Мечта Мули. Глава 7. Рука пустая и шея свободная

 
Мина Эйтан.

Перевод

Точно в тот день, когда Муля начал думать,как думает кто-то, что в сущности не хочет никакую трубу;  И точно в этот момент когда Муля начал закрывать мысли, густые как облака, чтобы спрятать от себя эту трубу; точно в этот день и в эту минуту- случилось чудо. Муля даже не надеялся на него, так как уже был почти уверен, что ребёнок из второго класса никогда не заработает деньги на трубу, и решил: Можно  думать о трубе только ночью, перед сном.
И если случайно придут мысли о трубе перед сном, нужно прогнать их и думать о чём -то другом. Например- о фермерах в Галилее.
Чудо случилось точно, когда Муля решил стараться думать о фермерах в Галилее, и
 даже видел их в воображении, как они маршируют на параде и играют в маленькую золотую трубу.

День был тёплый и время  половина первого полудня. Большая масса детей вышла из ворот школы и
рассеялась на маленькие группы. Каждая группа повернула в свою сторону.
- Я умираю, как жарко,-вздохнул Лиор,- тот кто потащит мой портфель получит пятнадцать.
Никто не ответил. Девочки слушали Бат-Шеву, которая тихо что-то рассказывала. Алекс и Яков  пытались  видеть сколько времени они смогут идти с закрытыми глазами,  чтобы не встретить электрический столб и не  упасть. Ёни рассказывал что-то мальчикам, что-то связанное с футболом или  правительством. А Муля шёл вместе с фермерами из Галилеи на параде.
Лиор глянул вокруг и вернулся к сообщению.
-  Я дам пятнадцать грош тому, кто потащит мой портфель!
Муля на мгновение покинул фермеров в Галилее, повернул голову.
Лион и вправду держал монеты в руке.
- Ты веришь ему,-спросил Муля у Якова. Потому, что Яков учился с Лиором в одном классе и даже сидел сзади него. Яков сказал, что кто не провожает карандаш, безусловно также не получит  монеты, и продолжил идти с закрытыми глазами.
Не обращая внимания переложил Муля сумочку с едой и портфель с книгами в одну руку, и сказал как будто в воздух.
- Случайно у меня есть одна пустая рука, и мне ёй нечего делать. Я могу взять ей
 ещё чей-то портфель. Может быть Лиора.
-Большое спасибо, сказал Лиор и всунул портфель в  руку Муле. Так они шли, толстый, большой Лиор впереди и Муля,  невысокий и худой, сзади него.
Муля свистел тонким голосом, а Лиор  отвечал  ворчанием, как будто забыл язык.
- Ты уверен, что у тебя есть деньги? Да?
- Ммм..мм..
- Ты уверен, что это настоящие деньги, да?
-М...мм...
-Может быть на них можно посмотреть? Хорошо?
- Когда мы придём ко мне домой заплачу тебе  и перестань шуметь.- Громко сказал Лиор. Около кооперативного магазина Муля на минутку сел на портфель Лиора, вздохнул и сказал.
- Я думаю, что имею честь нести этот  самый тяжёлый в школе портфель.
- Конечно из-за слив,- сказал Лиор.
-  Слив? Каких слив?- Удивился Муля.
- Хочешь посмотреть?- Лиор с размаха открыл портфель, как будто открывал волшебную коробочку, и Муля заглянул внутрь.
В последнем отделении лежали по меньшей мере десять целлофановых  кулёчков, и в каждом по меньшей мере три большие и чёрные сливы. Муля знал, что ещё не начался сезон и сливы были очень дорогие.
- Что это, ты продаёшь сливы?- Спросил.
-Не будь глупым. Это мой десятый завтрак.-Повторил Лиор.
-Ого Лиор,-засмеялся Муля. Ты всё это ешь? Даже медведи не едят так много. Даже
папа мой не ест так много.
- Я тоже не ем так много. Я вообще не ем сливы. Я ненавижу сливы. Из-за
 брезгливости. Но моя мама заставляет  меня каждый день брать новый кулёк. Из-за
того, что я единственный сын, я должен страдать от её забот.
- Ты можешь угостить других детей,-предложил Муля.
- Что с тобой?- Возмутился Лиор,-Это стоит денег. Ты не знаешь, что это стоит денег?
-Ха-ха,-засмеялся Муля. Я знаю, просто сказал. Верно, что я не могу получить одну?
-Тебе не достаточно, что я дам тебе деньги?
- Конечно,-ответил Муля,- ты прав.
- Но я могу вместо денег дать тебе сливу. Решай. Это даже лучше.
- Да я знаю, но в моём случае  мне нужны деньги. Это тот случай, когда нужны  деньги.
Когда пришли к дому Лиора, Муля с облегчением опустил портфель, а Лиор стал искать в кармане. Сначала он не мог найти деньги и думал, что потерял, но нет...
Лиор нашёл их в одном из карманов, и произнёс великодушно короткую речь.
- Лиор обещает, Лиор делает. Скажи всем!
Муля взволнованно  поблагодарил Лиора и добавил.
- Послушай Лиор, если, случайно завтра тоже ты будешь усталый и у тебя будут такие монеты, только скажи мне. Я готов нести твой портфель. Уже привык к нему.
Легко  бежал  Муля домой, и  сжимал  в руке большие  и круглые  монеты. Он сразу положил их в кассу. Теперь  уже можно подумать о трубе  один раз днём, и также перед тем, как пойдёт спать.
Муля от радости криками наполнил улицу.
-Сумасшедший мальчик,- повернула к нему голову госпожа Шварцман и пожала плечами. Когда Муля удалился, Лиор стал на лестничной площадке и украдкой подсчитал сколько монет осталось у него в оранжевом мешочке. Осталось там ещё много. Нечего беспокоиться. В любом случае он получает деньги дополнительно от родителей каждый день, а если попросить ещё, тоже дадут. Лиор начал себя чувствовать совершенно как богатый господин. Он дышал тоже как  богатый господин. А что делают богатые господа? Ничего. Берут слуг и они делают всё для них.
Почему нет? Ему понравилось идти как господину с маленьким и покорным слугой сзади. Муля как раз подходит для такой роли. Никто в школе  или районе не смотрит на него так, как сейчас смотрел Муля. Никто не сказал ему: "Ты прав."  Так много раз, или смеялся над его шутками таким звонким смехом. Настоящая правда. Кроме Мули никто совсем не думал о нём, о Лиоре.
"Щепотка",-звали его значит- Скряга и эгоист. И в сущности не звали, а только кликали. Лиор чувствовал, что маленький раб добавляет ему много важности в глазах  детей и может быть также решит его проблему с раздражающей его  кличкой. Всё это
в обмен на одну монету в день? Стоит! Решительно стоит!

