Описание Картинной галереи Ф. И. Прянишникова

И. АНИЧКОВ

ОПИСАНИЕ КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕИ
ТАЙНОГО СОВЕТНИКА ФЕДОРА ИВАНОВИЧА ПРЯНИШНИКОВА


Картинная галерея тайного советника Фёдора Ивановича Прянишникова в особенности замечательна тем, что она посвящена исключительно русской школе. Составленная с большим вкусом и выбором, она заключает в себя многие прекрасные образцы талантов наших отечественных живописцев, богата полнотою и разнообразием сюжетов и изобилует отличными произведениями кисти первостепенных мастеров. Любителю она дает полное понятие о достоинстве и успехах живописи в нашем Отечестве; художнику представляет многие изящные предметы для изучения.

1. Профессора И.К. Айвазовского. Вид моря, ночью, при лунном свете, у берегов Крыма, с утесистыми скалами, возвышающимися над водою. Вдали на горе виднеется монастырь св. Георгия, где погребен князь Александр Николаевич Голицын. С другой стороны показывается плывущий корабль. Отражение лунного света в золотистых отблесках по зыблющимся волнам выполнено превосходно; туманистая даль прекрасно гармонирует с общим тоном картины и придает ей большой эффект.

2. Его же. Открытое море, в тишине и так же при лунном свете. По средине плывет длинная гондола, управляемая стоящим на ней гребцом; вдали, сквозь легкий туман, мелькают здания Венеции. Свет луны разливается широко по морю; блеск и прозрачность воды переданы в совершенстве, и вся картина имеет серебристый тон, в противоположность первой, которая написана в тоне золотистом.


3. Его же. Волнующееся море, ночью, при свете луны. Прекрасная картинка, где и в малом объеме талантливый живописец передал весьма искусным образом игру лунного света в облаках и в воде.

4. Профессора Акимова. Сатурн с косою, сидящий на камне и обрезывающий амуру крылья. Седовласая голова Сатурна и исполненное жалобного выражения лицо амура, удачно изображены живописцем, который принадлежал к числу известных наших художников прошедшего столетия.

5 и 6. Алексеева. Два вида Московского Кремля: один с Каменного моста, с которого виден весь Кремль; в другом изображена церковь Спаса - за золотою решеткою с теремами и другими зданиями. В обеих картинах видно искусство русского Каналетти, но из них более замечательна первая, представляющая общий вид Кремля до 1812 года.

7. Его же. Вид площади и здания, называемого Цвингер, в Дрездене. Здесь с особенным мастерством и окончательностию художник выполнил переходы света, тени, и перспективное деление.

8. Девицы Бальтус. Милая картина, представляющая молодую красивую девицу в богатом русском наряде. Лицо ее исполнено умиления и грациозности.

9. Профессора П.В. Басина. Небольшая картина, изображающая отдых Святого Семейства. В пейзаже, напоминающем знойную природу Востока, Предвечный Младенец припал на колено и держите за руку сидящую подле Него Богоматерь; ангел срывает с дерева плоды и передает их св. Иоанну Крестителю. Привлекательная картина и по сюжету и по исполнению.

10. Его же. Маленький пейзаж, пленительный своею простотою. На скате песчанистого холма прорастает лесок, с другой стороны пестреют дерн и камни; вдали возвышаются горы. Разнообразные переливы тонов, легкость облаков и игра света и тени выполнены со всею отчетливостию.

11. Его же. Академический чердак. Прачки в крестьянской одежде развешивают белье; присутствующий при их работе стороже сидит и дремлет. Предмет простой, переданный мастерски и приятно.

12. Боровиковского. Грудной портрет митрополита Михаила, в митре и архиерейской мантии. Прижатая к груди рука его исполнена с величайшим искусством, и портрет вообще верен необыкновенно, дышит жизнью, и самой тщательной отделки.

13. Его же. Миниатюрный поясной портрет, в овале, Лабзина, бывшего вице-президента Академии Художеств. Написан со всею мягкостью и нежностию кисти, которые составляют отличительное качество живописи Боровиковского, особенно в картинах малого размера.

14. Его же. Поясной, в малом виде, портрет священника, отличающийся также большою верностию в тонах.

15. Его же. Бог Саваоф, созерцающий Спасителя по страдальческой Его кончине. Эскиз замечательный по композиции и по художественному исполнению. Лучезарный свет, исходящий от Бога Отца, объемлет все воздушное пространство и освещает почившего смертным сном Иисуса. Ангелы парят в высоте, Художник и в малом размере картины умел изобразить этот священный предмет со всем свойственным ему величием.

16. Его же. Копия с известной картины Корреджио, в Императорском Эрмитаже, изображающей Богоматерь с Предвечным младенцем и Иоанна Крестителя. Копия эта дает полную идею о грациозности и прелести оригинала.

