Американская авиация против субмарин. Часть 2
Часть 1. http://proza.ru/2023/02/25/513
В начале 1942 г. в Атлантике действовало 22 вражеские подводные лодки. К концу года это число увеличилось примерно до 108, и считалось, что немцы производят от 20 до 25 подводных лодок в месяц.
Меж тем ВВС и ВМС США очистили американские воды на юге вплоть до Карибского моря. Но маршруты конвоев, особенно в Северной Атлантике, на которые приходилось бремя стратегических поставок союзников, оставались относительно незащищенными. В отсутствие авиации очень большой дальности возможно было защитить только район в нескольких сотнях миль от берега. Это оставило большую брешь в середине океана без прикрытия, и пока у союзников не было достаточно конвойных авианосцев, флот атлантических подводных лодок скорее увеличивался, чем наоборот.
В начале 1943 года немцы перешли к тактике создания завес поперёк предполагаемых маршрутов конвоев. При обнаружении конвоя лодки сбегались к нему и начинался его разгром. Эта стратегия сработала хорошо и стала причиной большинства уничтожений транспортов в Атлантике, число которых в марте снова возросло до опасного уровня.
В том же месяце союзные нации, непосредственно участвовавшие в битве за Атлантику, предприняли действия, чтобы закрыть брешь в своей обороне в Северной Атлантике. Состоялась Конференция Атлантических конвоев, и были разработаны планы по использованию эффективных авиационных сил дальнего действия в Ньюфаундленде, Гренландии и Исландии.
Сражение в Северной Атлантике достигло апогея в конце апреля - начале мая атакой на конвой, известный как ONS-5. Пытаясь преодолеть все более эффективное надводное сопровождением и воздушное патрулирование, немцы бросили большие силы подводных лодок в продолжительное сражение в безрассудной попытке завоевать хоть какой-то успех. В нападении на конвой участвовали более 40 подводных лодок. В результате конвой потерял 13 судов, а немцы 8 подводных лодок и ещё 7 были повреждены. Союзники потеряли 132 человека, а немцы около 400. В немалой степени немцы были обязаны своим поражением использованию союзниками авианосцев, которые были в состоянии обеспечить воздушное прикрытие в любой части океана.
Сражение за ONS-5 стало поворотным пунктом в битве за Атлантику. Следом за ним немецкие подводные лодки потерпели целый ряд поражений от союзников с тяжёлыми потерями; этот период станет известен как "Чёрный май". В результате Дёниц был вынужден отвести свои силы с поля боя в Северной Атлантике.
Расчетная среднесуточная плотность подводных лодок в этом районе снизилась с 58 в мае до 16 в июне и всего 5 в июле. Потери кораблей уменьшились соответственно с пикового значения 38 в марте до 14 в мае и ни одного в июле, несмотря на то, что в июне и июле было совершено около 1700 переходов судов.
Между тем, с октября 1942 года бомбардировщики ВВС 8-й воздушной армии присоединились к силам Королевских ВВС в бомбардировках немецких баз подводных лодок, строительных площадок и заводов по производству запчастей.
Помните окончание фильма Das Boot ? Это в кино, но есть документальный снимок бомбардировки Ла-Рошели. На последних кадрах фильма она гибнет, не успев скрыться под спасительной толщей бетона. Но так ли эта толща была спасительна?
Однако эти действия мало способствовало сокращению количества подводных лодок в море и не привело к замедлению производства подводных лодок.
Следствием все более эффективной противолодочной кампании может быть усиление тенденции подводных лодок к отпору. До весны 1943 года стандартной практикой командиров подводных лодок было просто погружение при приближении вражеского самолета. Однако если встречалось слишком много самолетов, возникала новая проблема. Подводная лодка не могла бесконечно оставаться в подводном положении и не могла развивать скорость, необходимую для успешных атак, находясь под водой. Таким образом, решение использовать активную оборону было признанием эффективности воздушного патрулирования. На лодках появились так называемые "Зимние сады" - целые батареи зенитных артустановок.
Применение немцами всё более новых технических средств уже не смогло переломить ситуацию. Если в первые 5 месяцев 1943 года немцы имели а Атлантике в среднем 108 подлодок, то к сентябрю это количество сократилось до 50-ти. Более того, подводные лодки теперь комплектовались относительно неопытными экипажами, поскольку к тому времени погибло, вероятно, около 7000 обученных членов экипажей и офицеров. С июля по сентябрь 1943 г. только 0,5% поставок США через Атлантику была потеряна в результате нападения подводных лодок.