На следующее утро Муля спрашивал  Лиора по меньшей мере четыре раза, как он себя чувствует, как его правая рука, как его левая рука и вообще? А Лиор ответил.
-Всё в порядке, не беспокойся так.
Только в конце учебного дня Лиор сказал коротко.
- Муля, портфель, и Муля ответил, но с намёком: "Пятнадцать, да?"
-Мэм...-ответил Лиор.
В следующие дни уже не нужно было ничего выяснять. Лиор платил  круглые монеты, пятнадцать грошей, а Муля нёс его портфель от школы до ступенек дома Лиора,как
машина    без станций и без остановок.
После того как Муля привык тащить два портфеля, Лиор попросил его о дополнительной услуге, если его интересует, и Муля согласился, т.к. Лиор не просил просто так, он просил красиво, с уважением."Хороший друг"- Так он назвал его, и сказал.
- Муля, как  хороший друг, верно, что ты не откажешься также нести ещё и мои спортивную обувь?
В любом случае я тебе заплачу.
- И Муля ответил.
- Конено  же нет. Но из-за того, что у меня уже есть портфель в каждой руке я предлагаю, чтобы ты связал  шнурки туфель и повесил их мне на шею. Шея моя свободна.
Оба вместе смеялись, как Муля выглядит, как лошадь с портфелями и большими красовками  на груди по одному с каждой стороны. Другие дети тоже присоединились к смеху. Страшно смеялись - его придаток и  его лошадь.
- Он не лошадь - набросилась на них Рахеля,- что вы смеётесь, как тупицы.
- Рахела не сердись,-сказал Муля, это действительно смешно.
До того смешно, что Муля шёл как пьяный. Рахела хотела что-то  сказать, но побоялась обидеть Мулю. Обратно шла другой дорогой, чтобы не видеть, и её рот немного скривился в сторону.

