Лоббирование или международное право

1.Все мы знаем, что международное сообщество и, в частности, Французская Республика после агрессии Азербайджана против Республики Арцах предприняли ряд инициатив в защиту Нагорно-Карабахской Республики-Арцах. Если возможно, что было основным мотивом защиты: армянское лоббирование или международное право?

 Чтобы ответить на этот вопрос, коротко об истории и роли Франции в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта. Все европейские страны, в том числе и Франция, считали армяно-азербайджанский конфликт внутренним делом СССР, а затем и постсоветского периода. Противостояние привело к широкомасштабным боевым действиям и 5 мая 1994 г. был подписан Бишкекский протокол о перемирии, в то же время, 12 мая 1994 г. было подписано соглашение о прекращении огня между Арменией и непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой с одной стороны и Азербайджан с другой стороны.
 С 1988 по 1994 годы позиция Франции по Нагорному Карабаху формировалась непосредственно путем лоббирования армянских структур диаспоры во главе с Ш.Азнавур. Франция является сопредседателем с 1997 года. Формат Минской группы ОБСЕ был представлен Россией, Францией и США.
 В 1997 году Россия и США предложили конфликтующим сторонам два варианта урегулирования - пакетный и поэтапный. Первый из них был отвергнут Азербайджаном, второй – НКР. К 2001 году переговорный процесс застопорился. С 2001 по 2007 год только Соединенные Штаты выступили с неудачной инициативой переговоров.
 14 марта 2008 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию с требованием «немедленного, полного и безоговорочного вывода всех армянских сил со всех оккупированных территорий Азербайджанской Республики» 39 голосами против 7 при 100 воздержавшихся. Против принятия этой резолюции выступили США, Россия, Франция.
 В 2008 году переговоры снова зашли в тупик до 2016 года. В начале апреля 2016 года ВС Азербайджана начали военную операцию на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе и смогли взять высоту Леле-Тепе. Конфликт удалось разрешить благодаря активному вмешательству России.
 11 апреля 2016 года Минская группа ОБСЕ обнародовала три принципа урегулирования карабахского конфликта. Это заявление подготовило почву для масштабной 44-дневной войны, которую Азербайджан развязал в 2020 году. Как мы видим, Франция до 2020 года если и занимала какую-либо позицию, то она основывалась на лоббировании армянских структур,в основном по гуманитарным вопросам. И только после 44-й войны Франция проявила характер, обратившись к международному праву. И последнее заявление председателя Национальной ассамблеи Франции подтверждает приверженность Франции международному праву.

2. Как Вы оцениваете роль Франции и Запада в сдерживании вековой агрессии Азербайджана против Армении?

Все европейские страны, в том числе и Франция, в обход международного права считали армяно-азербайджанский конфликт внутренним делом СССР, а затем и постсоветского периода. И все страны, в том числе и Франция, считали, что Россия сможет решить этот конфликт, соблюдая паритет между Арменией и Азербайджаном в вопросе Нагорного Карабаха. Но, к сожалению, для разрешения конфликта между Арменией и Азербайджаном формирующиеся страны политику нашего региона не учли факт теоретического и правового образования Азербайджанской ССР, вопреки международному праву, на оккупированных территориях Армянской Республики, признан Лигой наций от 10 декабря 1920 г. (решение прилагается 1).По пакту Ленина-Ататюрка с 1920 по 1922 г.Карсская область, Сурмалинский район, часть Борчалуйского района отошли от Армении. Нахичеванская область была отрезана от Ереванской губернии. А армянские территории Елизаветопольской губернии, Зангезурской области, большей части Шушинской области, большей части Дживанширской области вошли в состав Советского Азербайджана. А уже по законам СССР в 1922г. в составе Азербайджанской Республики были образованы НКАО и Нахичеванская Автономная Республика.

С точки зрения международного права Франция, как основатель Лиги наций в 1919 году и постоянный член Совета Безопасности ООН, правопреемница Лиги наций, не защищала должным образом права и территориальную целостность и суверенитет Армении на основе международного права и на основании тех законных международно-признанных документов, в которых указаны территории, на которые распространяется право собственности Республики Армения в соответствии с актом от 10 декабря 1920 года. А также на Конституционном акте Азербайджанской Республики о восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики (18 октября 1991 года), в котором говорится:

Статья 1.

Вторжение 27-28 апреля 1920 года 11 армией РСФСР в Азербайджан, аннексия территории республики, свержение Азербайджанской Демократической Республики - субъекта международного права являются оккупацией Россией независимого Азербайджана.
Статья 2.
Азербайджанская Республика является преемницей существовавшей с 28 мая 1918 года по 28 апреля 1920 года Азербайджанской Республики.
Статья 3.
Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 г. является недействительным с момента подписания в части, относящиеся к Азербайджану.

Все вытекающие вопросы взаимоотношений с входившими в состав бывшего Союза ССР суверенными государствами подлежат урегулированию на основе договоров и соглашений.

3. В каком случае Франция готова направить миротворцев в Республику Арцах и в каком случае Франция может признать территориальную целостность Республики Армения?

Франция приложила большие усилия для признания Республики Армения и с февраля 1919 года Франция начала активно работать с двумя армянскими делегациями в Париже: национальную делегацию возглавлял Погос Нубар, а делегацию Республики Армения - Аветис Агаронян. В 1912 году, согласно кондаку Католикоса Всех Армян Геворга 5-ого., Погосу Нубару было поручено поставить перед европейскими державами вопрос об армянской государственности. По предложению министра иностранных дел Франции Пишона армянские делегации подготовили «Меморандум об армянских претензиях» и представили его Пятому комитету, 12 февраля 1919 года. Власти Армении надеялись на гарантии со стороны союзных держав или Лиги Наций для обеспечения целостности и неприкосновенности ее территории.

