Старый Шахматный Арбат

Случилось так в моей жизни, что впервые мы встретились с Борисом Самойловичем Вайнштейном именно на Старом Арбате! Он пригласил меня на Старый Арбат видимо потому, что здесь ему было удобнее награждать победителя знаменитого Сеанса Ферзьбери.
Тогда я уже хорошо знал адрес Гоголевский бульвар, 14. Но в Центральный Шахматный клуб Борис Самойлович заглянет вместе с Давидом Ионовичем Бронштейном для встречи со мной через десяток с лишним лет! А тогда мы познакомились по переписке в связи именно с сеансом и он долгое время не сознавался, что Ферзьбери и Борис Самойлович – одно лицо!
Его партнёра по разработке экономической модели освоения Западно-Сибирских нефтяных месторождений Перминова я увижу впервые в Тюмени чуть ли не в 1993 году. А это был… 1980 или 1981 год? Похоже, что всё же 1980-ый. Лето. Старый, ещё не офонаревший Арбат.
Вместе с Борисом Самойловичем ко мне подошел его юный аспирант. Я тогда не знал, что мой партнёр – доктор экономических наук. Да мне это было абсолютно безразлично. Гораздо важнее было то, что это автор величайшей в истории шахмат книжечки «Комбинации и ловушки в дебюте»! В 1969 году в сентябре месяце Геннадий Александрович Супрунюк, у которого я жил в Краснодаре на улице Селезнёва 2, впервые при мне достал эту книжечку. Он играл по переписке сразу в двух турнирах ЦШК и потому ежевечерне доставал шахматную доску, расставлял фигуры, брал пачку конвертов и открыток и начинал анализировать возникавшие в партиях по переписке позиции. И параллельно сверялся с книжечкой Вайнштейна. Похоже было, что и его партнёры без неё спать не ложились! Многие партии развивались «как по писанному» по сценариям из этого шедевра. Через много лет я узнаю, что эта книжечка переведена на сорок семт иностранных языков! Попробуйте написать так, чтобы вас переводили на десятки других языков мира!
Борис Самойлович так написал!
И вот я стою на Старом Арбате, и он стоит передо мной высокий, стройный, крепкий!
А рядом с ним ростом пониже, явно «ученик», как я его мысленно про себя назвал.
И этот ученик спрашивает меня:
- Алексей Алексеевич! Вы действительно и клубом областным руководите и одновременно руками бросаете доски на лесопилке?
- Да. – спокойно отвечаю я. Мне это очень нравится!
- И вы не боитесь остаться без руководящего поста?
- Совершенно точно.
- А мы тут все очень боимся. Потому что работать руками… это ужасно!
Тут наш диалог прервал сам мэтр. Он дал мне свой телефон и свой адрес в Москве на улице 1905 года, и вручил медаль Московской Олимпиады!
Кто из молодых советских спортсменов не мечтал об Олимпийской медали!
Но юность быстро переросла во взрослую проблематику и я лично уже пониимал, что Олимпийской медали мне не видать. Слишком грозным было осложнение на сердце после марафона с ангиной на черноморских пляжах в Анапе. Я полгода ходить не мог! А бег мне снился каждую ночь. И во сне так тяжело вытаскивались ноги для очередного толчка! Боже мой!
И вот на Старом Арбате Борис Самойлович вручил мне подлинную медаль нашей Отечественной Олимпиады! И пояснил, откуда такой удивительный «приз». К Олимпиаде были изготовлены три образца медали из особого сплава. Это были образцы золотой, серебряной и бронзовой медалей. Их рассмотрели, утвердили и запустили в серию. А образцы? Их руководство нашего МОК отдало главному редактору «Советского спорта» со словами:
- Поощри своих активистов!
Главный редактор тут же распределил три образца так: один оставил самой газете, одну отдал главному редактору приложения «Футбол-Хоккей», и одну вручил редактору приложения «64».
Для руководителя шахматного приложения «64» Борис Самойлович Вайнштейн был непререкаемым авторитетом.  Именно он в грозные годы войны был Председателем Всесоюзной Шахматной Федерации! Это лично он спасал ведущих советских гроссмейстеров и мастеров во время войны, заботясь об их устройстве в эвакуации.
Передо мной на Старом Арбате стоял самый авторитетный организатор шахматного движения в СССР. Само его пребывание на Старом Арбате превращало Старый Арбат в самую шахматную улицу мира!
И вот из его рук я получал немыслимую невероятную абсолютно невозможную для меня награду. Самую первую подлинную медаль нашей Олимпиады!Уто был его ученик, единственный свидетель столь грандиозного события в моей жизни, я так и не узнаю.
Не довелось. Не случилось. А жаль!
Прошло много-много лет.
В 2016-ом году я на несколько часов заглянул в Москву по пути в мой любимый Санкт-Петербург. В Москву я залетел из Ханты-Мансийска. Такая выпала дорога. И я прогулялся по моему милому, ненаглядному, любимому, родному Старому Арбату, где под окнами Булата Окуджавы и демонстрировал миру мерцающие шахматы, где неподалеку от будущей Стены Цоя слушал, как Арбат по вечерам распевает песни на слова моего несравненного Ильюшки Кормильцева. Я постоял на том самом углу, где однажды в начале девяностых познакомился с мальчиком, продававшим самостоятельно изготовленную им гитару за три тысячи долларов! Мне, державшему в руках в своё время скрипку изготовленную величайшим из мастеров Николо Амати  в 1649 году было интересно пообщаться с молодым гением, превращающем ель в музыкальный инструмент. Я касался пальцами струн этой гитары. Он доверчиво позволил мне вдоволь насмотреться на неё и поведал о многих эпизодах по её изготовлению. В тот день я впервые за несколько лет не заработал на Старом Арбате ни одного эскудо. Я полностью погрузился в атмосфкру той волшебной ночи, когда в старой квартире на Ленинградсмких каналах мой друг скрипач играл мне на раритетной Амати, а я на скорость наново писал свой диплом по античной философии не используя ни единой древнегреческой буквы!
Боже! Какая была ночь!
Боже! Какая была Музыка!
И вдруг!
О это восхитительное «вдруг»!

