вполне возможно, что и с некоторой наглостью)
Вроде того!
Строгий
Так вы "вроде" или полностью (крутит пальцем у виска) "того"?..
Просящий
Да ну вас. Обоих. (Строгому). Особенно вам, - моё "ну"! Я вас простил. Обоих. А вы кочевряжитесь. Ухожу. Решительно ухожу. Так и не услышав от вас, что вы меня простили!
Просящий, отвернувшись от Строгого и Рассудительной, махнув, в "расстроенных чувствах" рукой, убегает.
Рассудительная
Чего вы так к нему?
Строгий
А как я?
Рассудительная
Слишком строго! Пойду, догоню его. Скажу, что я его, как и он меня, простила.
Рассудительная выбегает на несколько секунд.
Строгий
Какие нежности! Напридумывают себе соблюдения разных традиций. И соблюдают, неизвестно, - зачем?!
Рассудительная
(вернувшись, Строгому)
Вы, - настоящий формалист!
Строгий
(с явным возмущением)
Почему это я формалист? Для формалиста важнее всего форма, а не смысл совершаемого действия. Для меня же важнее, формы и строгости соблюдения ритуала, смысл совершаемого действия. Мне непонятно, ради чего этот субъект просил у меня прощения. Сам не знает: зачем? А просит прощения. У меня, совершенно незнакомого ему человека! Но вы, я вижу, - бихевиористка. Ни за что не признаете правоту моих слов! Мне стало незачем с вами говорить!
Строгий уходит.
Рассудительная
(в ту сторону, куда ушёл Строгий)
И всё таки, вы, - формалист, а не человек, ищущий смысл любого действия! (В зрительный зал). Мне не так давно сказали, что в культуре, помимо формализма и поиска смыслов, есть ещё ритуализм. То есть следование традиции обязательного выполнения календарных ритуалов. Лично я хочу думать, что решение соблюдать какой-то ритуал, например, ритуал прошения прощения, как у этого молодого человека, что убежал так и непрощёным, это первый шаг к тому, чтобы определять смыслы совершаемых, самим собой, действий! Пошла, - подумаю об этом ещё подробнее. (Зрителям). И вы об этом тоже подумайте!
Рассудительная уходит. Финал этой "сценки" агитбригады "За культуру!".
P.S. Автор данной драматургической миниатюры вынужден пояснить, что агитбригада "За культуру!" борется, точнее, - помогает людям изжить последствия их пребывания в потребительском обществе. В потребительском обществе у людей только две функции - накопления денег и потребления, в виде товаров и услуг, разнообразных удовольствий. В подлинной культуре, которой никак нельзя назвать КОП, "культуру общества потребления", у людей есть ещё и другие человеческие "функции", кроме функций накопления и потребления. В настоящей культуре есть ещё функция соблюдения традиционных календарных ритуалов, функция творческая или созидательная, а также функция поиска смыслов совершаемых человеком его отдельных действий и смысла всей его жизни. Автор просит прощения у читательниц и читателей, возможных зрительниц и зрителей этой драматургической миниатюры, за то, что её текст не везде понятен, и за то, что он, автор, употребил слова, например, слово "бихеовиоризм" без разъяснения их значения. Он и сам не знает точно, как слова "бихевиоризм" и "бихевиористка" связаны с человеческим поведением...
Свидетельство о публикации №223022600176