Шах - королю! Шах - королеве!
У мамы была подружка, тётя Тая (Орлова). Не знаю, что она делала на заводе, но летом много лет подряд она работала воспитателем в заводском пионерском лагере. Хотя тогда, кажется, в штатах лагерей ещё не было воспитателей, и, возможно, её должность называлась по другому. Но уж точно по возрасту своему она не могла быть пионервожатой. И не была она музыкальным работником. Музыкальным работником в лагере был тогда молодой парень, который сам играл на аккордеоне, а из нас организовывал «шумовой оркестр». Я периодически выполнял то партию расчёски, обёрнутой папиросной бумагой, то был даже барабанщиком. Кроме барабана настоящим музыкальным инструментом в оркестре был ещё аккордеон, которым как и всеми нами управлял музыкальный работник. Кроме шума, который мы производили согласно определению, музработник требовал от нас, чтобы мы периодически издавали по большей части бессмысленные вопли, и всё это он называл — скиффлом. Так вот тётя Тая в этой музыкальной компании участия не принимала. А ведь могла бы, как считали мы, оркестранты. Могла бы, потому что она очень хорошо играла на гитаре. По вечерам, когда в лагере ужин уже закончен и до отбоя ещё есть время, тётя Тая под гитару пела песни. Тогда вокруг неё собиралось пропасть народа. Не помню, чтобы ей особенно подпевали. И потому, что слов не знали, и потому, что песни были для нас необычными, не располагавшими к хоровому пению. Какой был у тёти Таи голос, я сейчас не могу представить, но, пожалуй, в нашем оркестре её бы не было слышно. Но дело не в этом, слушали её не из-за какого-то необыкновенного голоса... А из-за чего не знаю. Может быть из-за того, что всё так тогда удачно смешалось — тёплые летние вечера в Чапурниковской балке, негромкий гитарный перезвон, необыкновенные сюжеты, рассказанные необыкновенными словами и все мы вместе. Может быть. Теперь я понимаю, что пела она баллады и городские романсы — жанр тогда в 40-е годы не сильно популярный, не то, что в конце 50-х и тем более в 60-е. Так получилось, что потом, когда моё пионерское время прошло, а тётя Тая куда-то уехала, мне больше не пришлось услышать ни одной из её песен. Я всё забыл, и только время от времени из памяти всплывало: «...шах королю, шах королеве, и пешки съели короля...».
Однажды я подумал, что по этой строчке можно найти песню в интернете. Поначалу поиски ничего не давали. Конечно, я мог запомнить строку не точно. Например, надо не «пешки съели...», а «пешки сняли...». И в самом деле, почти сразу попал на сайт со сборником «Странники войны: Воспоминания детей писателей. 1941-1944», в котором Э. Росина-Друцэ рассказывает, что она в чистопольском интернате под музыку декламировала стихи:
...Ночь. Оплывают в замке свечи,
Король уж спит... Но вдруг набат!
Мелькают головы и плечи,
Народ берёт дворцовый сад.
- Смерть королю! Народ разгневан.
Гул голосов, звон хрусталя,
Шах королю, шах королеве,
И пешки сняли короля.
И время то же -1944 год.
Потом нашёлся и полный текст стихотворения:
Пренебреженьем к этикету
Смущён холодный мажордом.
Король французский на паркете
Играет в шахматы с шутом.
Взгляд короля спокойно гневен.
Закон фигур ему знаком:
"Шах - королю! Шах - королеве!" -
Снял короля король конём.
Война... Король спокойно гневен.
Закон войны ему знаком:
"Шах - королю! Шах - королеве!" -
Взял короля король мечом.
Ночь... Оплывают в замке свечи.
Король уж спит... Но вдруг набат.
Мелькают головы и плечи:
Народ берёт дворцовый сад!
"Смерть - королю!" - Народ разгневан:
Гул голосов, звон хрусталя...
"Шах - королю! Шах - королеве!" -
И пешки сняли короля.
И автор - В. Агатов. Не нашлась только мелодия песни. И, наверное, уже не найдётся.
Рецензии