Хас-Булат ал-Ахти - военачальник, один из руководи

Хас-Булат ал-Ахти — военачальник, один из руководителей Кубинского восстания


Хас-Булат ал-Ахти ас-Самбури ’ад-Дагистани (ум. в конце 1837–начало 1838) — лезгинский военачальник, участник Кавказской войны. Один из главных руководителей Кубинского восстания в Южном Дагестане в 1837 году.


Во второй половине августа 1837 года в Кубинской провинции началось вооруженное восстание лезгин. Из Кюре, Кураха, Карчагской долины и других мест на помощь кубинцам стекались добровольцы. Самый внушительный контингент прибыл из верхних кубинских обществ во главе с ахтынцем «Газбулатом». Силы восставших превышали 12 тысяч человек. 30-го августа окружили Кубу и держали её в осаде 13 дней.


За все время осады ни и. о. военно-окружного начальника в Дагестане И.А. Реутт, ни срочно переброшенный со всеми своими силами из Аварии генерал К.К. Фези, ни прибывший со своими войсками начальник Джарской области генерал Севарсемидзе, ни даже сам барон Розен ничем не могли помочь осажденным. Они наблюдали за ходом событий с почтительного расстояния и не рисковали вмешаться. Ситуация для русских была критической. Но последовала неожиданная развязка. По приказу Розена ширванский комендант мобилизовал 900 человек милиции и послал помочь Кубе. Однако ширванские милиционеры, вместо того, чтоб спешить на помощь осажденным, занялись грабежом кубинских сел. Повстанцы, прослышав о мародерах, побежали защищать свои дома и имущество.


11 сентября 1837 года ал-Хаджжи Мухаммад ал-Хулухви (ум. ок. 1838) снял осаду с Кубы и распустил оставшееся войско. Случай, можно сказать курьезный, осажденные отказывались в это верить и ещё сутки не снимали осадного положения. Позже подполковник Л.А. Богуславский назвал это «усмирением мятежной провинции… мирным путем», объявив грабежи и мародерства мирными средствами. На этом кубинское восстание 1837 года закончилось. Наиболее активные участники, которым грозила смертная казнь, ушли к самурцам, но царь Николай I строго приказал привлечь к суду всех зачинщиков и главных лиц восстания. Самурские общества попали под прицел Кавказского военного начальства.


В феврале 1838 г. генерал-майор Реутт приказал арестовать скрывающихся в самурских обществах главарей восставших. 26 февраля отряд под командованием подполковника Букчиева под покровом ночи ворвался «в верхние деревни Кубинской провинции» и захватив всех попавшихся мужчин в Кара-Кюре и Мискинджа, сумел беспрепятственно уйти в Кубу. Арестованных, всего 53 человека, Букчиев предъявил как предводителей Кубинского восстания. И Реутт, и Розен прекрасно понимали, что арестованные в лучшем случае были рядовыми участниками восстания, ни одного главного лица среди них не было. Но они также понимали, что продвигаться дальше и оставаться в верхних обществах дольше Букчиев по известным причинам не мог.


19 марта 1838 г. Розена отстранили от занимаемой должности. Новым Главноуправляющим гражданской частью и пограничными делами Грузии, Армении и Кавказского края и одновременно командующим Отдельным Кавказским корпусом — так звучал полный титул Наместника Российской империи на Кавказе — стал генерал-лейтенант Евгений Александрович Головин. У самурских «вольных обществ» к этому времени тоже появился новый военачальник — им стал ахтынец Шайх Малла ал-Ахти, о «Газбулате» больше известий нет, возможно, погиб у стен Кубы.


Автор: ‘Али Албанви


На фото: Кубинско-Дербентское ханство на карте Кавказского края с обозначением границ 1806 г.


Литература / источники


1. Эскендеров Б. Засекреченный поход Головина. Некоторые подробности покорения «вольных обществ» Самурской долины [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/33cNyw, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 23.02.2023). — Яз. рус.


Рецензии