Дева гор. 8. Счастье и зло

                Не бойтесь потерять тех,
                кто не побоялся    
                потерять вас.
                Чем ярче горят мосты за спиной,   
                тем светлее дорога впереди.

                /Омар Хайям/

Дева гор. 8. Счастье и зло

Когда приехал Магомет, весёлый и радостный (он, как оказалось, такой и был в жизни всегда – откуда мне было знать!), моя жизнь резко изменилась. Теперь моей радости и счастью не было конца: любовь и гордость за мужа переполняли меня.
Мы стали ходить в гости к моим родителям, к его товарищам. У меня изменилось настроение, даже осанка стала иной.

Я была счастлива!

До его приезда встреч между моими родителями и его родственниками не происходило.

Конечно, родители, люди, умудренные опытом, догадывались о моей ситуации. Но… тоже молчали. Не вмешивались – терпели. Они тоже ждали приезда Магомета. Когда же он приехал, вам не рассказать про мою радость! Неужели я вышла из-под гнёта, освободилась от этого ада?

Я мечтала о нашей будущей совместной жизни. Иных мыслей у меня уже и не было. Как он и обещал при расставании, муж привёз для меня много разных и очень красивых тканей на платья, в основном из натурального шёлка, кофточки; очень модные в то время лакированные грузинские туфли. Но… я их больше не увидела.

– У нас есть ещё сыновья! – с этими заносчивыми словами семейка быстро упрятала мои подарки в громоздкий сундук, на который навесили амбарный замок, для пущей надежности подергав его. Ключи от сундука моментально исчезли на груди у старшей хозяйки семьи – под ветхой, прокисшей от пота, фуфайкой, которую та никогда с себя не снимала.

Ещё более накалилась обстановка, когда муж так, чтобы все слышали, сказал:

– Ася, завтра подавай заявление об уходе с работы, сдавай свою библиотеку тому, кого назначат, а потом сходи в район и снимись с учёта.

Обыденная фраза повергла семью в шок. Они спали и видели, что я бесконечно работаю и, низко кланяясь, ежемесячно продолжаю делать им подношения в виде своей зарплаты.

А когда настал день отъезда, Магомет самонадеянно сказал:

– Забираем, Ася, вот этот матрац и шерстяное одеяло! Это – приданое моей мамы, которое, в своё время, она лично принесла в этот дом.

Надо сказать, что с упомянутого события прошло уж много-много лет. После смерти отца Магомета, его мама несколько лет оставалась в семье покойного мужа. Семейка из корысти не хотела выпускать из рук эту тихую заботливую женщину – золотую работницу.

Но, всё же, братья забрали её и выдали замуж за прекрасного человека, с которым у неё сложилась хорошая семья.

Теперь Магомет вознамерился забрать эти единственные вещи, оставленные ему мамой. Матрас и одеяло с вечера были аккуратно увязаны и лежали на полу комнаты, где мы спали.

– Все стараются домой приносить, а ты из дома таскаешь! – шумно возмутилась хозяйка дома, женщина тучная и с больными ногами. При этом она, опираясь на палку, с большим трудом волоком потащила упакованный матрац в дальний угол комнаты, и, охнув, грузно уселась на него:

– Не дам! – властно заключила она, прихлопнув по матрацу тяжелой ладонью.

Здесь впервые говорю, кто такая «хозяйка». Это была бабушка моего мужа!

Теперь он, обескураженный, стоял с растерянным видом, невольно опустив голову. Здесь же находилась и его мама, которая тоже ничего не могла возразить, не имея тут никаких человеческих прав. Она долго прожила в этой деспотичной семье, родив здесь четверых детей.

Какая-нибудь другая языкастая, знала бы, как вести себя в этой ситуации и быстро укоротила бы такую наглость. Суровое горское воспитание и скромность не позволяли ей так поступить. И ещё она знала, что «семья» её по-прежнему ненавидит. Здесь не любили никого!

Муж наивно просил вернуть хоть что-нибудь из привезенных для меня вещей, но ответ был такой же, но в более злобной и заносчивой форме.

– Хотя бы туфли отдайте, как я повезу её в этих старых сапожках?

Сапожки до свадьбы сшил мне отец.