Две армянские делегации при поддержке Франции, Англии и США приложили большие усилия и добились права подписать Севрский договор от имени Республики Армения и 10 августа 1920 г. Агаронян подписал. С сентября по декабрь 1920 года были роковыми для Армении, армянские дипломаты в Париже международно-правовыми актами защищали и обеспечивали будущее Армении, а армянские войска - суверенитет Армении.
Несмотря на огромные военные неудачи, при подавляющей поддержке Франции, Англии и США, 10 декабря 1920 года армянские дипломаты получили решение 5-й комиссии Лиги Наций, где титул Республики Армения распространяется на 70 551(карта прилагается 2) квадратные метры.

Спустя сто лет Армянский мир и Армянское государство фактически решают проблему 1920-х годов в дипломатической сфере и неприкосновенности собственных территорий военными силами.В эти ответственные дни Франция на стороне Республики Армения и Республика Арцах. Вопрос о признанных международным правом территориальных правах армянского народа в ближайшее время станет предметом обсуждения в высоких международных структурах. Председатель Национального собрания Франции Яэль Браун-Пиве уже заявила в Ереване: «Вы знаете позицию Франции, сегодня Франция не признает эту независимость в соответствии с международным правом, которому мы подчиняемся».Это заявление полностью меняет подход к решению нагорно-карабахской проблемы, а также выдвигает на первый план международное право и правопреемство.

Заявление Председателя Национального Собрания Франции Яэль Браун-Пиве предлагает, в первую очередь, армянской стороне переосмыслить свой подход к нагорно-карабахскому вопросу и посмотреть на вопрос через призму международного права, где территориальные права и право нации на самоопределение армянского народа полностью совпадает с правовой базой западных стран, в том числе с Конституционным актом Азербайджанской Республики о восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики (18 октября,1991г.) где прямо сказано: Азербайджанская Республика обвиняет Россию, Азербайджанская Республика является правопреемницей Азербайджанской Демократической Республики и Азербайджанская Республика отказывается от договора об образовании СССР, что прямо указывает на признанное международное право и преемственность международного права. Армянская сторона уже имеет все возможности и правовая база, напрямую при поддержке Франции и других государств, обращаться в Секретариат ООН. Генеральному секретарю ООН и Совету Безопасности ООН с просьбой признать территориальную целостность Республики Армения на основе правопреемства международного права.
4. На Ваш взгляд, какие международные механизмы должны быть введены для урегулирования отношений для окончательного урегулирования армяно-азербайджанского конфликта?

Не думаю, что есть необходимость создавать какие-то новые механизмы, как говорили французы / все новое - это хорошо забытое старое / правовая база Лиги Наций и правопреемственность ООН-а имеет все возможности и правовую базу непосредственно с поддержкой Франции и других государств для принятия заявления армянской стороны в секретариат ООН. Генеральный секретарь ООН и Совет Безопасности ООН с просьбой признать территориальную целостность Республики Армения, ссылаясь на Конституционный акт Азербайджанской Республики о восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики (18 октября 1991 г.).

5. Как вы думаете, почему своим указом Алиев закрыл дорогу жизни Армения-Арцах, официально именуемую Лачинским коридором?

Азербайджан закрыл Лачинский коридор, чтобы уничтожить армян Нагорного Карабаха. Этот акт закрытия на месте комментировали представители азербайджанских СМИ, которые назвали акт закрытия Лачинского коридора «экологической акцией». А министерство экологии и природных ресурсов предоставило им палатки. Цель Алиева — показать, что он выше всех и его воля решает все, и он диктует условия, и он не готов отказаться от своего плана по Южному Кавказу истреблять армянское население и захватить да Ереван. Алиев выполняет директивы по созданию Турана и прекрасно понимает, что лучше быть уничтоженным армянами, чем своим ставленником. По крайней мере, у Алиева будет возможность остаться в истории как национальный герой.

6. Станет ли защита судьбы и будущее120 000 армян Арцаха частью правовой повестки дня Европейского Союза, или Европейский Союз поставит газовые и нефтяные услуги Азербайджана выше основополагающих принципов, изложенных в Конвенции«Защита прав человека и основных свобод».

Что касается правовой повестки Евросоюза, надеюсь, армянская сторона подготовит и сформулирует запрос и направит его во Францию для подачи в ЕС. Премьер-министр Армении, к сожалению, ничего нового предложить не может, и глава МИД Армении будет работать ситуативно, исходя из гуманитарного права. Новую миссию наблюдателей ЕС по гуманитарным вопросам армян Нагорного Карабаха нельзя представить как процесс урегулирования территориальных проблем и границы между двумя странами. Очень важно восстановить свободное передвижение между Арменией и Нагорным Карабахом. Как бы ни обострялась напряженность между Арменией и Азербайджаном, все стороны должны понимать, что есть официальная сторона – Нагорный Карабах, подписавший Бишкекский протокол о прекращении огня, 12 мая 1994 года. Несмотря на то, что Азербайджан член Совета по правам человека и Совета Европы и Хьюман Райтс Вотч в Азербайджане, о правах человека говорить не приходится. Доказательство тому, 120 000 армян Нагорного Карабаха или армян Республики Арцах, официальные власти Азербайджана в обход Конвенции «Защита прав человека и основных свобод» создали гуманитарный кризис с целью уничтожить все население Нагорного Карабаха, при этом обещая ЕС дать им газ и нефть !

А.Мкртчян
15.01.2023г.


Рецензии