17. Профессора Ф.А. Бруни. В забвении легкой дремоты, Богоматерь склонила голову; глаза Ее сомкнуты, а рука объемлет стоящего на Ее коленах Иисуса, который обращает взор в сторону и бодрствует, как бы охраняя сон Ее. В этом изображении художник превосходно сочетал и выразил две мысли - божества и человечества. Тон картины светлый и воздушный; спускающееся с головы Богоматери белое покрывало и голубая драпировка отличаются особенностию, легкостию и изяществом складок.

18. Его же. Овальный грудной портрет малолетнего сына г. Бруни. Платье на нем голубого цвета; волосы вьются кудрями по голове; глаза и выражение лица дитяти прекрасны.

19. Профессора К.П. Брюллова. Картон, написанный им в 1846-м году для транспарантной картины, изображающей Спасителя во гробе и принадлежащей графу Николаю Владимировичу Адлербергу.
Почивший Иисус лежит, покрытый белою пеленою, с сложенными на груди руками. Печать смерти изображена на бледном Его лике; пред Ним предстоит ангел с преклоненною головою, в благоговейном молении; терновый венец, как знамение претерпенных Спасителем страданий, лежит у гроба. Таинственный небесный свет озаряет пещеру.
Сказав о религиозной идее, которою проникнуто это замечательное произведение нашего знаменитого живописца, нельзя не упомянуть и об искусстве, с каким выполнены картон, и написанная с него картина. В ней только два аршина ширины, но Иисус изображен лежащим во весь рост, и это сокращение фигуры произведено мастерским выполнением рисунка света и тени на всей фигуре и складках покрывала, которым облечено тело Спасителя. Картон нарисован черным карандашом.
Это творение принадлежит к редким по искусству произведениям. Оно одно, если бы Брюллов менее был известен, составило бы славу великого художника-мыслителя.

20. Его же. Голова Спасителя в терновом венце. Отягченный страданиями, Иисус обращает слезящие глаза к Небу. Скорбь, кротость и терпение выражаются на Божественном Его лике.
Это вполне мастерское и исполненное вдохновения произведение принадлежит к последним трудам К.П. Брюллова, пред отъездом его в 1849-м году в чужие краи, где он кончил жизнь свою. Написано на картоне масляными красками.

21. Его же. Нашествие Гензерика на Рим. Великолепный оконченный эскиз, по которому К.П. Брюллов намеревался написать большую историческую картину. По возвращении из Италии, он написал этот эскиз в Москве для Алексея Алексеевича Перовского, известного в русской литературе, но скрывшего настоящее имя свое под псевдонимом; после кончины его этот эскиз перешел к его брату его высокопревосходительству Василию Алексеевичу Перовскому, а им подарен хозяину галереи.
В этом произведении виден творец Помпеи. Вторгнувшийся в Рим победитель распространяет повсюду ужас и опустошение. Устрашенные жители спешат укрыться от преследования воинов Гензерика. Покушения врагов устремляются и на святыню. Папа во всем облачении, сопровождаемый духовенством, стоит в дверях храма и ограждает его.
Мастерское расположение групп, в котором Брюллов так изяществовал, сила выражения, красота колорита и бойкость кисти, ставят эту картину в числе замечательнейших его произведений.

22. Его же. Портрет главноначальствовавшего над Почтовым Департаментом князя Александра Николаевича Голицына, написанный в 1840 году. Князь изображен во весь рост, сидящим на креслах в своем кабинете; подле него письменный его стол, с большими столовыми часами, на которых стоит бюст Императора Александра; вдали видна открытая дверь, ведущая в другие комнаты. Одежда на князе та, которую он всего чаще любил носить - серый фрак. Лицо его живое, мыслящее, взгляд, вызывающий на разговор с ним. Смотря на этот портрет, забываешься, что видишь перед собою картину. Отделка лица, рук, всей фигуры и околичностей, представляет совершенную натуру. Художник показал в этом изображении весь необыкновенный талант свой в портретной живописи.

23. Его же. Портрет знаменитого баснописца Ивана Андреевича Крылова. Написан эскизно, быстро. Это отличный подмалевок, в котором нельзя жалеть, что он не получил во всех частях полной выработки. Сходство верно, поразительно. Здесь виден живой Крылов, со всею грузностью его тела, со всею тонкостью его ума и с его спокойным и добродушным лицом. Обмыслив свой сюжет, он, кажется, готов проговорить вам одну из прекрасных своих басен.

24. Его же. Поясной портрет К.П. Брюллова.
Поэт-художник, освободясь от тяжкой болезни и слабый еще в силах, в минуту вдохновения, изобразил себя в этом портрете. С бледным, похуделым лицом, которое во время болезненного недуга обросло бородою, сидит Брюллов в больших креслах, на коих покоится уставшая от работы рука его. В этот момент она совершила великий подвиг; бойким, размашистым почерком кисти, она влила жизнь, душу и мысль в начертанный ею портрет живописца, и обработав с удивительным искусством его голову и руку, остановилась на этом, наметав слегка все прочее. Здесь особенно замечательна прозрачность телесного покрова, которая, утонясь от болезни, придала более идеального выражения лицу. Портрет этот, поразительный сходством, изумительный быстротою исполнения, и особенно выполнением света и тени, может стать на ряду с гениальными произведениями величайших мастеров.