К июлю 1943 года авиация наносила от 80 до 70 процентов всех атак на подводные лодки, а к концу года было подсчитано, что около 70 процентов потопленных подводных лодок было на счету авиации, как наземной, так и авианосной.
Такова, в общих чертах, картина событий, в которой противолодочное командование ВВС заняло немаловажное место".
По большому счёту, подлодка довольно уязвимое сооружение после того, как она обнаружена. Их базы на территории Германии были защищены мощной противовоздушной обороной. Но уже в 1940 году часть таких баз была вынесена на побережье Атлантики в захваченные страны, чтобы облегчить выход в океан. А здесь они стали подвергаться налётам британской авиации и возникла необходимость построить защитные сооружения, непроницаемые для существующих типов авиабомб.
За дело взялась могущественная строительная организация Тодта и вольнонаёмные граждане оккупированных стран. Кстати, немцы жаловались на то, что если весельчаки французы подходили к этому делу с достаточным энтузиазмом, то вот хмурые норвежцы весьма прохладно и всячески старались увильнуть.
Я хотел бы более подробно рассмотреть историю одного такого сооружения под названием "Валентин". Это была не база подводных лодок, а завод по их строительству. На заставке этот бункер в том виде, что осталось в настоящее время.
Обычные судоверфи подвергались непрерывным налётам и в 1943 году было принято решение построить гигантский завод по сборке новейших подводных лодок, полностью укрытый в мощном бетонном бункере в глубине германской территории вблизи Бремена. Причём, чтобы ускорить постройку, секции лодок изготавливались по всей территории страны, а в "Валентине" должны были только собираться.
Меж тем англичане тоже не дремали. Был у них замечательный учёный и конструктор Барнс Невилл Уоллес. Как истинный учёный, к делу нанесения урона противнику он подошёл основательно. Бомбёжки бомбёжками, а вот взять, да и разрушить немецкие плотины. Огромный ущерб экономике и производству, в первую очередь электроэнергии. Да и затопление больших территорий принесёт сокрушительный эффект. Ну, а то, что мирное население потонет, то это не проблема научного подхода. Только после прорыва плотины на реке Мёне было найдено 1579 тела утонувших, из них 1026 были иностранными военнопленными и подневольными работниками в различных лагерях, в основном из Советского Союза.
Интересно, как Уоллес подошёл к решению этой проблемы. В плотину попасть бомбой сверху, да под огнём зениток не так просто. Торпеду тоже не применить, поскольку сооружения защищались противоторпедными сетями. Конструктор создал так называемую "прыгающую бомбу". Для бомбардировки потребовалось создание специальной эскадрильи.
Дата создания эскадрильи - 21 марта 1943 года, её номер 617. В её состав помимо британских привлекались ВВС Канады, Австралии и Новой Зеландии. В интернете на снимке посещение королём Георгом VI этой эскадрильи в мае 1943 года Её личный состав обучался и тренировался в особо точном бомбометании, эти навыки были позже очень востребованы.
В частности, она участвовала в потоплении линкора "Тирпиц", есть фото лётчиков после того налёта. А девиз - слова мадам Помпадур "Apr;s moi le d;luge", дословно - "после меня потоп". У нас их переводят как "после нас хоть потоп".
Кстати, самолёты 617 эскадрильи под тем же названием в наше время базируются на авианосце "Куин Элизабет" и именно один из них утонул во время первого большого похода корабля.
Однако вернёмся к нашему бетону и подводным лодкам. Когда стало понятно, что существующие бомбы лишь ковыряют поверхность могучих бункеров, Уоллес вспомнил о своей задумке ещё 1941 года, и опять подойдя нетрадиционно, решил, что эти сооружения можно повреждать с помощью искусственных землетрясений, вызванных сверхмощными бомбами, глубоко проникающими в грунт.
Вся концепция основывалась на том факте, что земля передает ударные волны намного эффективнее, чем воздух. В статье на сайте warhistoryonline пишется, что "на первый взгляд действие такой бомбы на сооружение может показаться не таким впечатляющим, как полное уничтожение, но не позволяйте этому сбивать вас с толку относительно ее эффективности. Проникающий удар и последующий взрыв в бункере позволит позже отремонтировать его и использовать повторно. Бункер, который был поврежден в самом своём основании, будет безвозвратно утрачен".
Уоллес сконструировал Tallboy (дословно "высокий мальчик", более литературно "Верзила"), огромную бомбу весом около 6 тонн. Бомба была заполнена 2,6 тоннами Torpex, взрывчатого вещества на 50% более мощного, чем TNT, и идеально подходящего для этой задачи, поскольку алюминиевый порошок в составе взрывчатки увеличивал время действия взрыва, давая преимущество в генерации более длинного импульса для передачи сквозь землю. Общая длина бомбы составляла 6,4 м.
