Нетрудовые доходы

В начале 1986 года в Советском Союзе началась неожиданная и очень интенсивная кампания по борьбе с «нетрудовыми доходами». Речь шла о доходах граждан, которые не были связаны с их трудом в социалистическом секторе - государственных предприятиях.

Во времена Брежнева на это закрывали глаза, хотя и неофициально. Нетрудовые доходы служили социальным амортизатором. «Никто не живёт в Советском Союзе на одну лишь заработную плату», – так не раз говорил в своем кругу Леонид Брежнев.

А вот Горбачёва это не смутило и с лета 1986 года в стране развернулась бурная деятельность по запрещению и ограничению.

Как раз в это время в нашем кооперативном доме и появился Саныч - эдакий прижимистый мужичок. Его сразу же невзлюбил сосед, алкоголик Кирюха. А за что ему Саныча любить? И сам не пьёт и денег на водку не занимает: нету мол, говорит.

- Как так нету? - с ехидной интонацией в голосе спрашивал его Кирюха. - А квартиру в нашем кооперативе на какие такие шиши купил?
- Заработал, - отмахнулся Саныч.
- Ну да! На зарплату фотографа в обычном Доме Быта?
- Да. А ты иди проспись, - посоветовал ему Саныч.
- Я то просплюсь, а ты, дурак, нет.

На этих словах Кирюха запнулся. Почему дурак? Может наоборот, Саныч умный? Ведь купил же квартиру, хотя сам фотограф. Вывод ясен - «нетрудовые доходы». И тут у Кирюхи родился гениальный план: выведать источник таких доходов, а затем, шантажируя Саныча местным участковым, получать свой процент. Для этого, перестав ссориться с фотографом, он частенько, по-соседски, заглядывал в его квартиру под разными предлогами: то за таблеткой от головы, то за солью... А сам ждал нужного момента.

Ждать пришлось совсем недолго. Тот день получки не задался у Саныча с самого утра. Сначала возвращался домой за забытыми ключами от рабочего кабинета, затем, опоздав в бухгалтерию, всю зарплату получил исключительно рублёвыми купюрами, а возвращаясь домой, попал под ливень. В квартире всю одежду развесил сушиться в ванной комнате, а мокрые купюры разложил на столе. Получилась скатерть из денег. В этот момент раздался дверной звонок.

- Открой, это я, - послышался голос Кирюхи.
Саныч открыл. Зашедший сосед остолбенел от увиденных денег.
- Я смотрю у тебя сегодня праздник, - Кирюха почувствовал, что выходит на финишную прямую. - А почему деньги на столе?
- Да вот с работы принёс - сушу.
- Не поделишься?
- Нет. С какой это стати? Да и фальшивые они, - прибрехнул Саныч в надежде, что сосед отстанет от него.
- Так вот чем ты занимаешься на работе! «Нетрудовыми доходами»? Ну хорошо. Думаю, что в следующий раз будешь посговорчивей, - и с этими словами Кирюха выбежал из квартиры.

Через некоторое время в дверь вновь позвонили. Саныч открыл.
- Здрасьте, - на пороге стоял участковый. - Сам выдашь или будем делать обыск?
- Сам. А что выдать?
- Клише.
- Какое такое клише? - удивился Саныч.
- Не советую со мной шутки шутить!  То, каким изготовил эти фальшивые купюры, - и участковый показал рукой на скатерть из денег.
- Ааа, - протянул Саныч. Всё встало на свои места. Пора было наносить ответный удар. - Так я его уже отдал своему соседу Кирюхе.
- Разберёмся, - пробасил участковый. Собрал со стола все купюры и ушёл.

Участковый не соврал. Действительно разобрались. Были обыски в обоих квартирах. Клише не нашли, зато у Кирюхи обнаружили самогонный аппарат, так сказать «нетрудовые доходы».


Рецензии