25. Его же. Овальный грудной портрет хозяина галереи, написанный в 1849 году. Фёдор Иванович Прянишников изображен во фраке, белом жилете и черном атласном галстуке; в этом портрете, как и во всех произведениях Брюллова, чрезвычайно много жизни и рельефности.

26. Его же. Константинопольский рынок. Картину эту хотя и нельзя отнести к собственным произведениям Брюллова, но она причисляется к ним потому, что писана с акварельного его рисунка, под его надзором, и пройдена его кистью. Это усугубляет интерес картины, которая при занимательности сюжета исполнена жизни и движения.

27. Бурдина. Внутренний переспективный вид малой придворной церкви в Зимнем дворце, при дневном свете. Картина небольшая, но весьма привлекательная, по старательному выполнению тонов и освещению.

28. Профессора А.Г. Варнека. Голова молодого пленного Турка, в зеленой чалме и восточном уборе. Голова прекрасная в чертах и исполненная какой-то задумчивости, приличной юноше, лишенному свободы.

29. Его же. Грудное изображение мальчика, держащего на руках болонскую собачку. Лицо его мило, выразительно, волосы небрежно раскинуты, и во всем видно вирное подражение натуре. Эта картина отличается свежестию колорита и жизнию.

30. Его же. Поясной портрет молодого человека с скрипкою в руках; выражение улыбающегося лица его прекрасно.

31. Академика А.Г. Венецианова. Больная молодая крестьянка в постели, готовится к причащению Св. Таин; сельский священник в ризе стоит перед нею с Св. Дарами; одна из присутствующих ее поддерживает; несколько поселян и поселянок окружают кровать больной; престарелая мать на коленях молится с теплою верою. Эта картина служит превосходным образцом таланта Венецианова в изображении сцен русской народности.

32. Его же. Овальная картина, изображающая старую крестьянку, опершуюся на клюку, в балахоне и с белым платком на голове. Мастерское произведение, в котором особенно обращает на себя внимание искусная отделка выразительного лица старухи.

33. А.А. Витберга. Изведение Апостола Петра из темницы ангелом. Произведения кисти г. Витберга весьма редки и потому мало известны. Эффект освещения хорошо выполнен. Картина писана в 1806 году.

34. Волкова. Маленькая картина, изображающая Венеру, выходящую из воды и окруженную прислуживающими ей нимфами. Замечательна силою тонов и искусным размещением фигур.

35. Волоскова. Вид Выборга с моря, ночью, при лунном свете.

36. Профессора М.Н. Воробьева. Осенняя ночь в Петербурге, при свете луны.
Вид взят с набережной у Академии Художеств; Исаакиевский мост, Зимний дворец и Адмиралтейство мелькают сквозь сумрак; но несмотря на эту темноту, в картине все прозрачно и все предметы отделяются.

37. Его же. Светлая летняя ночь в Петербурге. Здесь профессором Воробьевым разрешена трудная задача изобразить ту ночь, которая имеет столько прелести для петербургских жителей, когда природа озаряется не дневным, и не от лунного сияния, а каким-то особенным дивным светом, который разлит по всему небу и воздуху. Вид взят с Троицкого моста, ближе к  Петропавловской крепости. Нева почти недвижна как зеркало, по ней скользят местами суда и лодки; с одной стороны обрамливает ее Дворцовая набережная, с пышными своими зданиями, с другой берег Васильевского острова. Прозрачность воды и воздуха переданы превосходно; линейная и воздушная перспектива соблюдены с полною отчетливостию; одним словом, вся прелесть природы искусством переведена в картину.

38. Его же. Повторение известной картины его, находящейся во дворце и изображающей вид Мертвого моря. Знойный и туманный воздух разливается по всему пространству; солнце едва проникает сквозь пары, которые носятся над морем, и облекает их теплым светом. Бездвижность воды и тихость воздуха отвечают оцепенелости природы. На голом берегу расположена группа людей, приготовляющих, у разведенного огня, пищу; с другой - у иссохших дерев под наметом изображен Дмитрий Васильевич Дашков и сам художник, ему сопутствовавший; вблизи от них сидят несколько Турков.

39. и 40. Академика С.М. Воробьева. Две написанные им в 1849 году картины. В одной представлен вид древнего замка на берегу моря, в Италии; в другой терраса в Позилиппо, с вьющимися над нею виноградными лозами. Освещение ее, сквозь густоту зелени, выполнено весьма удачно. Обе картины отличаются тщательною выработкою, отчетливою рисовкою и верностию тонов.