Удивительно мигом сменяется миг!
То, что нам предназначено вдруг происходит случайно!
Кто-то в тайны Вселенной неясным движеньем проник
И остался в них жить, превратясь во Вселенскую тайну!

Да. Этот текст моей волшебной песни я напишу в 2000-ом на Невском сразу после потрясающей ночи Миллениума.
А вот само очередное «вдруг»  ждало меня на Старом Арбате, «когда чудес уже не ждал на свете»!

Мне, создателю нескольких успешных замечательных шахматных клубов в самых разных городах СССР, мне автору «На могилу Коня мне поставьте», мне работавшему на Старом Арбате в течении многих лет наездами, игравшему на нём и в обычные шахматы, и в мерцающие, мне гадавшему здесь на шахматных фигурах Чатуранги, мне гулявшему здесь и с чемпионом России и с чемпионкой СССР очаровательной Натальей, мне обожавшему парижское кафе «Режанс» - мекке шахматистов всего мира внезапно открылось шахматное кафе на Старом Арбате!
И я сфотографировался с моим родным шахматным конём прямо тут. Прямо здесь!
Я ошалело от счастья.
Это был фантастический звёздный Знак!
В кафе режанс шахматы были в меню!
А здесь шахматы были неотъемлемой частью интерьера и экстерьера!
Гость здесь буквально был окружен шахматными фигурами со всех сторон!
И белыми, и чёрными и даже чёрно-белыми!
Для Старого Арбата это было Чудо чудесное, как говорит иногда Татьяна Анатольевна Тарасова.
Для меня это был запредельно прекрасный сон.
Я попал в Сказку, которой грезил с детства.


Рецензии