Однажды Лиор сказал.
Муля, ты знаешь, что из всех детей я доверяю только тебе принести мне домой пальто, чтобы с ним ничего не случилось?!
- Ты прав Лиор,-сказал Муля,- ты действительно можешь доверять мне.
Он поднял руку и Лиор сунул в неё пальто. Но рукава волочились по полу, и Лиор
сказал.
- Это не годится.
- Подожди,-сказал Муля,-не отчаивайся.-Вместо того, чтобы тащить, я его одену на себя.
Только до твоего дома, согласен?
Лиор минуту  думал, а потом согласился. День был жаркий и Муля вспотел в шерстяном пальто.
- Скажи мне, Щепотка, ты не можешь сам тащить своё пальто?-раздражённо взорвалась Рахеля.
- Что  ты хочешь? Я плачу ему и он согласен,-ответил Лиор.
- Что ты платишь, посмотри, посмотри  как  он...такой маленький тащит всё а...
- Рахеля,-остановил её Муля,-не ссорься с моим другом. Он помогает мне,
а я помогаю ему.
Он улыбнулся Лиору и сказал ему.
- Ты видишь? Так я могу взять ещё и портфель, и туфли пальто тоже. Ты  можешь доверять мне, нет?
Лиор подтвердил.
-Ты умный и надёжный, Муля, не много таких детей.
И Муля кивнул головой, а на сердце его было хорошо.
Постепенно почувствовал Муля, как случилась у него важная вещь. Вместо подруги девочки, которая была у него всё время-Рахеля - был у него теперь друг мальчик, и не просто мальчик, а мальчик из шестого  класса.
Это  было большое  изменение в жизни.
Лучший знак признания дружбы это когда друзья видятся также после обеда и Муля был очень рад когда Лиор начал навещать его дома. Но  Лиор наносил  только  короткие  визиты и Муля был этим огорчён. Изо всех сил Муля  старался, чтобы Лиор чувствовал себя у него хорошо. Но случалось так,  что после того как они  немного поговорят, Лиор  вспоминал, что он забыл свитер на спортивной площадке  или купить билеты в кинотеатр, или взять домашнее задание. И Муля быстро  и торопливо бежал, прыгал и скакал  по  улицам, чтобы  принести  эти  забытые  вещи.
Лиор ждал  во  дворе  со сложенными  руками  и каждый  раз  спрашивал.
- Так быстро? - Или- Как ты делаешь это, Муля?-Или,-как ты смог?
Мулиным  ушам  было  очень  приятно  слышать такие вопросы и он выпрямлялся,
чтобы не  пропустить  ни  одного  хорошего  слова, пока почти не стали напоминать  уши зайца.
- Это удача, что мы друзья,-сказал Муля Лиору,-ты друг, который забывает, а  я друг, который быстро бегает.