41. Горецкого. Большая картина. Престарелый католический священник, сидящий на креслах, исповедует молодую девушку. Характер головы слушающего старца и робкое лицо юной кающейся мастерски выражены, а живопись сильна, верна и выказывает школу, которой художник принадлежит: он ученик Брюллова.

42. Девицы Дубовицкой. Большой водопад, падающий с крутизны в реку, усеянную порогами. Гора и противный берег покрыты лесом и кустарником. Пена и брызги от стремительного падения воды удачно переданы.

43. Профессора А.Е. Егорова. Богоматерь в облаках с стоящим возле Нее Предвечным Младенцем с благословляющею рукою. По сторонам их херувимы. Картина написана в прекрасном стиле, и колорит ее привлекателен.

44. Его же. Оконченный эскиз в малом виде, написанной по нем для Казанского собора иконы сошествия Святого Духа на Апостолов. Здесь в малом размере картины, ученый художник выказал большой талант в искусстве рисовки, группировки и выражения.

45. Его же. Оконченный эскиз, изображающий положение Иисуса во гроб. Три ангела, держащие крест, как эмблему страдания, парят в воздухе. Скорбящая Богоматерь лишается сил от горести. Строгий, изящный рисунок тела и головы Иисуса и искусная постановка всех фигур в разнообразных движениях и позах, различие характера лиц, красота Магдалины и ангелов - делают это произведение необыкновенно замечательным.

46. Профессора А.И. Зауервейда. Военная сцена. Небольшая, тщательно выработанная картина известного нашего баталического живописца.

47. К.А. Зеленцова. Поясное изображение мальчика с кульком за плечами и с кувшином молока в руках. Живая прекрасная головка, с искусством написанная.

48. Его же. Молодой русский крестьянин в белой рубашке, сидящий в избе и надевающий лапти. Приятная картина.

49. Его же. Акварель, представляющая станционный дом зимою. Много правды.

50. Его же. Пожилой крестьянин в синей рубашке, держащий в руке ломоть черного хлеба с солью; правую руку он поднимает, чтобы, по благочестивому русскому обычаю, помолиться перед принятием пищи. Голова его служит чистым выражением русского народного типа.

51 и 52. Иванова. Два пейзажа, изображающие дикую Крымскую природу. Принадлежат к весьма удачным опытам развивавшегося таланта живописца, в цвете лет умершего.
53. Капкова. Голова молодой женщины, в овале, нарисованная в профиль.
Пригожая черноволосая женщина, в траурной одежде, сидит, склонив голову, в грустном размышлении; из глаз ее катятся слезы; черный вуаль небрежно спускается с волос на полуоткрытые плечи. Эта картина действует на чувства зрителя.

54. Профессора Кипренского. «Читатели газет». Здесь на небольшом пространстве помещены четыре человека в натуральную величину, по пояс. Один в халате, подложенном мехом, держа на руке маленькую собачку, читает газету. Прочие трое, также в халатах, обстали его и слушают с вниманием. Мастерское размещение фигур, отделка и выражение лиц, ставят эту картину наряду с отличнейшими произведениями Кипренского в портретной живописи.

55. Его же. Тибуртинская Сивилла, в глубокой думе держащая свиток. Свет висящей лампады отражается с большим эффектом на лице ее.

56. Его же. Пейзаж весьма простой в своем составе, но исполненный прелести. Лес и идущий по полю путник с собакою, составляют сюжет картины; день склоняется к вечеру; на небе скопляются тучи; гонимые ветром облака красиво обрисовываются на горизонте. Легкая и свободная кисть живописца выказала здесь талант Кипренского и в пейзажной живописи; опыт его в этом роде принадлежит к числу весьма немногих.

57. Его же. Грудной портрет пожилого мужчины во фраке. Хотя и не из лучших произведений Кипренского, но в портретной живописи все его труды замечательны.

58. Кукевича. Солдаты, разводящие зимою огонь в лесу.

59. Лебедева. Пейзаж, представляющий окрестности Альбано, близ Рима; замечательный по особой манере, с какою Лебедев густо набрасывал на полотно краски и гармонировал их между собою. Часть картины занята лесом; верхи дерев образуют свод, который простирается в глубину и представляет длинную аллею, живописно освещаемую лучами солнца. Другая сторона картины открывает вид вдаль, где бесподобно рисуются горы и здания. Лебедев, конечно, был бы одним из превосходнейших пейзажистов; но к сожалению, смерть постигла его в начале блестящего художественного его поприща.

60. Советника Академии Левитского. Поясной портрет престарелого священника, в рясе, который по всей справедливости может почесться лучшим произведением Левитского в портретной живописи. Написан широкою мастерскою кистию, силен колоритом и исполнен одушевления; рельефность головы представлена в совершенстве.

61. Его же. Большой поколенный портрет купца Сезамова, сделавшего значительные пожертвования в пользу московского воспитательного дома. Сезамов изображен в шелковом кафтане на меху, опоясанном кушаком; в руке держит сверток бумаг с планом воспитательного дома. Портрет замечательный как по труду живописца, так и по лицу, им представляемому. Он написан в 1770 году.

