Дева гор. 9. Думы

                Трудно замыслы Бога постичь, старина.               
                Нет у этого неба ни верха, ни дна.

                /Омар Хайям/

Дева гор. 9. Думы


Самое загадочное во всей этой истории – вопросы, на которые до сих пор не нахожу ответа.

Почему эти люди были таковы? За что меня так ненавидели, в чём таились причины издевательств и оскорблений, которые я сносила, стиснув зубы?

Молчала настолько, что за целый год семейной жизни, если можно это назвать жизнью, они не знали, есть ли у меня вообще язык. Кроме хорошего я ничего для них не сделала, стараясь изо всех сил.

Эти вопросы до сего дня не выходят у меня из головы. Также никто из них и их родственников за шестьдесят пять лет нашей совместной с мужем жизни – тоже не мог связно пояснить в этом плане ничего путного.

Об этом приходят мысли бессонными ночами, которые случаются с возрастом. Наверное, с этими мрачными думами так и уйду в мир иной. Неведомо. Как это обидно и страшно. Несправедливость ближних – явление вдвойне обидное.

Однако я благодарна судьбе. У мужа много прекрасных родственников со стороны матери, которые меня понимают, любят и уважают. Это его братья с разросшимися, как и наша, семьями, его родная и единственная младшая сестра с семьей, с которой я дружна, как с родной сестрой. Разве не таковы должны быть отношения между родными и вообще между людьми!

Так и хочется воскликнуть: «Люди! Да оставайтесь же вы просто людьми!»

Грустно и примечательно ещё и то, что их отношение ко мне, приправленное жгучей ненавистью, так укоренилось в этом тухуме (роду), что, к великому сожалению, передалось и следующим поколениям – детям и внукам. Они меня тоже «сильно любят». Почему так – и сами объяснить не смогут.

Недавно узнала про такое понятие, как «зомби». И мне иногда кажется, что они все просто зомбированы. Наверное, ненависть заразна. И это не их вина, а беда. Они не ведают, что живут в среде, отравляющей душу.

Желая молодому поколению счастья, радости в жизни, благополучия, я, прежде всего предостерегла бы их от злобы и ненависти к людям, а, тем более, к родственникам. Ведь чувства наши – бумеранг, имеющий свойство возвращаться. Таковы законы человеческой жизни, установленные самим Творцом.

У меня нет к этому роду никакой ответной ненависти. Ненависть и обида – понятия разные. Отношусь к ним как к близким родственникам моего мужа, моих детей. Хочу, чтобы между ними сохранялись и поддерживались родственные связи. А в конечном итоге, как говорится, Аллах им судья.

На этом завершу краткую, но искреннюю исповедь из небольшого отрезка моей насыщенной самыми разными событиями, жизни. Возможно, кому-то она покажется излишне эмоциональной или наивной, кому-то – не столь значимой в нынешней круговерти жизни, где идёт бешеная погоня за материальными благами и в которой можно потерять как голову, так и душу. Что такое алчность и ненависть, перерождающие людей, я уже видела в юности. Урок!
 
Возможно, будут правы и те и другие. Ведь жизнь у каждого – своя. Думаю, просто надо понимать с молодости, какой это бесценный дар – жизнь, каждый её миг. Мы способны замутить эту радость своими поступками, эгоизмом и злобой, совершенно отравив её как ближним, так и обязательно – себе.

Однако на душе стало легче. Обида отпускает меня. Правильно сказал Магомет:

– Давай, Ася, опубликуем твои воспоминания-переживания. Они облегчат твою душу и, возможно, выручат каких-то людей в сходной ситуации, а иным помогут избегнуть её. Вот твой сын пишет рассказы и повести, ищет и выдумывает замысловатые сюжеты. А невыдуманный поучительный «сюжет» – вот он.

Теперь, когда я думаю, что кому-то такие записи помогут хоть чуточку стать лучше и чище, внимательнее и добрее, то мою душу согревает светлая надежда и вера в лучшее будущее. Ведь всё изложенное, кто бы что ни подумал – правда, потому что это часть моей прожитой жизни.

А ещё радостно и покойно на душе оттого, что, рассказывая вам свою историю, я с большой теплотой и любовью вспоминала и думала о бесконечно дорогих и близких мне людях, образы которых вновь и вновь проходили перед глазами. И в ответ я словно ощущала на себе свет их благодарных и любящих очей.

Пусть сберегаемая память и вам придаёт новые импульсы к жизни, мои родные и близкие!


Картинка из инета (спасибо автору!)

Предыдущая глава №8 – http://proza.ru/2023/02/27/1199


Последняя и завершающая глава №10 – http://proza.ru/2023/02/27/1323


Рецензии
Часто вспоминаю свою родню.
Была большая.
Жили дружно и помогали друг другу во всем.

Реймен   30.04.2023 19:46     Заявить о нарушении
Так и должно быть, и у нас - так же! Но вот матушке в юности встретились такие "мутанты", иначе и не назовёшь.
Спасибо, Николаевич!

Олег Шах-Гусейнов   30.04.2023 20:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.