ПВО против УПА часть 30. Я пламя вечного огня

По документам сайта "Память народа". Все события, подразделения и фамилии подлинные.

В спокойном 1979 году в спокойной Риге провожали на пенсию начальницу планово - экономического отдела Госснаба Латвийской ССР Валентину Петровну. Цветы, пожелания, подарки, речи - как обычно. Необычными были только медали, сиявшие на пиджаке виновницы торжества - взгляды мужчин невольно притягивали 50 и 60 лет вооруженных сил СССР, 20 и 30 лет Победы, За победу над Германией. Но больше всего удивляла медаль "За отвагу". Коллектив знал, что их начальница - участница войны, но Отвага? Вроде бы на передовой Валентина Петровна не воевала, была где то в тыловой части. Сама же она никогда не рассказывала про свою медаль. Здесь в почти Европе, где по рижским улочкам спокойно расхаживали кавалеры Рыцарских крестов оберштурмфюрер Роберт Гайгалс и оберштурмбаннфюрер Волдемар Рейнхолд, выпущенные по амнистии в 1956, а бывший эсэсовец Виктор Лоренц стал преуспевающим советским артистом, здесь советские награды особой популярностью не пользовались. А уж если бы ее латышские знакомые знали, за что получена эта медаль....Да и русские не все бы поняли, далеко не все.....
18 ОЗАД (отдельный зенитный артиллерийский дивизион) в котором проходила службу телефонисткой 20 - летняя Валя, призванная из города Шахты Ростовской области, прибыл на Западную Украину в августе 1944 года под город Станислав (ныне Ивано - Франковск)
Ночью 15 октября 1944 г. на НП, где служила Валентина, напала банда УПА. Командир отделения успел объявить тревогу, и красноармейцы открыли стрельбу по врагу. Бандеровцам удалось подобраться на близкое расстояние и в ходе боя поджечь крышу хаты, откуда отстреливалась из винтовки Валя. Начал обваливаться горящий потолок, помещение застилал дым. Боевики бросились вперед, но тут из горящего дома раздался крик "За Сталина!" и полетели гранаты. В дыму, задыхаясь и кашляя ростовская комсомолка стала бросать лимонки и РОГ - 43 одну за другой. Осколки проредили нападающих, у них появились тяжелораненые, атака была сорвана, а остальные бойцы, воодушевленные Валей, усилили стрельбу. Упивцы, огрызаясь огнем, отступили и исчезли в лесу. Пост уцелел. 29 октября 1944 Валентина Петровна Ноженко была награждена медалью "За отвагу".
Вероятно сейчас многие скажут, что автор занимается пропагандистскими выдумками. Лучшим опровержением здесь будет наградной лист самой Валентины Петровны, где точно воспроизведены эти слова, а еще полное забвение ее подвига в СССР и современной России. Даже в недавнем фильме про музей, посвященный 18 ОЗАД ни слова не говорится об этом боевом эпизоде. Нет упоминания о нем и в публикациях, посвященных дивизиону. Тем более не говорили о нем в советское время, хотя самому 18 ОЗАДН еще в 1981 году установлен памятник в городе Невинномыске. И напоследок - фраза "За Сталина!" произнесенная во время боя, пока является уникальным явлением, среди сотен наградных листов бойцов ПВО за бои с УПА, изученных автором.
Но сам "огненный" эпизод единственным не был. Архивные документы подтверждают неоднократные случаи, когда девушкам - зенитчицам приходилось вести бои с националистами среди огня, в буквальном смысле слова. 4 сентября 1944 года упивцы при нападении на НП 100 - го ОБ ВНОС у села Ново - Ярычев ( Новий Яричів) Львовской области, подожгли постовое помещение трассирующими пулями. Начальник поста 21 - летняя младший сержант Раиса Суворова дала команду на прорыв. Дорогу прокладывал ручной пулемет. Зенитчицы, отстреливаясь смогли добраться до железнодорожной станции. Документацию поста вынесла на себе красноармеец Нина Попова. 18 ноября 1944 Суворова Раиса Ефимовна была награждена орденом Красного знамени, а Попова Нина Николаевна - медалью За отвагу. В качестве отступления замечу, что в селе Ново - Ярычев находятся родовые корни Олега Тягнибока, известнейшего украинского националиста, требующего признать оккупацию Украины советской Россией. Ярким примером оккупационной политики москалей, служит судьба его батьки Ярослава Васильевича Тягнибока- сельского хлопчика, ставшего мастером спорта СССР по легкой атлетике, кандидатом медицинских наук и врачом сборной СССР по боксу.
А вот еще документ о бое в селе Виры Ровненской области Украины. В селе во время войны была небольшая группа сторонников Советской власти - так виривчанин Константин Довгер стал разведчиком легендарного отряда "Победители" Дмитрия Медведева, а его дочь - соратницей знаменитого Николая Кузнецова. Однако сторонников УПА было намного больше. 31 июля 1944 года местная банда УПА из 200 боевиков, напала на пост, рядом с селом. Бой шел два часа, было подожжено здание, откуда вели огонь девушки - зенитчицы. Из наградного листа 19 - летней Нины Черемисовой: "Товарищ Черемисова уничтожила гранатой четырех бандитов, один из которых был главарем банды..Вышла с боя из горящего здания", из наградного листа 20 -летней начальника поста Марии Гусаровой: " после всех бойцов вышла из горящего здания, зажженного бандитами". Прикрывал девушек, 24 - летний лейтенант Москвичев - "Товарищ Москвичев защищал вход в постовое помещение. Огнем из автомата отражал атаки бандитов. Израсходовав патроны, будучи тяжело раненым продолжал вести бой из карабина...погиб, проявив мужество и стойкость в неравном бою." 4 ноября 1944 года Гусарова Мария Константиновна была награждена орденом Красного знамени, Черемисова Нина Васильевна - медалью За отвагу. Иван Афанасьевич Москвичев был награжден орденом Отечественной войны 2 степени посмертно.
И наконец, автору в процессе поиска попалось письмо бывшей зенитчицы 286 ОЗАДН ПВО Постновой Софии Александровны ученикам СОШ №6 г.Ипатово Ставропольского края. Там она вспоминает как в 20 лет оказалась на Западной Украине. Прочитайте этот отрывок, уважаемые читатели и посмотрите на ее фотографию военного времени: "Немаловажный эпизод моей военной жизни произошел в Карпатских горах. Я с радиостанцией была на наблюдательном пункте. Банда бендеровцев окружила наш наблюдательный пункт, обрезала телефонную связь, открыла огонь. Командир отделения дал команду разведчикам занять оборону за землянкой, а мне, радисту, оставаться в землянке и держать связь со штабом батареи. Землянка горела со стороны выхода и только после того как прибыло подкрепление и была погашена землянка, я вышла всем на радость жива..."

"Ну что с того, что я там был.
Я был давно, я все забыл.
Не помню дней, не помню дат.
И тех форсированных рек.
Я неопознанный солдат.
Я рядовой, я имярек.....

Ну что с того, что я там был.
В том грозном быть или не быть.
Я это все почти забыл,
я это все хочу забыть.
Я не участвую в войне,
война участвует во мне.
И пламя вечного огня
горит на скулах у меня...."


Рецензии