62. Его же. Поясной портрет Императора Павла Петровича, в детском возрасте, в костюме и прическе того времени. Отличается мягкостию и нежностию кисти в отделке лица, в котором много живости и выразительности в глазах.

63. Его же. Поясной портрет Н.И. Новикова, оказавшего важные услуги русской литературе изданием многих полезных сочинений в прошедшем столетии. В портретах своих Левитский не знал посредственности, все они носят отпечаток большого таланта. К мастерской выделке он присоединял и уменье давать разнообразные и всегда свободные и непринужденные позы своим фигурам.

64. Его же. Отличная копия с женской головки Греза, с полуоткрытою грудью и наброшенным на голову покрывалом.

65. Лапина, ученика Брюллова. Молящийся старец в простонародной русской одежде, с бородою и с сложенными на груди руками, в обыкновенную величину, в пояс. Написан верно, бойко и выразительно.

66. Профессора Лосенка. Портрет, в малом виде, во весь рост, сидящего в кабинете мужчины, во французском кафтане и прическе прошедшего столетия. Рисунок и выполнение хороши, но колорит слаб.

67. Лучанинова. Мастерская копия с превосходной картины Мурилло в Императорском Эрмитаже, изображающей отдых Святого Семейства. Лучанинов передал здесь с большим искусством красоты оригинала, и соблюл всю теплоту и прозрачность живописи Мурилло, также как и золотистый тон его.

68. Его же. Весьма хорошая копия с картины Мурилло в Императорском же Эрмитаже, представляющей лествицу св. Иакова.

69. Ф.Ф. Львова. Небольшой пейзаж, мило выполненный любителем-живописцем; в нем хорошо изображено действие ветра, пробегающего по кустам и раздувающего хвост и гриву пасущейся в поле лошади.

70. Профессора А.Т. Маркова. Эскиз, представляющий сцену из жизни св. мученика Евстафия, когда он был выведен с своим семейством на арену Колизея и обречен к смерти. На арене, в виду бесчисленного множества зрителей, воины сражаются с дикими зверями. Среди этого страшного боя св. Евстафий стоит с своими детьми и возводит к небу молящиеся взоры; лев его охраняет. Эскиз богатый по сюжету, интересу содержания, сочинению и выполнению.

71. Мартынова. Сельский пейзаж тщательной отделки.

72 и 73. Матвеева. Два большие пейзажа, писанные в 1811 году и представляющее роскошные красотами природы виды Сицилии. Матвеев считается первым, по времени, отличным русским пейзажистом. Картины его богаты красивою обстановкою и разнообразием видов, объемлющих большие пространства, и отличаются старательною выработкою. К числу их в особенности принадлежат оба эти пейзажа.

71. Мейера. Пейзаж, представляющий Алтайские горы и реку. Приятный и воздушный тон, освещение и колорит этой картины выказывают талант пейзажиста. Растущий на берегу кустарник и зелень написаны ловкою и бойкою кистью.

75. Его же. Небольшой пейзаж, пленяющий верным и искусным подражанием природе. Ряд густых дерев, под тению которых отдыхают коровы; за деревьями даль с озером и раскинутыми по возвышениям селениями и зданиями, которые обрисовываются сквозь пары воздуха - вот сюжет этого пейзажа. В нем все просто, естественно и мило.

76. Его же. Небольшой пейзаж, представляющий один из видов по течению реки Псёла, в Полтавской губернии. Милая, прелестная картина, где легкая, игривая кисть художника также передала природу с большим искусством и верностию.

77. Михайлова, ученика Брюллова. Русская пригожая крестьянская девушка, в праздничном уборе, ставит в церкви свечу пред иконою; старуха подносит грудного ребенка приложиться к образу; позади их молится престарелый крестьянин. Картина привлекательная и сюжетом и исполнением. Народный русский костюм и типы лиц схвачены и переданы молодым живописцем весьма верно. Здесь замечательно также и искусное соединение двух светов: дневного, проникающего сквозь окна храма, и света от теплящихся пред иконами свечей.

78. Графа А.Н. Мордвинова. Вид моря в ясную и тихую погоду, с плывущими по нем судами. Картина эта, написанная в светлом и прозрачном тоне, служит прекрасным образцом таланта графа Мордвинова в изображении морских видов.

79. Профессора Т.А. Нефа. Молодая италиянская поселянка сидит на своде руины, к которой пристроена ее хижина, и смотрит вдаль, прикрывая рукою глаза от солнца. В отдалении видна гора с каскадом. Темные вечерние облака сгущаются на горизонте, и лучи заходящего солнца, освещая поселянку, играют ярким блеском на ее одежде и камнях руины.

