Знамение или Песни о Будде

   Знамение или песни о Будде, увиденном в замочную скважину


     Будда все время присутствует в моей душе : но не как безошибочный учитель, чьим наставлениям я должен следовать, а скорее как доминирующая музыкальная мелодия, что сопровождает меня по жизни и, конечно, будет сопровождать меня и в прохождении сквозь игольное ушко смерти.
     Сколько себя помню, мне всегда не хватало старшей сестры. Вообще сестры, но еще лучше – старшей. Старшая сестра воплощает в моих глазах – и как будто бы до сих пор – вечную женственность без того непреодолимого стремления воспользоваться ею на физиологическом уровне, на котором построена вся наша земная жизнь.
     Все-таки что там ни говори, а эпиграфом к физической любви, как бы гармонична она ни была, и поныне служит знаменитое высказывание древнегреческого мудреца, который, на вопрос ученика, нужно ли ему жениться, сказал : «Женишься ты или нет, ты в обоих случаях пожалеешь». А вот о параллельной жизни с сестрой жалеть вряд ли возможно. При условии, разумеется, что между братом и сестрой есть взаимопонимание и родтвенная любовь.
     Другое дело, что отношением с сестрой жизни не заполнишь. Все так. Вообще, подобные рассуждения хороши только под занавес, когда супружеская жизнь подходит к концу, завершаясь либо разводом, либо смертью, либо преимущественно  человеческим сожительством. И в любом из этих трех вариантов – других как будто бы нет – есть свои достоинства и свои недостатки. Между тем я не знаю ни одного мужчины, который был без ума от естественной привилегии быть просто родным братом родной сестры.
     Это значит, что мои вышеприведенные рассуждения отчасти надуманны. Слава богу, что только отчасти. Но и от них я не отрекаюсь. Как видно, не только то, что есть рядом с нами, определяет нашу жизнь, но едва ли не в большей мере и то, чего нет. И воздействие отсутствующего на нас быть может даже значительней, потому что субтильней.
     Я это испытал на собственном опыте. Как-то раз – не помню уже когда – моя мать обмолвилась, что за год до моего рождения она родила девочку, которая не прожила и месяца, умерев от скарлатины. И вот тень непрожитой жизни моей старшей сестры легла на мою : теперь уже почти прожитую. И мне стало ясно, что тень эта в значительной степени определила уклад моих мыслей и настроение моей души.
     Чего стоит одна моя непреодолимая внутренняя тяга именно в отсутствующем видеть и ощущать соль земной жизни. Причем отсутствие никоим образом не означает несуществования. Ведь никак нельзя сказать, что моя старшая сестра не существует. Она именно отсутствует. Точно также, как отсутствуют все решительно феномены, имеющие для нас первостепенное значение : бог, душа, высшие смыслы и тому подобное.
     Взять даже мою вторую жену. Ее присутствие рядом со мной на протяжении двадцати лет было залогом моего безоблачного счастья. Год назад смерть придала ей отсутствующий статус. И счастье мое обратилось в свою противоположность – горе. Но отношение наше на фоне раз и навсегда ичезнувшей жизни, пожалуй, только выиграло в бытийственной своей непреходящности.
     Странным образом у меня такое чувство, словно старшая моя сестра теперь мне чуть ближе, чем вторая жена. Неудивительно : то, что нами изжито до конца, отошло от нас как будто далеко-далеко. А то, что мы по тем или иным причинам не изжили, как будто рядом и только ждет момента, чтобы к нам приблизиться.
     Все эти мысли, опираясь на интуицию, но не в силах опереться на жизненный опыт, приобретают поневоле субстанцию музыки. Хотелось бы надеяться : той самой наиболее значительной и мною беконечно любимой. То есть Баха и позднего Моцарта.
«Эк, куда хватил!» – качнет добродушно-улыбчивой головой читатель. И правильно сделает. «Безумству храбрых поем мы песню», – сказал однажды незадачливый поэт в прозе. Почему бы иной раз не спеть и о самом себе? Попытка, как говорится, не пытка. Авось получится.
     Чувствуете, к чему я клоню? Правильно : как можно меньше слов и как можно больше музыки за ними.
     А также : как можно меньше Будды словесного и как можно больше его же музыкального.


Рецензии