Дева гор. 10. Авторские мысли

                Святые руки наших матерей
                Весь мир хранят заботливо и нежно
                И щедро дарят с самых первых дней
                Своё тепло и добрую надежду.

                /Расул Гамзатов/


Дева гор. 10. Авторские мысли

Вместе с братом и отцом мы долго и печально размышляли, что написать в память о маме на её надгробии. Мы хотели избежать банальностей и обратились к её стихам. Там мы и нашли строки, которые печаль нашу сделали светлой.

Соединение двух природных начал дает замечательный результат воспроизводства жизни. Так устроены потаенные пружины развития нашего мира. Возможно, так задумано самим Творцом, и данный порядок вещей не сломили тысячелетия, не порушили катаклизмы: войны, голод, мор, рождение и исчезновение государств, культур и цивилизаций.

В отличие от мужчин, женщины – это особенная категория людей, но женщина-мать – ещё важнее. В ней святость и тайна материнства, мудрость веков, хранящих жизнь, несмотря на парадоксальное стремление человечества изжить себя путём бесконечных войн. Она антагонист бесчеловечности, потому что она – мать.

Если для мужчины семья – это крепкий тыл, опираясь на который, он стремится к целям, которые находятся вне семьи, то для женщины семья вовсе не «тыл», а самая, что ни есть, горячая «передовая».

На создание и процветание своей семьи женщина кладёт жизнь, отдавая себя без остатка природному зову, великому призванию. Это – средоточие и цель всех её усилий, и, пожалуй, смысл жизни. Это объект её негасимой любви, источник мыслей и надежд, мечтаний и свершений.

В силу этих особенностей женщина глубоко эмоциональна, её переживания сильнее, и след в душе они оставляют тоже более глубокий. Мужчина по природе воин, и какие-то внутренние терзания не оседают в его душе и памяти, растворяясь в водовороте событий, которые для него в приоритете: карьера, успех, честолюбивые замыслы, положение и… движение – вперёд и вперёд. Иначе это не мужчина!

У женщины-матери, «чьей грудью вскормлен весь мир», как говаривал великий писатель-гуманист А.М. Горький, эти отдельные негативные эпизоды жизни и размышления над ними значительно чувствительнее и глубже, потому что она – женщина, потому что – мать, потому что высока её ответственность перед сохранением рода человеческого.

Мамы не стало 29 июня 2017 года…

                Острее граней алмаза я
                И прозрачней струи родника!
                Слаще дикого мёда я
                И прохладу таю – ледника…

Эти строки, в которых она поэтически воспела загадку и суть девы гор – кавказской женщины-горянки, и стали эпитафией на её надгробии. Они ясно выражают светлый след её души в этом мире.

Строки эти не просто эпитафия! Они адресованы и живущим. Этот краткий поэтический образ, который родился в её сердце, способен расправить поникшие плечи любой женщины, побуждая её смотреть в суровый и прекрасный мир взглядом гордым и ясным – взглядом девы гор.


P.S. Незабвенный и дорогой наш отец ушёл 11.04.22 года, пережив на пять лет маму.
     Эх, если бы жизнь родителей можно было продолжить, выкладывая здесь главу за
     главой, дорогой Читатель...

     Спасибо, друзья, за внимание, понимание и сопереживание! Всем желаю только
     добра, здоровья, любви и долгих лет жизни, а пишущей братии – творческого
     вдохновения и благодарной читательской аудитории!


23.02.23 

г. Барановичи




На фото – Мама, я и мой младший брат Вячеслав. Грузия. Где-то 1959 год...

Предыдущая глава №9 – http://proza.ru/2023/02/27/1264


Рецензии
Несмотря ни на что, воспоминания- размышления получились светлыми и жизнеутверждающими. Очень хорошо подобраны эпиграфы - цитаты из произведений Расула Гамзатова, Омара Хайяма. Они дополняют повествование и настраивают читателя на нужный лад.

Образ Вашей мамы напомнил мне о другой женщине, жившей в лезгинском селе Дигях, расположенном между Кубой и Кусарами,на севере Азербайджана. Это была бабушка моих друзей,она всю жизнь проработала в школе, преподавала литературу. Согнувшаяся от ревматизма и нескончаемой сельской работы, она всегда словно излучала свет и добро. В молодости тоже писала стихи по-лезгински. Помню, она читала мне стихотворение о сельских девушках и переводила. С тех пор помню, что руш - это девушка. А название села, как она объясняла, означает "два места" или "две дороги".

Спасибо большое.

Вера Крец   27.01.2024 21:45     Заявить о нарушении
Вера, большое спасибо за внимание к этой небольшой повести и за столь добрый отзыв!

Здоровья, добра и удачи!

Олег Шах-Гусейнов   27.01.2024 21:47   Заявить о нарушении
"Руш" - это, да, девушка! ))

А вот "дигях" ("дигагь" - лезг.) - слова такого в лезгинском языке нет. "Два места" или "две дороги" - звучит на лезгинском совсем иначе. Судя по рувики, это - название (на древнеперсидском языке ди — село, гях — обжитое место; отсюда дигях — место села, то есть поселение).

Олег Шах-Гусейнов   30.01.2024 10:51   Заявить о нарушении
Добрый день, Олег Магометович. Спасибо за уточнение. Может быть, я неправильно запомнила. Это было уже лет пятнадцать назад. Но помню и другие слова. Например, ацука - садись. Тоже боюсь, что перепутаю что-то. Йад ( или яд )- вода. Ну и еще кое-что, нужно вспомнить. Жила в том селе у бабушки моих друзей некоторое время. ))

Вера Крец   30.01.2024 15:02   Заявить о нарушении
А вот эти слова, Вера - совершенно верно! ))) А село такое есть, конечно. Только название - древнеперсидское, не лезгинское.

Олег Шах-Гусейнов   30.01.2024 15:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.