80. Его же. Картина, служащая парою первой. Молодой красивый пастух, в белой рубашке, сидит на выдавшейся у берега моря скале, поросшей травою, и указывает рукою вдаль. Около его, в разных направлениях, гуляют козы. Здесь представляется утро в полном солнечном блеске; эффект освещения прекрасно выполнен на фигуре и одежде пастуха.

81. Олешкевича. Поколенный портрет Озерова, брата известного нашего драматического поэта, писанный в 1827 году. Озеров изображен сидящим на креслах, с накинутою сверх сюртука шубою. Голова и руки тщательно выработаны.

82. Орловского. Четыре воина, из которых один в шишаке и латах, беседуют, сидя под нависшим над ними утесом. Небо покрыто густыми облаками; пейзаж дикий, во вкусе Сальватора Розы. Картина эта, написанная мастерски, принадлежит к числу весьма немногих произведений Орловского в живописи масляными красками.

83—90. Его же. Восемь рисунков в два карандаша и одна акварель, изображающие обыкновенные сюжеты Орловского: горских всадников, группы беседующих и отдыхающих солдат и поселян; одна из сцен ночная, представляющая греющихся у огня людей. Во всех виден бойкий и смелый манер живописца, позы и движения фигур разнообразны и естественны; карандаш его умел давать всему жизнь и движение.

91. Его же. Прекрасная и с большою тщательностию выполненная гуашь, изображающая охотника с ружьем и собакою в поле.

92. Петровского. Агарь в пустынь с сыном Измаилом, истомленным жаждою. Припав на колено, страдающая мать придерживает рукою изнеможенного ребенка, другую подъемлет к небу, прося спасенья. Скорбь матери и томление сына выражены превосходно. Труд молодого живописца, который обещал много, если бы смерть не прекратила на ранней поре дни его.

93. Советника Академии Причетникова. Большой пейзаж. На первом плане возвышаются два высокие развесистые дерева, за которыми протекает река; вдали видны строения и город. Тон пейзажа теплый и золотистый.

94. Академика Рисса. Цыганский табор в лесу. Две цыганки ведут горячий спор; лица их и цыган хорошо выражены; колорит картины приятный и довольно сильный.

95. Риццони. Веселая пирушка. Вечером, при свете ламп и свечей, пируют, в полном разгаре веселья, несколько мужчин и женщин. Шампанское льется пенистою струей в бокалы, страсти разыгрываются, и все кипит наслаждением. Группировка, расположение фигур, выражение лиц и освещение исполнены превосходно молодым живописцем, который с большою ловкостью и искусством изображает юмористические сцены.

96. Его же. Малороссийская корчма. У входа в корчму евреи разменивают деньги крестьянину, который несет за плечами битую дичь. Здесь наблюдательный глаз живописца мастерски подметил и верно с натурою передал характеры, приемы и одежду действующих лиц; не забыта и малороссийская горелка, которою угостил себя в избытке один из присутствующих. Картина привлекательная и выработанная весьма тщательно.

97. Родчева. Прекрасный академический этюд, изображающий Андрокла со львом в пещере, отличающийся силою колорита и бойкостию кисти мастера.

98. А.П. Сапожникова. Небольшая вакханалия. Приятное произведение даровитого любителя-художника.

99. Тима. Алжирка учит ходить дитя, заставляя его следить за черепахою. Картина эта показывает, что талант живописца усовершился под руководством Гораса Вернета.

100. Тропинина. Русская пригожая кружевница, которой внимание отвлечено на другой предмет от ее рукоделья. Полуфигура в настоящую величину, исполненная привлекательности, правды и жизни.

101 - 103. Его же. Три картины. В одной изображена деревенская девушка, сидящая за прялкой; в другой мальчик, играющий на дудочке, и в третьей молодая татарка в национальном костюме.

104. Академика Тыранова. Слетающий ангел, в белом одеянии, с масличною ветвию в руке. Полуфигура в овале. Свет, который освещает ангела, прекрасное выражение лица и грациозность позы придают особенную прелесть этой картине.

105. Его же. Большая картина; изображающая младенца Моисея у берегов Нила, когда мать опускает его в корзине на струи реки, и обращает в сторону взоры, исполненные грустной решимости, страха и ожидания. В этом произведении выказался вполне талант художника. Типы голов и особенно выразительность лица матери прекрасно выполнены. Доселе это важнейший труд Тыранова.

106. Профессора и ректора Академии Г.И. Угрюмова. Избрание на престол Михаила Феодоровича Романова. Оконченный эскиз, по которому написана большая картина, хранящаяся в Академии Художеств. С теплым русским чувством изобразил Угрюмов в этой превосходной картине тот великий час, когда юный Царь, стоя на амвоне храма, перед лицом духовенства, бояр и народа, приемлет подносимую ему корону.
Лицо его, исполненное красоты и доброты душевной, сияет царственным величием.

107. Академика Фрике. Один из видов Фаля, мызы графа Бенкендорфа, близ Ревеля, снятый у водяной мельницы. Ярко освещен лучами солнца, проникающими сквозь густоту дерев, с искусством написанных художником.

