Жизнь неведомо кому

Существование под именем и от имени жизни, это бесцельное перебирание коклюшек, в котором самое светлое – поиск своих детских "секретов", уже настолько в прошлом, что никому не принадлежат и трудно отличить свои от чужих, будучи однажды опосредовано именем страдающей личности, не прекращает страдание. Но оно даёт страданию имя. "Непрерывность внутреннего существования" (Пастернак) в действительности фикция. Личность прерывается неоднократно и постоянно, личность квантуется. И эти "самоубийства" всякий раз срывают обанкротившуюся маску (persona) и реабилитируют тот образ, который скрывала и душила маска. Которому причиняла страдания прижизненная маска, так разительно и страшно отличная от маски посмертной. Жить в сознании смерти – невозможно для человека. Но переживать, возобновлять это сознание, через ритуал, через воспоминание о будущем – не только возможно, но скажем прямо: невозможно не пережить смерти, – смерти нет, смерть пережита и освоена как своё и под своим именем. Это должен быть сознательный акт. Поэтому, не погружают в воду младенца, и потерявшего сознание, и того, кто "изумлен, сиречь вне ума своего" (Номоканон). Я сознательно отрекаюсь сатаны и принимаю тот путь, который и есть жизнь, моё тело, воплотившийся Бог. Моя жизнь не есть набор действий, это не описание, не реестр целей. Но это путь к цели, быть может (вероятнее всего) реально не достижимой, путь, формирующий символическое пространство цели, поле осознанной веры, той веры, которая – да простится мне: "...по-женски огромна, как огромно всё, что совершенно по форме и несоизмеримо с местом, занимаемым... в пространстве" (Пастернак). Это вера "причинного ума", когда понимают "не из слов, а по причине". Не по причине чего-то, а просто – "по причине". Тоже Борис Леонидович Пастернак, его "Охранная грамота" (1931).
Символическое пространство знака, этот внутренний Лаокоон, останется и сохранит знак, даже и после того, как змеи задушат образ, – прижизненная вторгнувшаяся маска извне. Сохранит в страдании и в "предпоследности", в уединённости единицы, отъединённости от "сорока тысяч братьев" привычек и коклюшек.
Тому из нас, кто "с детства был избалован будущим", кому будущее "далось... довольно рано и... без большого труда" (там же), будет нелегко свыкнуться с настоящим временем, его состояниями, окончаниями и падежами. И он проживёт свою жизнь неведомо кому.


25 февраля 2023 г.


Рецензии