Актёры, ушедшие рано Олег Даль Часть 1

                ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

                ЧЕЛОВЕК - ХОЗЯИН СВОЕГО РАЗУМА

          И вновь мои устремления поведать Вам дорогие читатели об актёрской
  судьбе.Что могла бы быть намного дольше...однако...- далеко не всё в наших
  силах.И на этот раз я постараюсь раскрыть Вам жизнь российского актёра Олега
  Даля.

  Итак Олег Иванович Даль(25 мая 1941 год,Люблино Московская область,СССР - 3
  марта 1981 год,Киев Украинской ССР,СССР) - советский актёр театра и кино.

  Олег Даль в 1963 году окончил Щепкинское театральное училище при Малом театре.
  В кино Олег  дебютировал в студенческие годы,сыграв Алика Крамера в фильме
  Александра Зархи "Мой младший брат".Среди киноработ Олега Даля 1960 - х годов
  Женя Колышкин("Женя,Женечка,Катюша"),Солдат и кукольник("Старая,старая
  сказка")Соболевский(Хроника пикирующего бомбардировщика").

  В 1970 - х годах фильмография актёра пополнилась Шут("Король Лир"),Лаевский (
  "Плохой хороший человек"),Зилов("Отпуск в сентябре"),принц Флоризель("Клуб
  самоубийц,или приключения титулованной особы")и другие персонажи.

  В 1987 году за роль Зилова Олег Даль был посмертно удостоен специального приза
  Союза кинематографистов на Всесоюзном фестивале телевизионных фильмов.

  Значительная часть творческой биографии Олега Даля связана с театром
  "Современник",куда актёр был принят после окончания Щепкинского училища.На
  сцене "Современника" молодой актёр играл в разные годы Ваську Пепла("На дне"),
  Мужчину("Вкус черешни"),Камаева("Провинциальные анекдоты"),Балалайкина(
  "Балалайкин и К"),Сэра Эндрю Эгьючика("Двенадцатая ночь").

  Работая в других театрах страны,артист воплотил на сцене образы Двойникова
 ("Выбор",Ленинградский театр Ленинского комсомола),Беляева(" Месяц в деревне"
  Театр на Малой Бронной).
  В последние месяцы жизни Олег Даль репетировал в Малом театре роль Ежова (
  спектакль "Фома Гордеев"),до премьеры к великому сожалению актёр не дожил.

  Обращаясь в ретроспективу его жизненного пути - в ноябре 1976 года у Олега
  появилось желание попробовать свои силы в режиссуре,что и привело его на
  Высшие курсы сценаристов и режиссёров,откуда он был отчислен в 1977 году.С 23
  октября 1980 года Олег Даль преподавал актёрское мастерство во ВГИКе.

  Скончался Олег Даль на сороковом году жизни 3 марта 1981 года в Киевской
  гостинице "Студийная" во время творческой командировки в результате сердечного
  приступа,спровоцированного зашитой противо алкогольной капсулой.К сожалению в
  актёрской жизни далеко не всё так безоблачно.

  Похоронили Олега Даля на Ваганьковском кладбище.

  Часть рукописей творческого архива Олега Даля(стихи,письма,черновики
  сценариев)были опубликованы после его смерти.В 2021 году на стене дома,где жил
  Олег Иванович в течении трёх последних лет(Смоленский бульвар 6- 8),была
  установлена мемориальная доска.

  ПРОИСХОЖДЕНИЕ,ДЕТСКИЕ и ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ
  ****************************************
  Вновь повторяясь Олег Даль родился 25 мая 1941 года в городе Люблино(ныне
  район Москвы).Его отец - уроженец Воронежской губернии Иван Зиновьевич(1904 -
  1967 год) - был выпускником Московского института путей сообщения,прошедший
  заводской путь от инженера до главного конструктора предприятия.Мать -
  Прасковья Петровна работала учителем в школе.Существует,как минимум две
  версии,связанные с происхождением Олега Даля.

  Согласно одной из них отец Олега имел при рождении фамилию Жерко.По семейной
  легенде в молодости он писал заметки в газете "Гудок" под псевдонимом Даль и
  впоследствии "узаконил" вымышленное имя в паспорте.По другим данным Иван
  Зиновьевич рассказал сыну об их фамилии,упоминал,что бабушка Олега была родом
  из Луганска откуда  фамилия Даль.

  Семья Далей,в которой росло двое детей(старшая дочь Ираида родилась в 1933
  году),проживала в Люблино,на улице Московской,ныне Люблинской.В школьные годы
  Олег хотел стать лётчиком,однако  из - за чрезмерной активности в спорте у
  юноши возникла проблема с сердцем,и мечту о полётах пришлось оставить.К числу
  внеклассных увлечений Олега относились также рисование,занятие в хоре,
  посещение театральной студии при Центральном доме детей железнодорожников.
  Сознавая,что для получения ролей необходимо решить проблему с дикцией в том
  числе с выговариванием буквы "р"он сумел самостоятельно без вмешательства
  логопеда преодолеть картавость.Впоследствии Олег рассказывал,что на его
  профессиональный выбор повлиял роман "Герой нашего времени",прочитанные
  произведения Михаила Лермонтова. Даль сказал себе:Я должен стать актёром,
  чтобы сыграть Печорина".

  ЩЕПКИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ.ПЕРВАЯ РОЛЬ в КИНО
  *******************************************
  Родители Олега Даля решение сына стать артистом приняли без энтузиазма,однако
  препятствовать выбору не стали.В 1959 году получив аттестат об окончании
  средней школы он подал документы в Щепкинское театральное училище при Малом
  театре.На вступительном экзамене он читал монолог Ноздрёва из "Мёртвых душ" и
  отрывок из лермонтовской поэмы "Мцыри".
  Несмотря на то,что привычные представления о гоголевском персонаже явно не
  соответствовало внешнему облику абитуриента("длинный,худющий,с копной вьющихся
  волос),Олег был принят на курс профессора Николая Анненкова(кафедра мастерства
  актёра).
  Олег Даль,как отмечали исследователи относился к учёбе весьма серьёзно.На
  втором курсе он стал вести дневник,в котором анализировал лекции
  преподавателей,и того драматургического материала,который студенты разбирали
  во время занятий.В дневнике Олег пытался найти отличия между такими понятиями,
  как "злободневность" и "актуальность",делал наброски сюжетов там же
  содержалось признание:"Понял,пьесы мне не написать.Я ещё слишком глуп и мал".

  В студенческие годы к Олегу пришёл первый успех,причём  не на сцене,а в кино.
  В 1961 году Александр Зархи познакомился ещё в рукописном варианте с романом
  Василия Аксёнова "Звёздный билет",сумел убедить худсовет "Мосфильма" в
  необходимости начать съёмки картины о молодых героях,которым хочется жить - и
  всё.Быть людьми,соблюдать моральный этикет,но оставаться свободными.Поиски
  исполнителей для фильма,получившего название "Мой младший брат" привели
  режиссёра вначале в Щукинское театральное училище.Так на съемочной площадке
  появились студенты Андрей Миронов,Александр Збруев и Олег Даль,которому
  досталась роль Алика Крамера.

  По воспоминаниям Зархи у него осталось неоднозначное впечатление о работе с
  Олегом Далем.С Одной стороны,Олег сразу понял суть создаваемого образа его
  герой - "человек свободной души,не сдерживающий себя в оценке происходящего
  вокруг событий" - во многом напоминает самого себя.С другой стороны,артист -
  дебютант не мог осознать,что длительный предсъёмочные репетиции необходимы для
  рисунка роли,а поэтому постоянно импровизировал:"Сегодня он репетировал так,
  завтра репетировал по другому,находясь в том же образе,но иначе <..> Мне как
  режиссёру нужно было подстроиться под его актёрскую индивидуальность.
  Несколько угловатый,ещё не оформившийся,уже не мальчик,но ещё не "муж" - таким
  появился на экране Алик - Олег Даль.Он был,в общем похож на своих сверстников:
  щенячий апломб,лёгкая рисовка выдавали в нём неутомимое желание "выпрыгнуть"
  из своего возраста..<...> В то время его герой пришёлся как раз в пору.Про
  Даля так и писали,что он привёл на сцену и на экран аксёновских  мальчиков.

                Наталья Галаджева биограф Олега Даля

  Наталья Галаджева считается самым авторитетным биографом Олега Даля.На её
  счету несколько книг о выдающемся актёре.Публикации его дневников,а также
  многочисленные стихи.Увлечение творчеством артиста началось у Натальи
  Галаджевой в последний год его жизни.Когда она работала над дипломом во ВГИКе.
  " Я училась на вечернем,работала там же лаборантом на кафедре - рассказывает
  Наталья Петровна "Звездному бульвару".
  В 1980 году Олег пришёл преподавать актёрское мастерство на режиссёрский
  факультет.Его пригласили Александр Алов и Владимир Наумов.Он сначала
  отказывался,но они его уговорили.
  Далее она вспоминает - "Посторонних на занятия не пускали,поэтому я
  заглядывала в щёлочку,прислушивалась,что происходит в мастерской - призналась
  она.Студенты Олега Ивановича показывали ему нечто вроде спектакля.Небольшая
  комната,разделённая надвое,с одной стороны просцениум,с другой - зрители
  преподаватели.Ребята играют хорошо,с нервом,но очень волнуются.Олег Даль сидит
  чуть в стороне,неподвижно,уткнув подбородок в длинные сплетённые пальцы.
  Отсутствующе смотрит на происходящее.Он - есть и его нет.Хочется узнать в чём
  дело,помочь,ободрить.Но,это невозможно,Даль сдержан и неприступен.

  Основной корпус дневника Даля до сих пор не опубликован - продолжает
  она.Именно в них можно найти причину его невостребованности.Олег Даль - из
  породы артистов,которым очень важен драматургический материал - объясняет
  Галаджева.Он понимал,что такое настоящая драматургия,а в кино и театре таких
  ролей было мало.Поэтому он от многого отказывался,к примеру от роли Пети
  Трофимова в "Вишнёвом саде".Он давно вырос из этой роли и типажно играть не
  хотел.
  Прощальной работой Олега Даля стал его аудиоспектакль по стихам Лермонтова.
  Актёр планировал его назвать "Смерть поэта" и поставить в зале Чайковского.
  Минкульт взбунтовался против такого "депрессивного" названия и Даль предложил
  более нейтральное "Завещание".От этого проекта остались лишь чёрная
  магнитофонная запись,которая недавно выходила на СД.Спектакль утвердили,но
  решение об этом пришло лишь в день смерти Олега Даля 3 марта 1981 года.
               
                14.08.2015 год

                ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ

                ************  ************

                26.02.2023


Рецензии