108. Хруцкого. Старуха в чепце, вяжущая чулки. Полуфигура в натуральную величину. Здесь хорошо освещена голова старухи, внимательно углубившейся в свое рукоделье.

109. Его же. Плоды и цветы, тщательной отделки. Сквознота, глянцеватость и пушистость фруктов и винограда с мастерством выполнены. Хороша также выделка вазы и стакана с водою.

110. Академика Григория Чернецова. Один из видов Палестины, представляющий те места, где Спаситель совершил чудо благословентем пяти хлебов и рыб, для насыщения ими стекшегося во множестве народа. Художник олицетворил это действие в своей картине, и тем придал ей еще более достоинства. Пейзаж этот, замечательный по изображению местности, отличается и прекрасною в всех частях выделкою. Свет разлит в нем превосходно; воздух, вода, даль, все совершенно гармонирует с общим тоном картины.

111 - 113. Академика Никанора Чернецова. Три вида, снятые с натуры, во время путешествия братьев Чернецовых по России. Один представляет берега Волги, другой долину в Крыму, и третий вид Тифлиса.

112. 114. Его же. Вид грота, образовавшегося от остатков древнего здания, близь Казани. Прекрасный по отделке и освещению.

115. Его же. Вид сельской хижины в Крыму, с вьющимися по навесу виноградными лозами. Проблески солнечных лучей и переливы тонов гор в отдалении хорошо переданы.

116. Чумакова. Голова старухи, окутанная, по простонародному обычаю. шерстяным платком, который опускается на плечи. Морщинистое лицо ее с впалыми губами выработано весьма тщательно и необыкновенно верно.

117. Шалешина. Картина, написанная им в Италии и представляющая пляшущую с тамбурином в руке Транстеверинку. Полуфигура в натуральную величину. Поза пляшущей и живой, веселый взгляд ее исполнены огня и выразительности.

118. Шведе. Шашечные игроки. Старый отставной солдат играет в избе в шашки с крестьянином, и лукаво усмехается, поставив в тупик своего противника. Физиономии игроков, и в особенности торжествующего солдата, переданы верно и удачно.

119. Профессора и ректора Академии В.К. Шебуева. Тайная вечеря. Изображение лица Иисуса и восседающих с ним Апостолов превосходно. Произведение, признанное одним из лучших Русской школы в этом роде живописи. По сочинению, оно принадлежит к замечательнейшим изображениям Тайной вечери.

120. Его же. Св. Василий Великий, молящийся на коленах пред олтарем, во время священнодействия. Св. Дух, в вид голубя, парит в высоте. Прекраснейшее повторение, в небольшом размере, известной знаменитой иконы Шебуева, находящейся в Казанском соборе.

121. Его же. Оконченный эскиз плафона для церкви, изображающий видение св. пророка Иезекииля. Мастерское произведение по мысли и по исполнению. Колорит и тон картины яркий и светлый, вполне соответственный величию изображенного предмета.

122. Штейбена. Поясной портрет главноначальствующего над почтовым департаментом графа Владимира Федоровича Адлерберга, в генерал-адъютантском мундире, со шляпою в руке. Отличается сходством и силою колорита, составляющего принадлежность кисти Штейбена. Произведения его, более известные в чужих краях, у нас редки. Портрет написан в 1848 году.

123. Его же. Молодая красивая Андалузянка, в бархатном платье, с открытою грудью. Полуфигура в натуральную величину. Голова, глаза и выражение лица прекрасны и исполнены грации; шелковистые черные волосы, заплетенные в косы, спускаются по плечам; в руках красавицы цветок. Кружева и прочие украшения выработаны с большою отчетливостию. Картина писана в 1834 году.

124. Штернберга. Группа италиянских поселян, играющих в карты в трактире, и окруженных зрителями. Размещение фигур искусное, позы свободны и непринужденны, физиономии выразительны; свет падает на них чрез открытый с поля вход в трактир, и это освещение произведено с большим эффектом. Картина сильная колоритом и мастерски скомпонированная.

125. Его же. Итальянские пиферарии. Остановясь пред иконой Богоматери, вставленной в киот на наружной стене здания, они поют молебные гимны; сидящая у стены на скамье слепая старуха слушает их с глубоким вниманием. Яркий свет безоблачного неба, прозрачность и теплота воздуха, серебристое сияние висящей в фонаре пред образом лампады, все это сливается в превосходную гармонию тонов и придает картине большую прелесть.

126—127. Его же. Две головы, одна пожилого, а другая молодого Итальянца, написанные бойкою и ловкою кистию. Мастерские очерки, свидетельствующие, что Штернберг был одарен великим талантом и в портретной живописи. Головы полны жизни и выражения. Характер каждого изображается в его чертах и взгляде.

128. Шульмана. Буря на мор. Имеет довольно эффекта и прозрачности в красках.