Потом Лиор начал навещать Мулю и  на школьных  переменках.
Однажды, когда Лиор попросил Мулю купить для него булочку у лоточника, который стоял с тележкой около ворот  школы, Муля спустился и поднялся  по  лестнице  три раза. Один раз, когда сказал, что нет уже булочек с луком, один раз, чтобы сказать, что булочка с кунжутом стоит дороже, и один раз, чтобы принести Лиору  булочку завёрнутую в белую бумагу.
Высокий Абрам из Мулиного  класса, посмотрел  на Мулю, всего красного и  потного и спросил.
- Что ты бегаешь для этого толстяка?
- Мы друзья,- сказал Муля тонким голосом.
- Он мой помощник,-сказал Лион со ртом набитым булкой.
Маленький кусочек булки Лиор положил на  стол  перед Мулей  и сказал.
- Возьми, это тебе!
Муля схватил этот маленький кусочек и прожевал  его на глазах Абрама.
С гордостью. Потом прозвенел звонок и Муля побежал в свой класс.
За все мелкие услуги Лиор не платил. Муля тоже сказал ему, что не нужно. Ему достаточно было одной монеты в день - плата  за перенос сумки - даже это становилось неприятным.
Только потому, что Муля собирал для трубы, он не мог совсем отказаться от оплаты. Если бы не труба, Муля помогал бы Лиору даром и по большому желанию. Две вещи стали тяжёлыми в те дни: Касса Мули тяжелая от монет Лиора и сердце Мули тяжелое от любви к нему, Лиору, его другу из шестого класса.
Жизнь была действительно прекрасной.

Зима продолжалась и продолжалась, дожди шли, но субботы были солнечными, многие дети играли на улице. Гоняли в футбол, мечами любой  формы и размера. Ездили далеко на деревянных досках с колёсами, копали маленькие  траншеи, чтобы отвести воду из луж, собравшихся после дождя, прямо к средиземному морю.
Или  сверлили маленькие ямки длинным гвоздём, прятали в них сокровища
и накрывали осколками стекла. Зачем? Чтобы через сто лет обнаружили их профессора
и написали книгу о детях проживающих на юге.

Лиору купили новый велосипед, красный, и он пригласил Мулю на прогулку. Лиор ехал медленно на велосипеде, чтобы Муле не нужно было бежать и он мог потихоньку идти рядом. Вмести они удалились далеко от дома  и остались одни.
- Верь мне,-говорил Лиор каждый раз,- если бы это зависело от меня, я бы уже дал тебе на сто кругов, не один круг, как дают скряги, но моя мама не разрешает.
И Муля верил. Конечно же верил. И он понял, что даже если они удалились  далеко
 от дома, и мама Лиора  ничего  не видит, он также должен давать обещание; И если
у тебя есть друг, который едет специально для тебя медленно, то кого
волнует идти пешком?

Они говорили о многих интересных вещах и однажды, когда были на улице, точно когда проходили мимо закрытого магазина Абрамовича, Муля сказал.
- Ты видишь Лиор, тут спрятан мой секрет.
И он всё рассказал Лиору. О мальчике из фильма( Лиор тоже помнил его, только не помнил, что у него была дудочка),о свадьбе сестры Ёни, о птичке в комнате природы, о  газетах "свежих" вчера и о выставке что уехала в больницу.
Так теперь ты понял для чего мне нужны деньги?- Спросил Муля  и почувствовал как
 будто сказал настоящие буквы имени бога.
Лиор выслушал весь рассказ и сказал, что он радуется вместе с Мулей,  т.к. труба будет немного его, из-за денег, которые он пожертвовал. Муля засмеялся.
- Что говорить об этом  сейчас, это вообще не важно.

А Рахеля?
Рахеля ничего не сказала.
Однако несколько раз она просила Мулю,  чтобы не соглашался быть рабом, и чтобы не давал Лиору так  унижать его, но Муля с тех пор как  начал прислуживать Лиору,
 был так счастлив и лицо его было такое весёлое, что Рахеля не осмелилась портить ему радость.
Она начала ухаживать за маленькой собачкой и оставила свободным место рядом с Мулей  на  лестничной площадке.


Рецензии