Итоги удобных докладов чиновников

Прошел год как мы живем в состоянии военного противостояния с внешним миром.

За это время много чего произошло. Определились непримиримые враги, появились осторожные друзья, вскрылись системные проблемы в функционировании государства.

В общем маски сброшены окончательно, и мы уже не имеем тот театр, где все играют удобные им роли.
Как показывает история именно военное противостояние обнажает все скрытые проблемы, а проблем, как теперь выясняется, накопилось очень много.

Никто не спорит, что Россия пока устояла перед санкциями и общество даже не почувствовало их количество и качество. С другой стороны все только начинается. Санкции могут набрать силу и показать свой нрав через год или два, если мы не перестроим в корне отношение к своей экономике.

Европа же удивительно быстро оправилась от кризиса и продолжает давить нас санкциями.
Вот это если и напрягает больше всего. Многие очень любят говорить что мы в России долго запрягаем , но потом быстрое движемся. С другой стороны пока гром не грянет, мужик не перекрестится. То есть мы начинаем запрягать только, когда грянет гром и все равно делаем это неспешно ?

И не подтверждает ли эту мысль Чехов.
Этак мы всю дорогу поедем? – спросил землемер, чувствуя сильную тряску и удивляясь способности русских возниц соединять тихую, черепашью езду с душу выворачивающей тряской.

Вполне очевидно, что отсчет мобилизации экономики надо вести от 2014 года , когда США с треском потеряли все надежды на Крым, но не оставили желания его себе завоевать. Санкционная война началась именно тогда и именно тогда, зная все притязания США стало очевидно, что грядет что-то очень серьезное. Именно тогда Украина объявила нам войну и стала демонстративно перевооружаться и мобилизовываться

Думаю подробности всем хорошо известны.

Особенность в том, что Украину перевооружал Запад и его цифровая связь, тактические системы управления боем, разведывательные комплексы, наступательные и корректирующие беспилотные средства оказались массовыми и более эффективными по крайней мере на первом этапе.

Если говорить о санкциях, то вполне очевидно, что их вводят только потому, что какая-то страна отстает в своем развитии и не может на них эффективно ответить. Россия в принципе не может наложить на США или на Германию санкции, только потому, что мы пока слишком зависимы от импорта продукции и технологий.

Догоняющий принцип развития технологий в России пошёл ещё со времён Петра Первого. Настолько глубоко мы, конечно, копать не будем, но обозначим: отставать — это наша старая-добрая традиция.

Если задать вопрос– что в промышленности является критическими в условиях войны? Любой здравомыслящий человек выделит две темы– станки и микроэлектронику.

Что мы сделали самое первое после ввода санкций? Обратились к дружественным странам. Это логично, но это только первый шаг, дальше надо развивать свои производства.

Но чиновникам для этого думать надо и соображать. Бизнесмены вообще пошли привычным для них путем. Зачем напрягаться и тратить деньги на развитие своего производства, когда можно найти поставщиков зарубежного оборудования и проектировщиков производства. Путем несложных ходов все оформляется как так называемая «локализация», то есть подтверждение того, что часть производства осуществляется в России.

Как результат строятся большие промышленные предприятия, в оригинале шоу-румы, для высокого начальства, где громко гудит оборудование, но реально ничего массового не производится. Зато все отчитались о том что импортозамещение идет семимильными шагами.

Вся наша проблема оказалось именно в этом.

По данным Правительства РФ, в 2019 году в структуре стоимости , например, судового комплектующего оборудования для военного кораблестроения стоимость иностранных комплектующих доходила до 60%. Иными словами, Военно-морской флот в современном облике корабельного состава, только на половину получился отечественным.

Программа импортозамещения в микроэлектронике со скрипом, но реализуется. Появились отечественные аналоги интегральных микросхем, соответствующих уровню американских, производившихся в прошлом десятилетии. То есть мы не развиваемся мы просто копируем.

Но есть и более вопиющие случаи.

Перемаркировка.
Некоторые заводы не стесняются покупать импортные компоненты, а затем просто наносят на них свою маркировку. Компонент становится отечественным. С одной стороны разъема нанесена отечественная маркировка, а по всему разъему название и логотипы одной известной иностранной фирмы. И этого тоже никого не смущает.

Отечественный компонент, в среднем, стоит в 20-100 раз дороже импортного аналога именитой фирмы. Производители электронных компонентов, по сути, работают только на производство спецтехники. Поставок компонентов на гражданку практически нет. Соответственно, производство получается мелкосерийное, считай что штучное.

Кроме того отечественные компоненты, за очень редким исключением, не предназначены для автоматизированного монтажа. И их, реально, сидят и паяют вручную,

Являются ли проблемы с импортозамещением неожиданными? Конечно, нет.

Уже давний 2015-й год, июль.«На разработку отечественных комплектующих для судостроения потрачены миллиарды. "Деньги съели, а результат ноль” —сказал Рогозин на Морской коллегии в Петербурге».

Но это только техника и часть ее проблем.

Кроме техники существуют начальники, командиры и генералы. Здесь тоже хватает проблем из разряда человеческий фактором

По своему опыту знаю как начальники на совещаниях докладывают не то, что есть на самом деле, а из разряда усладить ухо Генерального. Правду, как правило, не говорил никто и никогда. Кому охота расписываться в собственном разгильдяйстве и халатности. Легче дать нужные цифры и обеспечить себе ближайшие спокойные несколько дней или недель.

Вот конкретная ложь губернатора Воробьева, который в 2019 году сообщил Путину отличную новость о том, что в Подмосковье теперь будут собирать Мерседесы.

В.Путин: Это первый завод "Мерседес" у нас будет?
А.Воробьёв: Это первый завод в Восточной Европе. Он мощностью порядка 40 тысяч машин, четыре модели они будут выпускать."

Во-первых, Воробьев соврал, что это будет первый сборочный завод Даймлер-Бенц в Восточной Европе. В Венгрии уже несколько лет работает завод, собирающий 180 тыс. Мерседесов в Кечкемете.
Во-вторых, ничего хорошего еще один автосборочный завод нашей экономике не дает. Это очередное предприятие "отверточной сборки", которое совершенно не снижает зависимость нашей страны от импортных материалов и комплектующих, потому что в случае прекращения их поставки предприятие моментально станет.

Так в нашей стране и возникают "новые производства" и ставятся рекорды - по космическим запускам, производству тех или иных товаров, урожаям и прочим показателям.
Сперва чиновники в своих докладах президенту старательно приукрашивают действительность, манипулируют статистикой и делают приписки, а потом президент пересказывает эти "достижения" нам всем.

И катастрофа даже не в этом. На таких вот «сладких» докладах формируется политика и стратегия.
А что из этого выходит, вы и без меня сегодня прекрасно знаете.


Рецензии