129—131. Щедрина, Сильвестра. Три картины. Одна представляет вид Сорренто, родины Тасса в Италии, со стороны моря; другая террасу на берегу, освещенную солнцем, в окрестностях Неаполя, и третья перспективный вид Рима, со стороны Тибра и замка Св. Ангела. Все три, и в особенности последняя, исполненная со всею окончательностью, представляют отличные образцы великих талантов Щедрина в пейзажной и перспективной живописи.

132. Его же. Морской вид во время ночи, при свете луны. На берегу, у разложенного огня, несколько людей занимаются работами, и эта часть картины, принадлежащей к начальным произведениям живописца, весьма искусно выработана.

133. Эриксона. Семейство русских крестьян, нарисованное пастелью. Во время путешествия Императрицы Екатерины II в Крым, живописец Эриксон, находившийся в ее свите, написал, по приказанию ее, эту картину. Она заключает в себе грудные портреты старика деда, бабки и их домочадцев; замечательна по художественному исполнению и по национальному характеру лиц, верно переданному.
Эриксон не принадлежит собственно к русской школе живописи, но включен здесь по тому памятному случаю, которым подал повод к написанию этой картины, исполненной им совершенно в русском духе.

134. Академика Яковлева. Собственный портрет, написанный самим художником, который изобразил себя в белой рубашке, с бюстом женской головы в руках. В лице и глазах его много одушевления.

135. Его же. Грудной портрет пожилого мужчины. Искусство художника в портретной живописи выказывается вполне и здесь.

136. Академика Федотова. Приезд жениха. Здесь полная домашняя сцена. Сваха возвещает, с торжественным видом, отцу невесты о прибытии жениха; старик в радости торопится принять желанного гостя; дочь с жеманною стыдливостию отбегает в сторону; мать удерживает ее за платье и уговаривает, чтобы она не робела; кухарка ставит на стол пирог и посматривает иронически на невесту; прислужник, неся бутылки с вином, переговаривает с выглядывающею из двери старухою; между тем в другой комнате, через полуоткрытую дверь, показывается жених и закручивает с самодовольным видом усы. Все это, так же как самые костюмы действующих лиц и убранство комнаты, переданы мастерски живописцем. Здесь каждое лицо говорит, действует прилично своему положению; мысль выражена во всяком жесте, взгляде и движении. Г. Федотов написал эту картину в 1848 году. В живописном отношении она свидетельствует, что художник, одаренный самостоятельным талантом в изображении юмористических сцен, столь же хорошо исполнял, как и обдумывал свои сюжеты.

137. Его же. Утро после ночной пирушки. Герой картины, усердно угостивший своих друзей, в халате и с папильотами на голове, горячо спорит с своею служанкою и с важностию напоминает ей о своем достоинстве. Но привыкшая к господину служанка этим не смущается и, держа в руке кофейную мельницу, а в другой его сапоги, с ироническим смехом показывает ему продырившиеся подошвы. Лица обеих фигур исполнены выразительности, тщательная же отделка всех подробностей, всех мелочей, разбросанных после бывшего угощения в беспорядке в комнате и по полу, показывает, что живописец не оставил ничего без внимания, для дополнения сюжета картины. Она писана в 1846 году.

*

Кроме картин Русской школы, которых галерея Федора Ивановича Прянишникова представляет богатейшее собрание, в ней находятся: прекрасный поясной портрет Императрицы Марии Феодоровны, работы Лампи, и портреты, в ту же меру, Императора Петра I-го, Его дочери, Великой Княгини Анны Петровны, Герцогини Голстинской, приписываемые хорошему иностранному портретисту Мору.

Из немногих скульптурных произведений русских художников, первое место занимает большая и изящная по отделке и композиции группа профессора Витали, на фронтоне Исаакиевского собора, представляющая Богоматерь с Предвечным Младенцем и св. Иоанном Крестителем, отлитая из бронзы профессором бароном Клодтом.

Прекрасный, вылепленный профессором Мартосом, эскиз из глины, в котором изображен Апостол Марко, пишущий св. Евангелие.

Воин в древнем русском вооружении, верхом на лошади. Сочинение и отливка из бронзы барона Клодта.

Небольшая бронзовая группа, представляющая Юпитера и Юнону, профессора Мартоса.
Нагая сидящая нимфа, выточенная из дерева известным по особому искусству в этом роде художником Кузнецовым.

Изнуренная рабочая лошадь, отлитая из меди, и собака, вылепленная из воска любителем-художником О.И. Юшковым.


И. АНИЧКОВ
С. Петербург
16 января, 1853.


(А. Ивановский «Федор Иванович Прянишников и его картинная русская галерея». СПб.: В Тип. Ф.С. Сущинского. 1870.
Впервые: «Москвитянин» 1853 г. Современные известия. С. 97 – 114).

Подготовка текста и публикация М.А. Бирюковой.


Рецензии