Остальной вес приходился на сверхпрочную оболочку бомбы, ведь она должна была проникнуть глубоко в грунт и не разрушиться. Для этого бомбу планировалось сбрасывать примерно с высоты 12 000 метров, но даже самый мощный британский бомбардировщик Авро Ланкастер со снятой бронёй и всем вооружением кроме пары пулемётов поднять её выше 8000 метров не смог. Впрочем этого оказалось достаточно, чтобы на конечном отрезке траектории бомба достигала практически скорости звука.
Впервые Верзила был использован в июне 1944 года против железнодорожного туннеля Сомюр, где он успешно пробил 18 метров грунта, прежде чем взорвался, полностью заблокировав туннель. Массивный бункер Blockhaus d';perlecques, строящийся недалеко от Па-де-Кале, также подвергся нападению с помощью Tallboys. Ближайший из них приземлился почти в 50 метрах, но все же повредил почти полностью укомплектованный бункер, поэтому его строительство было прекращено. В результате взрыва образовалась воронка глубиной 24 метра и шириной 30 метров. Надо сказать, что Верзилы были настолько дороги, что было приказано в случае его не сброса с самолёта по цели, возвращаться с ним на базу, в отличие от обычных бомб, которые попросту кидались в море на обратном пути.
Дошла очередь и для укрытий подводных лодок. "Валентин" на тот момент имел длину в 426 метров, ширину в наиболее широкой части 97 метров и высоту до 27 метров. Крыша его собиралась из множества огромных железобетонных арок, изготовляемых на месте.
Средняя толщина крыши составляла 4,5 метра, но в отдельных частях доходила до 7 метров за счет дополнительных усилений (предпринятых ещё до окончания строительства). На постройку бункера планировалось израсходовать до полумиллиона кубических метров бетона. Предполагалось, что бункер, вне зависимости от тяжести бомбардировок, сможет к апрелю 1945 года осуществлять сборку трёх субмарин новейшего типа XXI в месяц. К августу 1945 года предполагалось выйти на проектный темп и спускать на воду по 14 субмарин в месяц. На его строительстве погибло около 6000 военнопленных - больше, чем весь Бремен потерял от бомбёжек за всю войну.
27 марта 1945 года 20 Ланкастеров совершили налёт на бункер. 7 из них несли бомбы Tallboy, а 13 - ещё более мощных зверюг, появившихся к тому моменту, Grand Slam. "Большой хлопок", я бы перевёл как "Большой Бабах". Англосаксы любят давать своим орудиям убийства всякие прозвища, это называлось Ten Ton Tess. Тэсс -уменьшительное от женского имени Тереза. Бомбы действительно весили 10 тонн, они содержали почти 5 тонн Torpex в закаленных хромомолибденовых оболочках и могли разрушить практически любой из бункеров Германии.
Бомбы попали в крышу бункера, и углубились в бетон почти на четыре метра, прежде чем сдетонировать.
Взрывы гигантских бомб в толще бетона вызвали масштабное обрушение пораженных участков крыши бункера, почти 1000 тонн обломков рухнули в расположенные ниже цеха.
Немцы было взялись за восстановительные работы, но вскоре произошёл налёт американской авиации. Американцы использовали свои "бомбы Диснея". Они весили только 2 тонны, но были снабжены ракетным ускорителем и достигали сверхзвуковой скорости. Однако обладали невысокой точностью, из 60 сброшенных в бункер попала только одна, успешно пробившая перекрытие. Впрочем, немцы поняли, что толку от работ по восстановлению не будет. Построенный на 90% завод так и не выпустил ни одной лодки.
Всего Grand Slam использовался 41 раз, слишком поздно поступил на вооружение. Его старший собрат применялся гораздо чаще. Видна обрушенная крыша, вызванная 12000-фунтовыми бомбами «Tallboy», сброшенными 617-й эскадрильей RAF 14 июня 1944 года.
Всего до конца Второй мировой войны в Великобритании было выпущено 854 бомб Tallboy. Последние бомбы такого вида в более поздней модификации применялись во Вьетнаме вплоть до 1969года.
Помимо бомб, бетонные бункера для подводных лодок разрушались после их захвата союзниками целенаправленно. Однако немало этих бункеров сохранилось в разных странах и используются в различных мирных целях до сих пор. В нём размещены городской и государственный архивы, боулинг и несколько других предприятий. Доки для субмарин в настоящее время используются для стоянки гражданских судов.
Свидетельство о публикации №223022600197