Бабушка с демонстративной злостью швырнула к его ногам одну туфельку, а после некоторого раздумья – другую.

– На, подавись! Чтоб они были последними в её жизни, – злобно прошипела она.

В этот момент мне стало очень жалко Магомета и его маму с мокрыми глазами. У меня тоже навернулись слёзы.

По-моему, мой муж ни до, ни после этого, никогда не был так оскорблён. Это из-за того, что я невольно оказалась свидетелем его унижения.

Такое не забывается: эпизод до сих пор стоит у меня перед глазами.

А младшая дочь хозяйки, которую никак не могли выдать замуж по причине её злобного характера, тоже противно заревела, брызгая слезами. Но она плакала вовсе не потому, что, глядя на эту сцену, вдруг пожалела нас. Нет! Она даже в этой ситуации завидовала мне, что я уезжаю с молодым мужем, пусть даже без отобранной одежды, что передо мной откроется мир, что я вырываюсь из-под их контроля!

Слёзы были вызваны чёрной завистью, яростной ненавистью ко мне и, думаю, вдобавок и ко всему миру, который существовал под небесами, не спросив у них разрешения.

А когда мы вышли из дома, она, ударяя себя кулаками в грудь, закатила с балкона истерику, поворачиваясь в сторону хорошо видимой величественной вершины горы Шалбуз-Даг, известной нашим мусульманам своими святыми местами:

– О, Шалбуз-Даг! О, Аллах, великий и всемогущий! Да чтоб она переломала себе ноги  и не смогла бы вернуться! – обильно сыпала она подобные проклятья с балкона ненавистного мне дома.

При этом она прицельно кинула вдогон камень, который, видимо, припасла заранее! Камень упал рядом, докатился и попал мне в ногу.

– Какие у них гнилые души! – не удержался Магомет, – да пропадите вы пропадом!

Я обернулась. Да, стихи в обостренном сознании возникали мгновенно!

                Покинула ваш дом зловещий
                Вы камень кинули вослед
                Мне сразу стих явился вещий –
                Судьба вам явит много бед…

                Тот камень в цель не угодил –
                Души Бог видел чистоту
                Господь судьбу мне подарил –
                Счастливой жизни красоту!

Нас провожала женщина, родственница обеих семей. Она, ведя меня под руку, ласково успокаивала меня:

– Милая девочка, ничего, не обращай внимания! Скоро ты их забудешь. Да пребудет с вами Всевышний!

И мы ушли! И мы уехали!

О дальнейшей нашей жизни – это уже разговор другой!

Приехав на место в Грузию, мы сняли частную квартиру. Время было послевоенное, скудное. После войны прошло всего шесть лет. Понятно, что мы оказались перед серьёзными бытовыми трудностями. Из одежды ничего не имелось, кроме того, что было на нас. Магомет очень переживал за меня. Он принёс из части односпальную кровать, солдаты помогли набить наши наволочки морской травой, и так мы начали жить. Стихи же сочинялись светлые!

                Чтобы лучилось наше счастье
                И розой чтобы жизнь цвела
                Тебя любила и в ненастье
                Любовь я нашу сберегла!

Все равно, после того, что испытала в течение года в его семье, для меня это был рай, я была хозяйкой! Теперь я всячески его подбадривала, говорила, что у нас всё будет, как и в других, нормальных семьях.

                Для любимого словА
                Всегда есть в сердце у меня
                Как и в его душе весна
                Цвести не может без меня!
 
Так и случилось! Я приложила для этого все свои силы и умения, а, главное, желание и энтузиазм, которых теперь у меня хватало в избытке.



На снимке – автор с родителями, 1955 год. Фото из семейного архива.

Предыдущая глава №7 – http://proza.ru/2023/02/27/1058

Продолжение глава №9 – http://proza.ru/2023/02/27/1264


Рецензии
С милым рай и в шалаше.
Есть такая пословица.
Появилась новая офицерская семья.
Ей, удачи!

Реймен   22.04.2023 21:20     Заявить о нарушении
Да, Валера, семья получилась счастливая, в ней я и вырос.
Спасибо тебе искреннее!
Вперед, к новым творческим вершинам!

Олег Шах-Гусейнов   22.04.2023 22:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.